Автор: Марина Хрусталева,
Университет практической психологии

5-дневный интенсив по развитию модальностей

В НЛП есть понятие репрезентативная система (модальность). Репрезентативная система – это преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. Выделяют 3 основных репрезентативных системы, или модальности:

1. Визуальная. Люди, у кого в большей степени развита эта модальность воспринимают информацию через образы. От таких людей можно услышать/прочитать фразы: «Я вижу», «Эта комната с яркими обоями и красивым диваном».

2. Аудиальная. Люди с этой развитой модальностью опираются на звуковые образы. Такие люди часто говорят: «Я услышал, что…», «В этой комнате очень тихо».

3. Кинестетическая. Люди с преобладающей этой модальностью лучше воспринимают информацию через ощущения. Люди с этой модальностью говорят: «Я чувствую, у меня такое ощущение», «Мне комфортно в этой комнате».

Вместе Визуальную, Аудиальную и Кинестетическую репрезентативные системы называют ВАК.

4. Дополнительная рациональная. У таких людей всё структурно и им проще всё воспринимать через цифры, таблицы и т.д. Люди с этой модальностью говорят: «Я думаю, я считаю, что…», «В этой комнате 2 дивана, живёт 2 человека и стоимость картины на стене 15 000 руб».

Каждый из нас воспринимает информацию через все каналы восприятия, но какой-то чаще всего у большинства – преобладает. Развивать нужно все каналы. Зачем?

  1. Наилучшее общение с людьми. Если вы будете общаться с кинестетиком на его языке, вы быстрее найдёте общее и он вас быстрее поймёт. Это полезно всем нам.
  2. Открытие богатства мира и получение настоящего удовольствия от окружающего мира. На вас свалится огромнейшее количество образов, звуков, ощущений… и вы прочувствуете, увидите, услышите то, на что давно не обращали внимание или что всегда проходило мимо вас.

Интенсив

Цель: за 5 дней развить свои аудиальную, визуальную, рациональную и кинестетическую репрезентативные системы и воспринимать мир во всей его полноте!

День 1. Визуальное восприятие и краски мира

Сегодня задача: смотреть, видеть, созерцать, наблюдать, рассматривать, представлять.

Изучайте и наслаждайтесь красками и оттенками, формами, размерами, текстурами... Что сейчас вокруг вас? Сколько предметов и красок? Оторвитесь от текста и изучите стены, пол и свою одежду, окружающих людей. Сколько увидите приглушенных и ярких тонов? Каких размеров предметы? А что за окном? Какие машины, во что одеты люди, а как покрашены дома? А давно ли вы смотрели на небо и всматривались в его глубину и бездонность? А когда любовались природой? А сколько оттенков листьев различите в парке? Сегодня - самое время!

Если есть возможность, забраться повыше и посмотреть на город: ночной или дневной? Сколько увидите всего или есть возможность в парке или в деревне полюбоваться природой. Сколько оттенков листвы увидите? Русский физиолог И. Павлов считал, что глаз человека может различить более 100 000 оттенков...

Наблюдайте захватывающие пейзажи (если есть возможность – то вживую), если отсутствует – то найдите красивую картинку в Интернете и рассмотрите её или любой предмет, который первым попадётся вам на глаза. Например, то, что под рукой: смартфон или компьютерную мышку. Посмотрите сегодня вечером на ночное небо: на луну и звёзды... И поиграйтесь со своим воображением. Вспоминая и рисуя, как художник яркие картины, меня цвет и фон, количество деталей и форм.

Яркого дня!

День 2. Аудиальный. Сегодня слушаем и слышим

Звуки природы, города, голоса людей… Однажды, мы со знакомым музыкантом обсуждали знаменитую группу. Я сказала, что на самом деле «поют они так себе и тексты у них такие же», на что он сказал: «А ты кроме текстов в музыку хоть вслушивалась? Какие там переходы делает гитарист, как круто отрабатывает барабанщик?!...»

Сегодня весь мир звуков наш! Прислушиваемся к окружающему. Раскладывайте звуки по составным элементам: если это музыка или шум города. Какие элементы можно там услышать, на чём сделать акцент? Слушайте звуки которые рядом с вами и концентрируйтесь на звуках дальних. Если звуков вокруг много, концентрируйтесь на каждом по очереди. Найдите красоту в каждом звуке, пробуйте их совмещать и слышать по два-три одновременно.

Послушайте сегодня такую музыку, которую обычно не включаете. Вслушайтесь в голос собеседника и в свой. Слушайте тишину.

Если качественно проработать 1 день, то можно раз и на всегда научиться слышать то, чего не слышат обычно другие и до этого вы сами. И можно получать потом от музыки неописуемое удовольствие всю ближайшую жизнь.

День 3. Кинестетика. Чувствуем и ощущаем

Чувствуйте своё тело: когда моете руки, улыбаетесь, садитесь в мягкое кресло, пьёте чай (а когда в последний раз наслаждались его вкусом?), а какой вкусной бывает вода? Какие ощущения вы сегодня прочувствуете на всю катушку? Включайте кинестетика: трогайте вещи, прикасайтесь, получайте от них удовольствие и наслаждение! воздух, тёплая вода, солнечный свет, бумага – какое оно всё? Какие ощущения? Сколько вокруг всего мягкого, тёплого, прохладного… Почувствуйте, чего хочет и просит ваше тело.

Почувствуйте другого человека (можно отрабатывать и на кошках: они это любят:). Что он чувствует? Как бы ему было приятно, чтобы вы к нему прикоснулись. Впрыгните в человека, побудьте им, почувствуйте: каково ему? Как ему было бы ещё комфортней рядоь с вами? Если это с душой проработать, потом очень легко общаться с другими. Кошки уж точно проходу не дадут, да и люди тоже:)

День 4. Рационал. Ищем смысл во всём

Ваши вопросы сегодня: Что? Для чего? Зачем? Почему именно так? Сколько есть вариантов и какие? Как будет лучше? Как не получится? Сколько? Задавайте вопросы ко всему. Подключайте любопытство и будьте Шерлоком Холмсом: изучайте и обращайте внимание на детали. Измеряйте, сопоставляйте, узнавайте, считайте, анализируйте…

Ваза на столе. Для чего она? Из чего сделана? Сколько весит? Почему именно такой формы? Как сделано? А если бы дно было другого формата? Зачем ваза и для чего её можно использовать? Как улучшить? Что добавить? Размер, форма, сколько весит… Афоризм или мысль попалась. Изучите: почему сказано именно так, зачем автор это говорил, что хотел? Как было бы лучше? И вообще сколько предложений и слов он сказал в каждом?

День 5. Прокачка всех репрезентативных систем

За предыдущие 5 дней мы разбудили наши репрезентативные системы, углубили свои ощущения и я думаю уже сейчас, мир стал намного ярче, громче, комфортнее, больше, круче! И хочется в бой, хочется дальше и больше усилить эффект?

Сегодня самое вкусное и сильное задание: интенсив. Включаемся на всю катушку. Задача: включать на 5 минут каждую систему: 5 минут визуал, 5 минут аудиал, 5 минут кинестетик, 5 минут рационал и 5 минут на тишину и на «здесь и сейчас». Врубайте на максимум каждую пятиминутку. Если смотрите – только смотрите, если слушаете – только слушайте, ощущаете – только ощущайте… Выжимайте максимум! Меняйте громкость, усиливайте и уменьшайте ощущения: играйте с репрезентативными системами, учитесь управлять и получать от них настоящее наслаждение!

После каждой пятиминутки 1-2 минуты отдыха на записи и отдых, переосмысление или доп.прочувствование. Подходов: около 3 за день.

Выводы

На самом деле, мы пользуемся всеми нашими репрезентативными системами. Наша задача: научиться концентрировать внимание на них. И за эту неделю мы этому научились/вспомнили/дополнительно прокачали. И теперь, после интенсива – в обычной жизни это можно использовать делая акцент только визуальный или аудиальный, или комплексно обращать на что-то внимание. Например, чтение книги. Можно читать и получать наслаждение от шрифта и иллюстраций, ощущать запах книги и шероховатость бумаги, слушать, как перелистывается книга и как она кладётся на стол. Посчитать количество страниц и предельно вдуматься в текст… Теперь под задачу можно включать (вернее, усиливать) те системы, которые нужны. мне кажется, это следующая ступенька и уровень жизни. Можно сказать, что сейчас «я живу полной жизнью»... Как думаете? Какие выводы у вас? Напишите ваш отчёт:

  1. Что изменилось в вашей жизни за эти 6 дней? Что вы в неё добавили?
  2. Что было самым запоминающимся?
  3. Что беру в жизнь?
  4. Над какими репрезентативными системами буду работать дальше?


Статьи по теме:
ВАК, репрезентативная система
ВАК, репрезентативная система

Репрезентативная (репрезентация – это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствован...

0
Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи
Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи

Каждый знает, что глаза видят, уши слышат, тело ощущает, голова думает, но любопытно то, что преимущ...

3
Репрезентативная система, каналы восприятия и модальность
Репрезентативная система, каналы восприятия и модальность

Основные каналы восприятия, это визуальный канал (30% воспринимаемой информации), аудиальный канал (...

0
Репрезентация
Репрезентация

Репрезентация – это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного.

0
Аудиал
Аудиал

Аудиалу нравится слушать. Любит аудио-книги, материал легко запоминает на лекциях. Студенты часто го...

0
Визуал
Визуал

Визуал - этому нужно увидеть, посмотреть. Основной способ восприятия - зрительный.

1
Кинестетик
Кинестетик

Кинестетик - человек, который преимущественно чувствует, телесно ощущает, и в меньшей степени видит,...

0
Рационал, а не дигитал
Рационал, а не дигитал

Приверженцы НЛП нередко вслед за некоторыми психотерапевтами многих рационально мыслящих людей назыв...

0
Модальность
Модальность

​​​​​​​Модальность в практической психологии - общее наименование каналов первичного восприятия и вн...

0
Категории: