Три типа жалоб

14 декабря 2017 г. в 02:31

Автор: Роберт Бисвас-Динер. Оригинал

Перевод статьи: Иван Петров,​​​​​​​ Университет практической психологии

Одна из моих главных радостей в жизни – подслушивать. Будучи психологом, я давно интересуюсь тем, как люди думают, чувствуют и ведут себя. Мне нравится наблюдать за выражением лица людей, слушать слова, которые они используют, и отслеживать их эмоциональный тон. Аэропорт – одно из самых любимых мест, где я могу изучать других. Здесь люди вынуждены находиться в непосредственной близости друг к другу, так что есть великолепная возможность послушать, о чём они говорят.

К сожалению, многое из того, что я слышу, является жалобами. Я слышу, как люди «ноют» о задержанных рейсах и неудобных сиденьях; бизнесмены по телефону срываются на своих коллег или работников. Проблем огромное количество: плохая погода, войны, ужасные экономические показатели, любопытные родственники и сломанные кости. Может сложиться впечатление, что настал конец света.

Психология жалоб

Если жаловаться так ужасно, почему это так распространено? Существует множество исследований, посвящённых жалобам: что это такое, и когда и почему это происходит. Начнем с того, что жалобы просто выражают недовольство. Бывают устные жалобы: например, вы со своей второй половинкой пришли в ресторан, а вам подали ужасный ужин, поэтому вы жалуетесь менеджеру. Или это можно сделать письменно, к примеру, заполнив онлайн-формы обратной связи потребителей. Но вот только жалобы потребителей – это немного другая ситуация.

Жалобы обычно возникают после негативной ситуации. Пробки были хуже, чем вы рассчитывали, фильм не оправдал ваших ожиданий, подрядчик выполнил работу плохо и т.д. Конечно, речь идёт не только о ситуациях, но и о личных факторах. Вы заметите, например, что некоторые люди склонны жаловаться, в то время как другие воздерживаются от этого. Существует определённый «порог жалобы», который должен быть достигнут, прежде чем кто-то решит ворчать.

Этот порог всё еще изучается, но он, вероятно, имеет много аспектов. Одним из аспектов может быть «точка контроля», или какую степень контроля человек ощущает в конкретной ситуации. Например, если авиакомпания теряет ваш чемодан, вы, скорее всего, подаёте жалобу, потому что чувствуете, что ваше уведомление о проблеме поможет её решить. Могут быть и другие личные факторы, такие как терпимость к конфликту, возраст и желание представить себя в положительном свете.

Виды жалоб

Нужно понимать, что есть разные типы жалоб (и тех, кто жалуется).

Первые – те, кто всем вечно недоволен. Их называют хроническими жалобщиками. Они склонны размышлять о проблемах и сосредоточивать внимание на неудачах. Некоторые исследования показывают, что постоянные жалобы могут «перепрошивать» мозг так, что они укореняются и становятся привычкой. Конечно, можно повторно попытаться перестроить работу мозга в сторону позитивного мышления, но, скорее всего, хронические жалобщики отвергнут это идею как несостоятельную.

Второй тип жалобы – выпускание пара. Оно выражает эмоциональную неудовлетворённость. Люди, которым свойственно выпускать пар, чаще всего зациклены на себе и своём негативном опыте. Показывая свой гнев, неудовлетворённость или разочарование, они ищут внимания со стороны собеседника. Им важно, чтобы их слушали и жалели, при этом такие люди отметают все рекомендации и советы в свой адрес. Им не нужен ваш совет: главное, чтобы вы обратили на них внимание.

Основной недостаток жалоб – они снижают настроение людей. В одной серии исследований учёные отслеживали настроения людей до и после слушания жалобы. Как и предполагалось, после прослушивания жалоб люди чувствовали себя хуже. Более того, жалобщику также стало хуже!

Как правильно жаловаться

Последний тип жалобы известен как «инструментальная (в каком-то роде даже полезная) жалоба» и касается решения проблем. Когда вы ругаетесь со своим супругом по поводу перерасхода средств на кредитной карте, это может быть инструментальной жалобой. Особенно, если вы обращаете внимание на значимость проблемы, важность изменений и хотите создать общий план действий. Одно из исследований показывает, что эти жалобы составляют менее 25 процентов всех жалоб.

В одном исследовании было обнаружено, что счастливые люди жалуются меньше. Исследователи также рассмотрели доказательства того, что счастливые люди являются более внимательными. Они выдвигают гипотезу о том, что более жизнерадостные люди, скорее всего, будут жаловаться более осторожно – более стратегически, если хотите, – и с конкретной целью. Когда рассматривается этот способ, появляется приблизительное руководство для жалоб:

  • придумайте какую-нибудь аффирмацию или другую позитивную стратегию, которая может быть эффективнее жалобы;
  • жалуйтесь только в тех случаях, когда вы полагаете, что это повлияет на реальные и позитивные изменения;
  • жалуйтесь как можно реже; даже когда вы жалуетесь, пускай это не влияет на ваше настроение;
  • лучший способ минимизировать жалобы в своей жизни – поменьше общаться с теми, кто жалуется.

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Не играю Жертву: Как стать Автором собственной жизни»

References

  • Alicke, M., Braun, J., Glor, J., Klotz, M., Magee, J., Sederholm, H. & Siegel, R. (1992). Complaining behavior in social interaction. Personality and Social Psychology Bulletin, 18, 286-295.
  • Kowalski, R. M. (1996). Complaints and complaining: Functions, antecedents, and consequences. Psychological Bulletin, 119(2), 179-196.
  • Kowalski, R. M., Allison, B., Giumetti, G.W., Turner, J., Whittaker, E., Frazee, L. & Ste-phens, J. (2014). Pet Peeves and Happiness: How Do Happy People Complain? Journal of Social Psychology, 154.
  • Wojciszke, B., Baryla, W., Szymkow-Sudziarska, A., Parzuchowski, M. & Kowalczyk, K. (2009). Saying is experiencing: Affective consequences of complaining and affirming. Polish Psychology Bulletin, 40, 74-84.

Статья американского психолога Роберта Бисвас-Динера, занимающегося изучением счастья. Оригинал работы опубликован на сайте Psychology Today - https://www.psychologytoday.com/blog/significant-results/201706/the-three-types-complaining?collection=1109454

Перевёл Иван Петров, Университет практической психологии.

  • Проблемное общение
  • Состояние Жертвы
  • Курс - Не играю Жертву

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Бухтение"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​​Бухтение – многократное проговаривание человеком напрягающих его трудных чувств (обид, раздражения и упрёков).
0Подробнее →
Картинка к "Мы просто делимся своими чувствами"
26 окт. 2016 г.
Подруги давно не виделись, друг другу очень рады, делятся своими радостями и горестями.
Картинка к "Проговаривание трудных эмоций"
01 окт. 2022 г.
Проговаривание своих чувств с целью освободиться от напряжения и с поддержкой правильно слушающего человека.
Картинка к "Реагирование на жалобу о проблеме"
01 окт. 2022 г.
Есть люди, которые жаловаться любят, и таких людей немало. Иногда это сваливается на нас без объявления, иногда красиво формулируется как "Хочу попросить совета (или помощи)", когда-то говорится открыто "Хочу пожаловаться на жизнь...". Четкого списка адекватных и неадекватных реакций на жалобы и жалующегося - нет и, наверные, быть не может.
Картинка к "Словарь Жертвы"
14 нояб. 2017 г.
Многие люди привычно попадают в позицию Жертвы потому, что привыкли к распространенным фразам и оборотам.
Картинка к "Ты по делу или поболтать?"
01 окт. 2022 г.
Деловое и аффилиативное общение - два разных мира, и, когда они сталкиваются, нередко происходит недоразумения.
Картинка к "Жаловаться — последнее дело!"
09 сент. 2015 г.
Зачем, под какую задачу нужно жаловаться?