Мое простое правильное детство

27 января 2018 г. в 11:28

Автор: Анастасия Скворцова,Университет практической психологии

Я первый ребенок в молодой семье творческих людей, через год и три месяца у меня появился брат. Мы жили с семьей в Туле, сначала в квартире, потом переехали в частный дом, а позже купили дом в пригороде, где я провела свое детство и юношество до момента, когда покинула родительское гнездо. Мои родители имели мастерскую прямо дома, поэтому большую часть времени было их присутствие дома, что позволяло им в перерывах в работе уделять достаточно времени нашему воспитанию.

Я испытываю большую благодарность моим родителям за то, что они дали в моем детстве и то, как его организовали. Я хочу поделиться теми важными находками – навыками, привычками которые были привиты мне еще в юном возрасте.

Занятие различными видами спорта

Родители позаботились о том, чтобы мы как минимум на базовом уровне умели играть в футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, катались на велосипеде. Помню, как отец показывал правильные техники подачи и отбивания мяча, часто, когда к нам приезжали гости, после застольной части мы могли сыграть все вместе в мяч. Таким образом, мы получили хорошую общую физическую подготовку и умение поддержать разные виды спорта в компании и на отдыхе.

Классическая музыка

В наше время были популярны магнитофоны с кассетами, поэтому родители выбирали именно классическую музыку, которую включали фоном во время наших детских игр и занятий. Теперь я в целом могу отличить Баха от Моцарта, и с огромным наслаждением работаю дома под Шопена. У меня сформировался хороший музыкальный вкус, повысилось общее культурное развитие.

Обязательства по хозяйству

Родители занимались работой, поэтому в наши детские обязательства входило: мытье посуды, уборка дома, помощь в огороде, постирать свои вещички, приготовление себе обеда, если родителей нет дома, и другая помощь. И выполнялись эти дела спокойно, без сопротивления, как само собой разумеющееся. Сейчас я являюсь хорошей хозяйкой и легко организовываю свой быт на достойном уровне.

Мотивация к помощи

В более старшем возрасте, когда на нас можно было больше рассчитывать, и нагрузка по домашним делам была увеличена, родители ввели «рейтинг помощи» - за каждое сделанное дело ставился плюс. В конце месяца подводился итог по количеству помощи, и выдавался в виде поощрения в денежном эквиваленте. Такая система просуществовала недолго, т.к. была мало эффективна. И со временем помощь осталась на уровне привычных обязательств. Зато такая практика научила оказывать добровольную помощь близким людям, но для других детей это может стать хорошим дополнительным стимулом.

Дополнительные трудовые навыки

Когда мы переехали в новый дом, он нуждался в хорошем ремонте и перестройке. Всей семьей мы принимали в этом активное участие. Мы с братом помогали замешивать бетон, класть кирпич, клеить обои, пилить, шпатлевать, красить и т.д. Параллельно узнавали о тонкостях проведения строительства и ремонта. Этот замечательный опыт помог мне во взрослой жизни самостоятельно сделать ремонт в квартире, плюс приобретение общей подготовки к жизни.

Зарабатывание денег и отношение к труду

Поскольку родители работали в мастерской дома, они давали возможность увидеть на примере своей работы, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся неизвестно откуда. Они привлекали нас с некоторой помощи с целью чему-то научить и вызвать интерес для возможного продолжения семейного дела. Каждая помощь оплачивалась. Таким образом сложилось понимание, откуда берутся родительские деньги, что они появляются не просто из кошелька, а добываются трудом, сложилась мотивация к труду.

Обливания холодной водой.

Мне было 4 года, когда впервые меня с братом вывели на мороз с утра и облили ведром ледяной воды. А зимы тогда еще были настоящие! Более того, мама сама была примером этих процедур. Однажды, я заболела и несколько дней у меня держалась температура 40, мама решилась на эту крайнюю меру, и - о чудо! Я пошла на поправку и вскоре выздоровела.

Такая практика поддерживалась несколько лет, и благодаря ей, мы с братом оставались достаточно здоровыми и закаленными детьми, и я имею хорошее здоровье сейчас.

Общение со взрослыми

Отношение к нам, детям, было как ко взрослым людям, поэтому часто мы присутствовали за общим столом, когда приезжали гости, и, соответственно, были свидетелями, и, при позволении, даже участниками взрослых разговоров. Это формировало определенный взгляд на мир, а самое важное – умение общаться уже в юном возрасте.

Вероятно, это наилучшим образом повлияло в дальнейшем на выбор более интересного, взрослого и умного окружения и умение общаться с любыми людьми.

Литература

У нас дома имелась достаточно неплохая библиотека, и в основном она состояла из книг по искусству, энциклопедий, художественной литературы. Благодаря детским энциклопедиям формировалось достаточно широкое представление об окружающем мире, знания о природе, интерес к культуре и науке. Сейчас я могу назвать себя человеком с хорошим кругозором и достаточными понятиями о жизни в разных ее сферах.

Практическое познание окружающего мира

У нас в семье был микроскоп, и мы любили разглядывать различные природные элементы под увеличением (крылышки насекомых, травинки, мох и т.д). Также благодаря проживанию в частном доме был непосредственный контакт с природой: растения, живые существа. У нас с братом было хобби: мы собирали гусениц в банку, подбирали им нужную еду, обеспечивали все необходимые условия (свет, воздух), наблюдали, как они растут, превращаются в куколок и получали целое потомство бабочек, которые были полностью способны к жизни. Это был интересный и необычный опыт взаимодействия к окружающим миром, вырабатывалась наблюдательность за процессом и ответственность за доведение дела до результата.продолжение

Рукоделие и творчество

Здесь, как и в физической подготовке, было уделено внимание разным занятием: вышивание, бисероплетение, шитье, резьба по гипсу, лепка из пластилина и глины, конструирование, рисование, создание поделок из природных материалов и др. Это развивало мелкую моторику рук, творческое воображение, креативность, умение создавать. Одним из моих любимых увлечений было шитье. Сначала я шила своей любимой и единственной кукле, а потом и себе. Я умела шить на машинке, делать выкройку, подбирать ткани. Также любимым занятием было создание домиков из конструктора. Я продумывала все до мельчайших деталей интерьера, и каждый дом не был похож на другой. Тогда я сильно хотела стать архитектором или дизайнером интерьеров. Как результат, я получила достойное творческое развитие, чувство стиля и вкуса, умение что-то создавать своими руками, способность применить это в работе и научить других людей.

Интеллектуальные игры

Папа научил играть в шахматы и шашки, и в какой-то момент времени я даже преуспела в этом, занимая призовые места по шахматам. Более того, одним из видов семейного отдыха были настольные стратегические и интеллектуальные игры, интерес к которым сохранился и по сей день. Такое времяпрепровождение помогает ребенку получить развитое и стратегическое мышление, умение просчитывать и выстраивать ходы.

Умение занять себя самостоятельно

Работая с современными детьми, я замечаю, что дети часто не умеют себя занять сами: им нужны няньки или гаджеты. В моем детстве это было само собой разумеющееся: родители заняты работой, есть задачи, которые нужно выполнить, есть ресурсы, которыми себя можно занять.

Все это поспособствовало развитию самостоятельности, отсутствию понимания, что значит «мне скучно», постоянная занятость чем-либо.

Организация своего пространства

Многие дети часто строят себе домики из стульев и покрывал, и мы с братом не были исключением. Большую часть своих «жилищ» мы делали на улице: это были шалаши, снежные пещеры, хижины. В ход шли все подручные материалы: ветки, доски, камни, скошенная трава и многое другое. Это были не просто укрытия, а претензия на свое собственное жилье: мы организовывали там определенные занятия, например, чтения книг или игры, приглашали гостей, со всеми почестями кормили их ягодами и поили чаем. Так ребенок учится создавать свое пространство, обустраивать его, продумывать как техническую, так и комфортную составляющую.

Отношение к телевизору

В нашей семье телевизор был всегда, но просмотр контента был ограничен несколькими факторами. Первый – отсутствие спутникового телевидения и всего до 5-ти каналов с нормальным изображением. Второе – выбор родителей, который больше склонялся к советским сказкам и мультфильмам, научным и познавательным передачам, из фильмов – семейные, приличные. Третий ограничивающий фактор – время: сначала уроки и дела, потом просмотр ТВ. Таким образом, у меня до сих пор отсутствует пристрастие к зомбоящику, и вот уже почти 9 лет я живу без него, а также очень избирательно подхожу к просматриваемому контенту и имею хороший вкус к кино.

Тайм-менеджмент

Сейчас это называется упражнением «Учет времени», а в детстве мы вели точно такую же статистику: планирование, сколько времени потребуется на выполнение дела и сколько потрачено. Таким образом, можно было рассчитать, сколько времени уйдет на то или иное дело. Это помогло мне осознать ценность времени и полезную привычку планировать и рассчитывать время на выполнение дел.

Приучение к ответственности за других

Поскольку я была старшей сестрой, чем гордилась и пользовалась при удобных случаях, часто была инициатором различных занятий, и потому еще и несла ответственность перед последствиями за себя и брата. Так однажды, я увидела, что расцвел первый тюльпан. Мама в это время ненадолго ушла по делам, а мне пришла в голову идея вылезти в окно через сени и сходить понюхать цветок. Дело было сделано, вот только обратно забраться мы не смогли – слишком малы. Когда пришла мама и увидела открытое окно и бегающих по двору детей, то конечно, привлекала к ответственности в виде лишения прогулок на неделю – меня в большей степени, как зачинщика. Это также касалось помощи и совместных игр.

Кроме того, в нашем доме всегда были животные – кошки, собаки, черепашка. В наши обязанности с братом входило своевременное кормление животных, игры с ними и выгул. Эти меры приучали к ответственности за других, которые важны в общих делах также и во взрослой жизни.

Простое правильное питание

Родители особо не баловали нас, но всегда обеспечивали самым необходимым. Это касалось также и еды. Питание было сбалансированным, простым и самое важное – здоровым. Я до сих пор не понимаю, как можно пить колу и есть какие-либо химические сладости. Огромным плюсом было проживание в частном доме, где есть свой огород, сад и экологически чистые продукты в них. Сейчас я также придерживаюсь здорового, простого и правильного питания.

"Нет" жалобам

Только во взрослом возрасте я осознала некое желание иногда пожаловаться, в детстве этого не было. Разбила коленку – намажем зелёнкой, мама подует и беги дальше. Иногда даже использовалась шоковая терапия: ребенок упал и только собирается зареветь, мама «бедненький пол/стул/стол, наверное, сильно ушибся» - ребенок молчит и не жалуется. Если было что-то более серьёзное, будь то ушиб или недоговоренности с окружающими, применялся метод коучинга: почему так произошло, что сделала ты, что можно было сделать, чтобы избежать этого впредь. Так как жалобы – это один из способов привлечения внимания родителей, и поскольку в моем случае он не срабатывал, приходилась искать другие, более адекватные методы.

Порядок

С самых малых лет, когда мне было еще меньше двух лет, я как могла помогала маме в уборке и уже тогда следила за порядком: сама училась заправлять кровать и убирать игрушки на место. Также отлично было встроено правило порядка не только дома, но и на улице всегда выбрасывать фантики в урну или нести с собой до дома. Еще в детстве и сейчас мне не понятно, как можно выкидывать мусор посреди улицы. Поддержание порядка дома на уровне остается со мной и по сей день.

Бережное отношение к природе

Как и многим детям, мне часто хотелось сорвать цветок, отломить веточку, и такие попытки здорово пресекались: «А если тебе пальчик оторвать, тебе будет больно? Вот и дереву буде больно. Так делать нельзя» (развитие второй позиции восприятия). Бережное отношение к природе в целом выражается не только в сохранении красоты окружающего мира, но и в отношении к живым существам: насекомых, зверушек не обижать – они меньше и беззащитнее. Вместо этого прививался интерес и любование красотой природы и живого мира: наблюдать, рассматривать, вдыхать, чувствовать. Так развивалась моя большая любовь к природе, которая со мной останется и до конца жизни, от чего моя подруга даже дала мне прозвище «Леший».

Культура речи

Однажды я принесла из детского садика плохое слово на букву Ж. Моя мама не одобрила это и запретила впредь мне говорить эти слова. Так в нашей семье никогда не звучали грубые или некультурные слова, и эта привычка сохранялась до моего переезда в Москву, где я сменила окружение и научилась даже ругаться матом. Благо, разумность во мне тоже воспитана, и поэтому с этой привычкой я вскоре попрощалась.

Пикники и походы

​​​​​​​Одним из любимых семейных времяпрепровождений были пикники и походы. Конечно, это были не походы в горы с огромными рюкзаками, а скорее вылазки в дикую природу, иногда с палатками, в лес или к реке. Здесь мы могли всей семьей здорово проводить время, разговаривать, вместе что-то делать. Это были замечательные сплачивающие мероприятия, где у каждого были и свои обязанности (собрать веточки для костра, приготовить и разложить еду для пикника и др.) В современности это будет особенно актуально, т.к. современные семьи редко используют живое общение, а в условиях природы можно открыть как познавательные аспекты, так и отлично провести время без гаджетов и бытовой суеты.

Домашний журнал

Когда мы с братом стали старше, мне в голову пришла идея выпускать семейный журнал. Брат поддержал меня, и целое лето мы этим занимались. К делу подошли со всей серьезностью: писали статьи, делали иллюстрации, выпускали постоянные и сменные рубрики, разыгрывали призы для читателей, обсуждали актуальные темы, создавали развлекательный контент. Сейчас эти 5 выпусков хранятся в семейном архиве и пересматриваются с большим удовольствием. Это было не только развлечение, но и прокачка таких навыков, как планирование, клиентоориентированность, умение делать отчеты, репортажи и срочность – ведь журнал выходил стабильно каждые две недели!

За свое детство я особенно благодарна своему младшему брату, который во много меня поддерживал и помогал реализовывать различные задумки. Благодаря тому, что мы всегда были друг у друга, мы учились взаимодействовать, договариваться, совершать общие дела.

У меня было прекрасное детство, а у моих детей будет еще лучше!

Вторая часть рассказа: Мое простое правильное детство. Родители​​​​​​​


Комментарии (6):

Гость, 28 января 2018 г. в 20:48

Как по книге прям все. Такого не бывает!

1 ответ
Гость, 05 февраля 2018 г. в 03:29

Если Вы чего-то не видели в жизни или о чём-то не знаете, то это ещё не повод утверждать, что этого нет и не может быть. Такое очень даже бывает, только у замечательных родителей, которых, увы, не так много, как хотелось бы в наше время.

Гость, 30 января 2018 г. в 10:53

В вашей статье красной ниточкой проходит мысль - вы были послушным, покладистым ребенком, и родителям во многом проще было вложить хорошее и доброе начало, привить необходимые навыки. Вы показали эталон, идеал, к которому надо стремиться. Но... в жизни все иначе. ))) А, в целом, спасибо за статью, есть правильные ориентиры!

1 ответ
Гость, 05 февраля 2018 г. в 03:48

Очень правильная мысль, что автор вместе с братом были послушными детьми и родители "легко" могли прививать им необходимые навыки и т.д. Но Вы как-то обошли вниманием тот факт, что дети не рождаются послушными. И именно от родителей зависит станут ли они послушными и смогут ли впитать в себя всё то хорошее, что родители им хотят дать. Так что автор ещё в названии статьи чётко обозначила тему "Моё простое правильное детство" и очень наглядно объяснила почему. Мама обязана ещё при выборе отца для своих будущих детей подумать о том, как и что они вдвоём будут вкладывать в своих детей, чтобы они как можно легче вошли в этот мир и, будучи всесторонне подготовленными любящими и заботливыми родителями, получали от жизни удовольствие.

Гость, 30 января 2018 г. в 11:51

Такое ощущение, что статья написана про моё детство, почти как под копирку. Только родители не дома работали, но все вечера посвящали нам с сестрой. А те дни, когда мама работала по пол дня, она нас из садика забирала сразу, а не ждала вечера. А в выходные, практически без исключения - то на природу завтракать, то в цирк, парки, музеи, театры... Также прививались основы многих видов спорта, творчества, настольные игры, музыка, чтение, помощь по дому, огороду, когда постарше стали - поощрялась работа в детских летних трудовых отрядах с зарабатыванием денег себе на карманные расходы. И действительно - не было желания жаловаться и бездельем не маялись, а детство - БЫЛО!!!

Савельева Екатерина, 02 февраля 2018 г. в 05:24

Спасибо большое за эту статью! Какая она светлая, солнечная, такое большое количество позитивных примеров! Многое взято на заметку для воспитания в будущем своих детей. Что-то напомнило и свое детство и вызвало ворох приятных воспоминаний! Словом, еще раз Спасибо! :)

Материалы по теме:

Картинка к "Семья МЫ — красивая сказка"
25 февр. 2022 г.
Семья МЫ — какая она?
0Подробнее →
Картинка к "18 советов по воспитанию детей"
27 янв. 2018 г.
Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания.
Картинка к "Мое простое правильное детство. Родители (2 часть)"
27 февр. 2018 г.
Можно быть очень творческими родителями, которые придумывают различные полезные и правильные занятия и прививаемые навыки для своих детей, и все это можно приравнять к нулю, если в доме нет соответствующей атмосферы и грамотных принципов взаимодействия у самих родителей.
Картинка к "Мама Фима"
15 авг. 2018 г.
В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много? Прибавьте тридцать повзрослевших, ушедших в большую жизнь, создавших семьи. Они с радостью приезжают в гости, привозят внуков (которых уже два десятка). Мама радуется этим маленьким хулиганам, не разделяя – «от родных» или «от приемных».
Картинка к "Что должен уметь ребенок в разном возрасте"
30 янв. 2021 г.
Списки умений ребенка по возрастам.
Картинка к "Авторитет родителей"
01 янв. 2013 г.
Авторитет родителей — внутренне признаваемая детьми власть и влияние родителей. 
Картинка к "Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?"
10 дек. 2016 г.
Требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы».
Картинка к "Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?"
14 дек. 2016 г.
К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Картинка к "Как подготовиться к родительству"
17 июн. 2016 г.
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой. — Вы иногда публично говорите о том, что сейчас вам хватает мастерства оценить личность даже по фотографии. Можете ли вы, просто взглянув на фотопортрет человека, понять, какое у него было детство? — А какая разница? Важно, каков человек сейчас. Знать прошлое — это под какую задачу? Исследование Дэвида Майерса, изложенное в его учебнике социальной психологии, показало, что события раннего детства практически никакого воздействия на жизнь человека не оказывают, за исключением тех случаев, когда некто верит в это определяющее воздействие, помнит или сочиняет события детства, пережевывает это в сознании чуть ли не ежедневно.
Картинка к "Какая мама, такие будущие отношения и у детей"
11 апр. 2014 г.
Если ваша мать была достаточно чувствительна к вашим потребностям и переживаниям, эмоционально доступна, уверена в себе, если она умела безопасно и экологично регулировать свое собственное состояние, если её отношения с собой и миром построены на доверии, то в детстве вы, наверняка, ощущали надежный тыл за своей спиной, у вас, скорее всего, выработалось ощущение базового доверия миру. Вы научились верить в свои силы, удовлетворять свою потребность в близких отношениях комфортно и безопасно для себя, значит, вы способны к глубокому, но здоровому переживанию разлуки, потери, грусти, и способны быстро восстанавливаться.
Картинка к "Личный пример родителей"
01 янв. 2010 г.
Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение.
Картинка к "Лучше принципиальная строгость, чем беспринципная доброта"
20 окт. 2017 г.
Детей в наше время принято воспитывать как принцев и принцесс. А кто такие родители?
Картинка к "Мои замечательные родители"
07 апр. 2017 г.
Когда я слышу выражение «о, эти великие люди», мне на ум приходят, прежде всего, два человека, которых я действительно считаю великими и замечательными, два самых терпеливых и настойчивых человека, два самых любящих и заботливых, два самых требовательных и справедливых, два самых мудрых и знающих - два человека, которые открыли передо мной двери в этот прекрасный мир. Возможно, вы догадались, о ком эти слова? Эти великие и замечательные люди, которые навсегда будут моим примером достойной жизни – мои родители.
Картинка к "Правильное воспитание детей"
01 окт. 2022 г.
Правильное воспитание детей - воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении.
Картинка к "Умение подчиняться — основа умной самостоятельности"
01 мая 2013 г.
Умная самостоятельность — это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями.
Картинка к "Воспитание хороших привычек. Как отучать от обид и приучать к разумному общению?"
01 янв. 2007 г.
Воспитание, тем более перевоспитание - дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются полезными три пункта, три возможности, три средства...
Картинка к "Жить с детьми или воспитывать детей?"
19 июн. 2014 г.
Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки.