"Мужчины не плачут" как педагогическое внушение детям

Откуда этот малыш знает, что такое мужское поведение?
Откуда этот малыш знает, что такое мужское поведение?

Фильм "Майор Пэйн"

Когда маленький Тайгер плачет, майор Пэйн учит его быть мужчиной.

Фильм "Легенда №17"

Тебе не больно, Харламов!

Фильм "Испанский-английский"

Девочкам обычно плакать разрешают. Но - немножко!

Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации - действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать.

Мальчик упал, сильно ударил коленку и сидит, ее трет. - "Бедненький, как тебе больно, иди я тебя пожалею!" - запричитала бабушка, и ребенок расплакался. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания - девочка, а не мальчик.

Понаблюдайте, как ведут себя дети, когда во время игры обо что-то больно ударятся. Плачут ли они? - Да, если рядом есть мама. Если рядом мама или бабушка, ребенок плачет и бежит к ней, чтобы пожалела. Если же мамы или бабушки нет, если дети играют одни, без взрослых, плач звучит на удивление редко. Ударился - потер колено, ну ладно поскулил - побежал дальше. Играем!

Внушение мальчикам "Мужчины не плачут" - не запрет эмоций вообще, а воспитание культуры и привычек будущего мужчины. Женские страхи "Это приведет к подавлению эмоций и ребенок вырастет безэмоциональным" - пустое. Если родители объясняют ребенку, что железными палками драться нельзя, это не запрет движений вообще и это не приведет к физической недоразвитости ребенка. Наши дети могут и должны быть живыми и эмоциональными, но чувства беспомощности и жалости к себе едва ли должны быть главными нотами в гамме душевных переживаний наших детей.

У хороших родителей есть простое правило: "Если тебе нужна помощь - скажи, мы тебе обязательно поможем. Но если ты плачешь - как мы тебе поможем? Прекрати плакать и скажи, что бы ты хотел!". Это правило налаживает нормальное общение между детьми и родителями, и дети вместо эмоционального давления на родителей начинают им спокойно говорить и о своих проблемах, и о своих желаниях.

Дети плачут не просто от боли, дети плачут взрослым, чтобы пожалели. Только позже, со временем, они начинают плакать не взрослым, а сами себе, начинают жалеть себя сами.

Психологи учили это на курсе детской психологии: "Деятельность, разделенная между взрослым и ребенком, со временем ребенком интериоризируется и становится его личной".

Собственно, почему бы и не поплакать, если тебе хочется, а тебя готовы пожалеть? Почему бы и не поплакать, если ты ребенок? Почему бы и не плакать по жизни дальше, если в модели женского поведения плакать при встрече со страшным и трудным - нормально? Женщины плачут, потому что рядом с ними есть мужчины, которые услышат их и их защитят. Но если в момент, когда страшно и трудно, мужчина вместо того, чтобы защитить женщину, начнет плакать, женщина останется беззащитной. Женщина останется - без мужчины.

"Поплачь, поплачь, будет полегче!" - подсказывают бабушки своим внучкам: идет нормальное обучение девочек нормам женского поведения. "Мужчины не плачут" - говорят отцы своим сыновьям, чтобы те не превращались в плакс.

При этом, как и в любой обучающей ситуации, педагогическое задание должно быть посильным: если ситуация для мальчика неожиданна и слишком трудна, отец в такой ситуации промолчит и только обнимет плачущего сына. Мужчины взрослеют не сразу, требовать всего сразу нельзя. Но помнить о направлении - необходимо: "Мужчины - не плачут". Мужчины должны действовать, а не переживать. Мужчины должны быть сильными, и даже их слезы когда-то должны делать сильнее и их самих, и их окружение.

Не стоит при этом требовать от наших бабушек, чтобы они говорили своим любимым внучаткам: "Прекрати плакать, ты же мужчина!" - когда ребенок плачет и жалобно смотрит на нее жалобными глазами, бабушка такое сказать не в силах. Но если мужским воспитанием занимается мужчина, отец, его нужно поддержать. Хочется верить, что наши женщины замужем за адекватными мужчинами, которым доверить воспитание детей можно. Будем счастливы, если у каждого мальчика будет отец - настоящий мужчина, с которого он сам захочет брать пример. Мужчины должны быть сильными, чтобы женщины были счастливыми.

Конечно, если ребенок больно ударился и от обиды немного всплакнул, ничего страшного нет, это не истерика, и это нормально. Но ведь - не отлично. А если мы планируем жить по максимуму и так же воспитываем своих детей, то - никаких обид и никаких слез. Настоящие мужчины так не реагируют, значит, и мальчики должны учиться этому же.

Понятно, что нужно учитывать возрастные особенности. До года у ребенка - только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее. Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить. А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь - неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать. А беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема "ты не девчонка" до 3 лет не актуальна.

Кстати, о девочках - а вы как думаете, как относиться к плачу у девочек? Им плакать можно? Сколько? Зачем? По имеющимся у меня сведениям, в прежние времени в Институте благородных девиц плакать девушкам было неприлично. Это просто - дурной тон, как будто вы из крестьян. Обмороки разрешались, а плакать - нет. И тогда воспитанные девушки не плакали, даже когда было трудно и больно... А все-таки: что думаете вы? Как воспитывать нам наших детей? Мальчиков? Девочек?

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 30 ноября 2013 01:27:41

Когда мои дети впадают в истерику - даю проораться, не жалею, все разговоры только после того, как перестают плакать.

Гость 18 декабря 2013 17:03:25

Все правильно.

Гость 16 мая 2014 01:43:17

Когда у детей истерика, им очень тяжело. И в этом случае любящие родители должны их поддержать!

Н.И. Козлов 16 мая 2014 11:11:57

Как вариант - да, пока истерики у ребенка не входят в привычку. А если ребенок привыкает добиваться своего истериками - это уже не дело. Смотрите статью "Как реагировать на детские истерики?"

Гость 18 декабря 2013 17:03:00

Плакать для детей это нормально. Сначала мы запрещаем мальчикам плакать, а потом удивляемся, почему они вырастают безэмоциональными, молчаливыми. А если их с детства учат скрывать свои чувства, вот они скрывают их, потом уже взрослые мужчины копят и держат в себе все обиды, молчат, и даже к психотерапевту не хотят идти, а результат - болезни, инфаркты и т.д. Мальчикам не надо запрещать плакать, и не надо стыдить их за это. А если хотите, чтобы ребенок был сильным и мужественным, и мог защитить свою жену в будущем, надо отправлять его на секцию самообороны, бокса, борьбы и т. п.

Гость 13 мая 2014 14:47:02

Гм, такое ощущение, что мы статью не читали, а бегло просмотрели название и выводы. Вначале есть же четкий ответ на возражение про "запрет плакать = будущая безэмоциональность".

Гость 18 февраля 2014 03:41:05

Не могу согласиться: через плач ребёнок пытается привлечь внимание к себе, и это совершенно нормально, ведь ему просто не хватает ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ с родителями! Больше проводите с ним времени, играйте, занимайтесь, восхищайтесь его открытиями, пусть даже они будут незначительными, и тогда ваше чадо проникнется к вам любовью и доверием, а впоследствии и к другим людям он будет испытывать эти чувства, потому что в нужный момент его мама приучила к эмоциональному контакту с окружающим миром!

Гость 15 мая 2014 19:15:10

По моему мнению, нет ничего страшного в том, если мальчик/девочка всплакнул, ударившись. Выплеснул свою обиду на ситуацию и начал заниматься своими делами дальше. Плохо, когда это не слезы, а истерика, и нет разницы, кто это, мальчик или девочка.

Н.И. Козлов 15 мая 2014 20:53:36

Это правда, страшного в этом ничего нет, это нормально. Но - не отлично. А если мы планируем жить по максимуму и так же воспитываем своих детей, то никаких обид и никаких слез. Взрослые мужчины так не реагируют, значит, и мальчики должны учиться этому же. Возможно, этому же должны учиться и девочки.

Лариса 15 июня 2015 11:33:33

Что значит "жить по максимуму"?

Гость 16 мая 2014 01:35:25

Как пишет Холлис в книге "Под тенью Сатурна", если эмоции должны образом не проживать, это порождает внутреннее напряжение, психосоматику и другие тяжелые проблемы. Я не раз была свидетелем мужских слёз на терапевтических сессиях. Это всегда вызывает совершенно не жалость и пренебрежение, а огромное уважение к такому мужчине! Потому что только по-настоящему сильный мужчина может разрешить себе проявлять свои эмоции без оглядки на то, "кто что подумает". Он уверен, что это не разрушит его. Что он, как здоровый человек, вправе иметь весь набор атрибутов. Чувства и эмоции входят в комплект. Наоборот, там, где место грусти и горю, а мужик каменеет с красным лицом под знаменем "мальчики не плачут", зрелище становится жалким. Виден только его смертельный страх встретиться с собственными эмоциями. Эмоции - это естественное проявление человеческого организма. Плач - естественный способ проявлять эмоцию грусти, тем более для девушек. "Когда жалеют, хочется плакать" - как раз именно так ребёнка поддерживают в момент, когда ему очень грустно и больно. Своим сочувствием близкие помогают ПРОЖИТЬ эмоцию и идти дальше. Для этого, в том числе, и нужна семья.

Н.И. Козлов 16 мая 2014 11:10:01

Очень часто подавленные переживания видятся там, где их нет, просто на том основании, что горе-психотерапевт или читатели популярной психотерапевтической литературы убеждены, что человек должен тяжело переживать. А если переживаний не видно - "значит, человек подавляет свои переживания". Это - опасная психотерапевтическая проекция. Полезно помнить, что люди более разумного склада трудные ситуации приучены решать, а не переживать, отсутствие видимых признаков переживаний у умного и взрослого человека может говорить не о подавлении им эмоции, а о его высокой психологической культуре и социальной ответственности. Подавляют переживания те, кто переживают. А кто жизненные задачи энергично и ответственно решает, тем обычно не до переживаний. Смотрите статьи "Подавленные переживания" и "Как управлять своими эмоциями".

Гость 11 ноября 2015 03:33:03

Я думаю, чтобы успешно решать жизненные проблемы, нужно использовать весь набор данный человеку, в том числе и переживания, эмоции, а не только логику. Всем набором решается мощнее, точнее и надёжнее.

Гость 16 мая 2014 20:07:31

А мне интересно, о каком возрасте идет речь? Ведь до определенного возраста дети просто не умеют по-другому выражать свои потребности (сыну год и 4). Муж сразу стал воспитывать сына в стиле "не плачь, чего как девчонка! " И это годовалому! Как мама, я не согласна, но может муж прав....

Гость 16 мая 2014 20:13:40

И еще вот с этим тоже не согласна, опять таки до определенного возраста. "У хороших родителей есть простое правило: "Если тебе нужна помощь - скажи, мы тебе обязательно поможем. Но если ты плачешь - как мы тебе поможем? Прекрати плакать и скажи, что бы ты хотел!"." Я бы уточнила возраст, ведь до определенного возраста ребенок и сам не знает, что он хочет, и просто НЕ МОЖЕТ сам успокоиться. Лет до 4-5, а может и чуть больше, считаю, сначала необходимо помочь успокоиться, а уж потом разбираться, в чем проблема и чем помочь.

Н.И. Козлов 17 мая 2014 01:56:12

Мгновенно успокаиваться ребенок умеет уже с года жизни, посмотрите об этом статью "Мастерство плача ребенка от 1 года до 3 лет". Другое дело, что возраст действительно нужно учитывать, я об этом в статье сделал добавление. Спасибо!

Н.И. Козлов 17 мая 2014 00:16:15

До года у ребенка - только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее. Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить. А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь - неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать. А беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема "ты не девчонка" до 3 лет не актуальна.

Гость 18 мая 2014 04:56:37

Спасибо всем. На личном опыте воспитания двух сыновей, с разницей в возрасте 7 лет, замечу, что жалость это последнее дело. Она ни к чему хорошему не приводит. Ее стоит заменить на сочувствие , сопереживание. И дети это очень хорошо чувствуют и понимают. Мужчины не плачут - мужчины расстраиваются - считаю не актуально. Не забывайте учить детей переводить проблему в задачи как можно раньше или научить увидеть в проблеме позитивную сторону. Можете попробовать сначала на себе. Будучи женщиной считаю, что плакать и капризничать дурной тон для каждого, стоит научиться переводить слезы в слова. Допустимо в крайне редких случаях для взрослого человека, невзирая на пол. Мнение лично мое. Удачи в воспитании!

Селезнева Ирина 19 мая 2014 06:55:43

Замечательная статья! Начинаешь осознавать, что слезы не решают проблему, они ее усугубляют. Буду стараться приучать себя быть более конструктивной и не реагировать на внешние обстоятельства "крестьянскими" слезами!

Гость 10 июня 2014 17:14:33

Такое ощущение, что некоторые комментирующие решили не читать статью, а сделать свои выводы по названию статьи. С автором полностью согласна. Также и с девочками надо, так как они, действительно, частенько любят пользоваться слезами и истериками.

Гость 17 июля 2014 22:48:28

Совершенно с вами согласна. И вообще, после прочтения нескольких статей на этом сайте создалось впечатление, что все они взяты из литературы 40-летней давности, поскольку многие идеи, как, например, эта, уже давно признаны психологами всего мира как вредящие психике ребенка (как в детстве, так и в будущей взрослой жизни).

Н.И. Козлов 17 июля 2014 23:18:35

Улыбаюсь. О вреде контроля эмоций говорят только гештальт-терапевты, психологи же научной ориентации придерживаются других взглядов. Впрочем, если у вас есть ссылки на научные работы, обосновывающие вашу точку зрения, буду благодарен за ссылку.

Гость 6 декабря 2014 19:46:32

Изначально начала искать подобные статьи, т.к. начали ссориться с мужем по поводу воспитания сына (ему 6 лет). У нас абсолютно разное видение. Во многом согласна с автором. Мне как женщине неизвестен мужской мир, построение отношений в мальчишеском коллективе. Муж утверждает, что я чересчур ношусь с ним, постоянно жалею, вот он и ревет при малейшей проблеме. И когда рядом меня нет, то слез гораздо меньше. Очень хочу воспитать настоящего мужчину, за которого не будет стыдно перед его женой. Но как только муж начинает на него орать, обзывать, я как тигрица принимаю все на себя, и тут скандала не избежать. Может подскажите, какие еще можно почитать книги или статьи как мне, так и мужу. Уж очень хочу, чтобы он воспитывал не эмоциями, а правильно продуманным подходом. Спасибо заранее!

Н.И. Козлов 7 декабря 2014 02:19:10

Посмотрите статьи <a href="http://www.psychologos.ru/categories/view/vospitanie_malchika" target="_blank">по этой ссылке...</a>

Гость 15 января 2015 07:54:11

Согласна с автором статьи, сыну 5 лет, пожимаю плоды воспитания, сразу надо воспитывать мужчин, по любому малейшему поводу начинается манипулятивный плач, нет, не истерика, а просто хныканье, он видит, что я поддаюсь, это доставляет ему огромное удовольствие, с папой так себя не ведет. А теперь надо перевоспитывать, только это намного сложнее, когда привычка уже устоялась, в общем, жалея мальчиков мы сами себе создаем проблемы. Стоит ему удариться, сразу плакать начинает, жалеть себя, объясняю ему, что в жизни надо все терпеть, и что будет еще другая боль, а в общем трудное это дело воспитать настоящего мужчину, когда в семье правит женщина, и все принятие решений мужчина перекладывает на женские плечи, лишь бы самому не за что не отвечать.

Лариса 15 июня 2015 11:43:33

А почему Вы противопоставляете "решение проблемы" и "проживание эмоций"? Что за "разумного склада" люди? :) Вы, как психолог, наверное, знаете, что человеческая психика имеет три составляющих: разум, эмоции, воля. И все они важны и нужны для счастливого существования человека. Так задумано Богом! Кстати говоря, и решать ситуацию очень трудно, находясь во власти неосознаваемых эмоций. Сначала их нужно переработать, выразить, освободится и тогда решение проблемы не покажется таким трудным, как вначале. А управлять своими эмоциями - это, в том числе, и умение их ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ, а не ПРЯТАТЬ за решением проблем (это уже задача разума). Ключевое слово здесь - ПРАВИЛЬНО!

Развитие темы

Самые популярные материалы