Анализ почерка как инструмент психодиагностики

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог,
руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг,
действительный член Научного Графологического Общества Израиля

Анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Чтобы понять причины информативности почерка, попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно интенсивно исследовали в прошлом веке, ученые в данной области.

Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр – мозг. Без причин не происходит ничего. Все особенности нервной и остальных, действующих в нашем организме систем, обязательно будут отражаться на физиологическом, моторном, а то и болевом уровне.

Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.

Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», — как уже давно известно — человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это – только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей.

Как было сказано, наш мозг и личность оставляют свою «печать» во всех внешних проявлениях, в телодвижениях и т.д. Наглядной аналогией этого принципа, только в микро-масштабе, является наш почерк.

Взаимосвязь между мозгом и моторикой тела известна и используется ещё с древних времен: особые положения кисти, пальцев рук при медитации, релаксации, при такой популярной сегодня данс-терапии обусловлены отнюдь не случайностью или эстетическими соображениями. Так можно посылать в мозг желаемые импульсы, — ведь это постоянно делает сам мозг – он оставляет следы происходящего внутри него, через тело, во всем (в частности, в почерке), подобно подробному рентгеновскому снимку.

Анализируя почерк, специалисты используют знания физиологии, моторики и психологии. Мозг не даст солгать или скрыть что-либо, т.к. любое проявление внутреннего неблагополучия будет давать разного рода помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, а иногда – возникнет невольное микродвижение, собьется скорость или нажим...

Один интересный пример – так называемые «белые дыры». Ими называют те части листа, что оставлены чистыми. Опытные графологи знают, что ничего не происходит без причин, — да и я, обучавшаяся у них, Ваша покорная слуга, не перестаю убеждаться в их правоте, — все действительно работает и подтверждается. Эти «белые дыры» в рукописном документе, письме или листе бумаги — есть ни что иное, как «черные дыры» подсознания! Иногда видно, как «вылезающее» подсознание буквально поглощает человека, как он чувствует себя буквально парализованным в некоторых областях жизни, оторванным, отчужденным, и без всяких объективных на то причин, глубоко одиноким, непонимающим и непонятым... Белые «черные» дыры имеют свои интерпретации, в зависимости своего расположения.

В анализе почерка очень важное значение имеют стороны, направления. Например, у каждого из четырёх «полей», обрамляющих текст, есть свое значение. Кроме того, анализ почерка исследует личность в трех измерениях, а не двухмерно: высота, ширина и глубина.

Как ни странно, но от руки почти ничего не зависит, она — лишь инструмент нашего мозга: именно МОЗГА в целом — не столько сознания. Это подтверждают и исследования под гипнозом (когда внушенные возраст, разные человеческие качества или эмоции подтверждали известные закономерности).

Ученые смогли «перевести» на графологический язык многие известные в психологии типологии и понятия (специальность графолога в Израиле требует академического образования и предусматривает основательную подготовку по другим направлениям психологии. Прим. ред.). Например, определять сенсорику-интуицию, логику-эмотивность, экстраверсию-интроверсию студентов графологии уже учат в рамках официальной учебной программы. Что касается Юнга, автор и сама обучалась, в частности, по преобразованной американской системе 16 психотипов Майерс-Бриггс. Графологи используют и другие типологии: Фрейда, Ле Сенна, Маслоу, Одема и др. Однако я предпочитаю Юнга, т.к. его типология хорошо и быстро «работает» в анализе почерка. На моем сайте есть «уроки графологии по Юнгу».

Психодиагностика по почерку является настоящим «лабораторным анализом» личности и она хороша тем, что:

а) системна и позволяет применять типологический подход,

б) её несомненным преимуществом является решение извечной проблемы любого психологического типирования – фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон), к такой психодиагностике невозможно подготовиться или представлять, как примерно должно «ответить» такому человеку, как он (по его мнению), также – диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».

в) такая психодиагностика также не зависит и от каких-либо иных, не осознающихся помех, которые могут исказить картину его ответов или реакций: он мотивации человека, его самочувствия, настроения, усталости.

  • Примечание: особого внимания заслуживает тот факт, что в отличие от других методов тестирования, графологический анализ индивидуален: использование типологий — лишь предварительный этап. После того, как базовый психотип (точнее, типологические пропорции) личности установлен, картина личности дополняется определением неповторимых, присущих только ей, штрихов, особенностей развития, отклонений или проблем. Важно понять, что реальные люди редко в точности подходят под описание психотипов в чистом виде. Часто человеку присуще свойства нескольких типов.

Кроме того, определяющими моментами в личности часто могут стать лежащие за рамками определения психотипов как таковых, черты (это могут быть неврозы, психологические травмы, религиозные установки или убеждения, особенности воспитания, влияние среды.). Анализ позволяет определить и уровень жизненных сил, сексуальных притязаний и удовлетворённости данного человека.

Несколько слов о влиянии таких факторов, как пол и возраст в почерке. Почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека. Поскольку в большинстве случаев они совпадают, есть хороший шанс определить пол и возраст. Однако важно сказать, что хороший шанс – ещё не гарантия, и бывают исключительные случаи, когда «внутренние» данные противоречат внешним, поэтому знание фактических данных может открыть что-то очень важное о человеке.

Оговорившись и отказавшись от обобщений, все же опишем «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка. От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать бОльшую округлость и полноту букв, бОльшую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты (верхних и нижних отростков) меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.

Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка. Если представить крайности, то «женственность» пишет кругами, а «мужественность» – штыками. Но крайность – не норма, и излишняя гибкость также нехороша, как и излишняя жесткость.

Мужской почерк (почерк редактора сайта):

Женский почерк (почерк автора статьи):

Опять же, обобщая, можно сказать, что юношество, ищущее себя и беспокойное (психологически и гормонально) обычно пишет неустойчиво, меняет размер и наклон букв бессистемно, то исчезает, а то слишком силен нажим и цвет линий, непостоянство в большинстве графических признаков. Ещё юношеский почерк называют почерком «запретного плода»: человек невольно ощущает свои сильные внутренние импульсы и страсти, но или пугается, стыдится их, или не знает, куда направит свою энергию. Почерк то кругл и широк, то узок, часто встречаются какие-либо усложнения и запутанности, или «оборванность» в нижней зоне букв (нижние отростки), ассоциирующихся с ID, подсознаниями и первичными потребностями. Зрелый почерк характеризует постоянство в большинстве показателей. Старческий – сломленные линиии, внезапно пропадающие линии и продолжения букв, дрожание, низкая скорость письма, моторные нарушения. Несмотря на все сказанное, все же не стоит обобщать, каждый человек индивидуален, несмотря на свой пол, возраст и даже психотип!

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют и графические, проективные, цифровые и др. тесты.

Анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики. Сказанное выше дает лишь базовое представление о возможностях этого инструмента.

Примеры определения типа по почерку.

Образец №1

Описание почерка:

Бросается в глаза крайнее отклонение данного почерка от стандарта, диктуемого прописями. Он по сути сама изобретает свои, неповторимые элементы, находит необычные «гениально простые» решения в связывании букв. Для этого почерка характерна нитеобразность и изменчивость форм. Динамика и живость движения соседствует с чрезмерно увеличенными расстояниями между словами, буквами и строчками. Обращает на себя внимание мелкий размер, отрывистость и упрощенность почерка.

Автор почерка – одаренная личность, с особо развитой редкостной интуицией и острым умом. Он способен отлично ориентироваться в любых жизненных ситуациях, предвидит ход событий на несколько этапов вперед. Неожиданности и перемены никогда не застанут врасплох автора почерка. Ему присуще изобретательное, любознательное и быстрое мышление, рациональный и проницательный подход. Новые идеи, остроумие и находчивость. Однако бросается в глаза очень сильная интроверсия в сочетании с чувствительностью натуры. Человек испытывает трудности в выражении своих чувств, все свои сильные и богатые переживания держит в себе. Обладателя почерка тянет к импровизациям, всему новому, новым знаниям и областям науки и всему, что дает пищу богатому воображению. Это, в сочетании с очень быстрым мышлением и восприятием делает для этого человека все обыденное или банальное, привычное и рутинное, либо заранее определённое (так желанные для многих людей других типов, вещи) – в скучнейшую пытку! Из-за этого бывает нетерпелив. Мыслит глобально. Непрактичен. Не "пробивной". Именно такой – легко и не задумываясь променяет бытовой или материальный комфорт на перспективу интересной деятельности, саморазвития, интеллектуальные ценности.

Интровертированный Логический Интуит. Высокий уровень развития личности. Развиты все вспомогательные функции, осознает свои слабые места, "выезжает" на рационализации происходящего, проницательности и подконтрольной воле.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Сочетание мелкого размера букв, слабого нажима, больших расстояний между словами, зажатости центральной части букв.

Размеренное расположение слов и промежутков, частичная раздельность письма, большое расстояние между строками, прямой наклон, большой "разброс" высоты (выдающиеся верхняя и нижняя зона букв).

Нитеобразность и изменчивость форм, колебание в наклоне и основании букв. Максимальная упрощенность (почти не буквы, а намеки на них), слабый нажим, тонкие линии. Нестандартность и импровизация в стиле, межбуквенных пространствах и в связях между ними. Много "пустот".

Образец №2

====

====

Описание почерка:

Наиболее заметные особенности данного почерка – крупный размер, интенсивность и сила нажима, а также нарушение границ между строками: расстояния между ними имеют тенденцию к уменьшению, в то время как происходит экспансия и «вмешательство» нижних отростков предыдущей строки на территорию последующей. Стилизованность, форма, угловатость и другие признаки указывают на сниженную скорость письма.

Автор почерка – личность заметная и весьма доминантная. Такой человек имеет сильную волю, не сомневается ни в себе, ни своем авторитете. Находясь в преклонном возрасте, он также полон жизненных сил и оптимизма, как и в молодости. Исключительно практичен, реалистичен и серьезен во всем. Он имеет хорошие руки – талантлив к прикладным или физическим занятиям, обладает техническими способностями. Может «всё»: и дом построить и семью накормить. Он очень основателен и критичен к себе и окружающим, иногда до педантизма. Справедлив, но строг и частенько ведёт себя авторитарно, подсознательно копируя поведение своего строгого отца. Его характеризует вдумчивость, обстоятельность, он не позволит себе ни слова, ни поступка – без предварительного обдумывания последствий. Надежен, насколько только может быть надежен человек: и в разведку, и доверить государственную тайну – только такому. Обычно желает, чтобы его слово или мнение – было решающим. Автор почерка несколько прост, не утончен ни внешне, ни интеллектуально. Не использует и не понимает тонкого юмора, со стороны может казаться или «слишком серьёзным и важным», или наивным и «неуклюжим» в отношениях. Если он с вами дружит – вернее и надёжнее товарища не найти, он станет вам настоящей «защитой и опорой».

Экстравертированный Сенсорный Логик. Средний уровень развития личности. Временами проявляется вспомогательная функция.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Общая доминантность почерка на бумаге, практически отсутствие полей, крупный размер букв и акцент на центре букв, уменьшенные расстояния между словами (меньше среднего – норма между словами равна примерно двум буквам рассматриваемого почерка).

Малые (тесные) промежутки между строками, буквами. Развитая и акцентированная нижняя зона букв, "налезания" этой зоны на соседние строки. Интенсивность, сильный нажим.

Ритмичность, размеренность, сниженная скорость письма, частичная раздельность, подробность формы, читаемость, пунктуация и организованность.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы