Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

​​​​​​​Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. Ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки. Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выготский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: "Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка". Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого интериоризируется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам. Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, "генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям".

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: "Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!" - и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Статьи по теме:
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственно...

1
Психология воли (А.Н. Леонтьев)
Психология воли (А.Н. Леонтьев)

Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никак...

0
Системное воспитание
Системное воспитание

Системное воспитание - воспитание, меняющие стили и подходы в воспитании ребенка в зависимости от ур...

1
Свободное воспитание и воспитание самостоятельности
Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельно...

0
Армейский стиль воспитания
Армейский стиль воспитания

Армейский стиль воспитания - основанное на дисциплине воспитание (дисциплинарный подход в воспитании...

0
Урок, который стоит выучить каждому
Урок, который стоит выучить каждому

Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил преподавателя Рона Джонса, как ря...

1
Категории: