Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

01 октября 2022 г. в 21:24

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. Ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки. Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выготский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: "Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка". Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого интериоризируется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам. Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, "генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям".

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: "Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!" - и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

  • Самостоятельность
  • Виды воспитания

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Армейский стиль воспитания"
01 янв. 2010 г.
Армейский стиль воспитания — основанное на дисциплине воспитание (дисциплинарный подход в воспитании) с армейской атрибутикой (военная форма, свисток, строй, армейские команды). Армейский стиль близок и понятен мужчинам и обычно непривлекателен для женщин.
1Подробнее →
Картинка к "Как малышей воспитывают в Японии"
25 февр. 2015 г.
Уважаемые родители! Вас удивляет японский феномен или, как принято говорить, «японское чудо». Вы пытаетесь рас­крыть для себя «загадки» японского воспитания. Вы уверены, что именно особенности японского воспитания помогли этой стране в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации общества и экономики, обеспечив место среди сильнейших стран мира. Тогда именно для вас мы раскроем некоторые секреты «икудзи» — успешного воспитания детей в Японии, которые, надеемся, помогут вам воспитать своего маленького самурая.
Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Картинка к "Психология воли (А.Н. Леонтьев)"
01 окт. 2022 г.
Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять.
Картинка к "Системное воспитание"
20 мая 2014 г.
Системное воспитание - воспитание, меняющие стили и подходы в воспитании ребенка в зависимости от уровня его развития.
Картинка к "Свободное воспитание и воспитание самостоятельности"
01 янв. 2010 г.
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Картинка к "Урок, который стоит выучить каждому"
03 окт. 2014 г.
Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил преподавателя Рона Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.