Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки.

Фильм "Шоколад"

Люди любят проективные тесты. Их любят и продавцы, потому что после них легко продавать все что угодно.

Ассоциация - связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? - Курица! Поэт? - Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: "белый" -> "снег", "белый" -> "день", "белый" -> "свет"; "черная" -> "сажа", "черная" -> "ворона"; "танк" -> "броня", "танк" -> "пушка". И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу - мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки - отсюда частая ассоциативная связь "ложка-вилка". А "ложка" и "термоядерный коллайдер" - ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда - нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как... Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек - девчачьи ассоциации, у мальчиков - мальчиковые, у взрослых людей - взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. "О чем ты думаешь, глядя на кирпич? - О девушках. - А почему? Как связаны кирпич и девушки? - А я о них всегда думаю..."

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием "подкрепление", чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга - направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации - ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: "Зонтик!"

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке - вспомните.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Соня 11 сентября 2014 15:54:28

Способен ли человек влиять на свои ассоциации, если они ему мешают и негативно влияют на отношения с человеком, вызвавшим эту ассоциацию невольно?

Валерия А. 7 октября 2014 18:30:45

Впервые вижу слово "пространенно". Может, заменить его на "пространственно"?

Н.И. Козлов 7 октября 2014 21:19:37

Да, вполне. Если в расслабленном состоянии с закрытыми глазами представлять образ этого человека в другом окружении, в другом контексте (вполне позитивном), то вскоре образуется новый ассоциативный ряд на образ этого человека. Другой вариант - использовать <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/yakorzpt_yakorenie" target="_blank">механизм якорения</a>.

Развитие темы

Самые популярные материалы