Аттитюды и поведение

С момента своего возникновения понятие аттитюда все время привлекалось для объяснения социального поведения. Поскольку аттитюды рассматриваются как предрасположенность к исполнению определенных видов поведения, естественно предположить, что они направляют и, в известном смысле, детерминируют социальные действия. Расовые предрассудки (негативные аттитюды по отношению к расовым или этническим группам) несут ответственность за дискриминационное поведение, политические действия вытекают из либеральных или консервативных аттитюдов, а многие виды поведения в сфере половых и семейных отношений объясняются религиозной принадлежностью. В качестве общего правила предполагается, что позитивные аттитюды будут вызывать благоприятные действия в отношении объекта аттитюда, тогда как негативные аттитюды будут вызывать неблагоприятные действия.

Исследование отдельных случаев, казалось, подтверждали гипотезу о тесной связи между аттитюда и поведением. И действительно, предположение о том, что аттитюды могут использоваться для прогнозирования и объяснения социальных действий, не встречало серьезных возражений вплоть до конца 1960-х гг. Однако к этому времени появились многочисленные свидетельства того, что предполагаемая устойчивая связь между вербальным выражением аттитюда и открытым поведением не отвечает фактическому положению дел. В хорошо проконтролированных исследований не удалось обнаружить связи между расовыми аттитюдами и такими действиями, как предпочтение в приеме представителей определенной расовой группы в отеле или ресторане, конформизм по отношению к их мнениям или действиям или распространение пригласительных билетов только среди представителей этой группы. В числе многих других отрицательных данных приводились доказательства того, что аттитюды, касающиеся обмана, не могут предсказать реального поведения, целью которого является обман, что аттитюды в отношении другого человека оказывались не связанными с сотрудничеством или соперничеством с этим человеком и что аттитюды по отношению к работе имели мало общего с прогулами, опозданиями или увольнениями.

Под давлением этих отрицательных фактов социальной психологи были вынуждены пересмотреть взгляды на природу аттитюда и его связь с социальным поведением. Обновленному пониманию способствовал возврат пониманию аттитюда как ненаблюдаемого, гипотетического конструкта, который должен выводиться на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.

Отдельно взятые виды поведения, однако, могут предсказываться на основе аттитюдов, касающихся этих видов, — например, аттитюд по отношению к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных аттитюдов по отношению к этой контркультуре), аттитюд по отношению к посещению церковных служб (в противоположность аттитюдов, касающимся самой церкви) или аттитюд по отношению к сдаче крови (вместо глобальных аттитюдов, связанных с альтруизмом). Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в аттитюдах по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Таким образом, даже если аттитюды по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие аттитюды и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы