Буддизм

​​​​​​​Буддизм — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом).

Основатель буддизма — индийский принц Сидхартха Гаутама (он же — Шакьямуни, т. е. «мудрец из рода шакьев») — Будда, живший в долине Ганга (Индия). Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины.

Краеугольный камень буддизма — вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием.

Философия буддизма создана на основе ведийских текстов. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх).

Основная философско-этическая идея буддизма связана с Учением о «четырех благородных истинах», преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди:

  1. существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей;
  2. причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;
  3. прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле;
  4. путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине.

Существует «восьмеричный путь» к истине:

  1. правильное мышление,
  2. правильная речь,
  3. правильное действие,
  4. правильное распознавание,
  5. правильная жизнь,
  6. правильный труд,
  7. правильные воспоминания и самодисциплина,
  8. правильная концентрация.

Мировоззренческая система буддизма строится на следующих главных категориях и понятиях:

  • дхарма (элемент, Закон),
  • карма (действие),
  • сансара (поток бытия),
  • нирвана (буквально: угасание — состояние Просветленности),
  • нидана (колесо причинно-следственных связей),
  • сангха (община).

Космология буддизма описывает мир, состоящим из трех лок (сфер):

  • камалока (чувственный, реальный мир);
  • рупалока (мир форм, иллюзорный);
  • арупа-лока (мир без форм, сфера чистого сознания).

Одной из важнейших в буддизме является учение Калачакры («Колесо Времени»). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление — эзотерическое «Колесо Времени». Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в буддизме представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии. Весь мир — «волнение» дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму.

Препятствуют достижению Нирваны 10 оков:

«Из трех видов действий наиболее губительно не слово, не телесный поступок, но мысль» (Будда). Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время — звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением «волнения» дхарм, т.е. уничтожавшем желаний, страстей, мыслей — всего неотвечающего праведному восьмеричному пути. Нирвана есть состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Спокойствие — лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния. «Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости». Именно в состоянии озарения притекают истинные знания. Для достижения освобождения в ряде школ буддизма разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями.

Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды. В Ваджраяне — это понятие Ади-Будды — верховного единого Божества. Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей. Культ буддизма стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать буддизм как единое религиозное государство со своими регионами — школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений. Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано всемирное братство буддистов.

Школы буддизма

Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253 до н.э.) не привели к объединению. В начале 1 в. образуются две основные ветви буддизма: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница»). Возникнув в северо-восточной Индии, буддизм распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3—1 вв. до н.э., 1—4, 8—9 вв. В Индии буддизм постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизм) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь.

Толкования учения Будды его последователями привели к дифференциации буддизма. Хинаяна и Махаяна выходят из первоначальной школы Тхеравады («Учение старейшин»). Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения. Махаяна указывает на необходимость служения людям. Главное отличие Хинаяны от Махаяны в том, что последняя кроме Гаутамы Будды и Майтрейи признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами (Бодхи — озарение, пробуждение; «саттва» — сущность) и Тарами (женскими божествами). Основателем Махаяны на Юго-Западе Индии был Нагарджуна (2 в.), на Северо-западе — Асвагоша (Ашвагоша), поэт, драматург, философ (80—150). В 1—5 вв. образуются две основные школы Махаяны: мадхьямики (Нагарджуна, Арьядэва — 3 в.), Васубандху (5 в.) и йогачары (Асанга — 4 в.), ученик основателя школы Майтрейянатхи (3—4 вв.), буддийские логики Дигнага (5—6 вв.) и Дхарма-кирти (6—7 вв.).

Около 5 в. возникает особое течение Ваджраяна («алмазная колесница»), параллельное индийскому тантризму. Для философии Ваджраяны характерно стремление к синтезу всех школ буддизма с учетом практики йоги, почитанием духовного учителя — ламы (отсюда название ламаизм). Именно из этой школы идет и священно охраняется учение о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным — Шамбале, о существовании духовного Братства, с которым были связаны все великие Учителя человечества (см. труды Н.К. и Ю.Н. Рерихов). Теософская доктрина Блаватской и Учение Агни Йоги представляют собой новые версии предания о Шамбале (т. наз. русское Беловодье). В Тибете возникают две махаянские школы: Желтых Шапок (Гелугпа) и Красных Шапок (Дугпа). Основателем и реформатором Гелугпа является учитель Цон-Капа (Цзонхава (1357—1419), автор классического трактата «Ламрин» («Степени пути просветления»). Дугпа основана учителем Падма-Самбхавой (755—791). Он участвует вместе с философом Шантарак-шитой в пропаганде Б. в Тибете. Среди методов обучения Падма Самбхава применял йогическую практику, магию, теургию. Написал комментарий к классическому тексту «Книга мертвых». Наряду с этими школами в Тибете существует самое древнее верование Бонпо, заимствовавшее многое из Б. и тантризма. В Китае Б. приспосабливался к местным учениям Лао-Цзы и развивался в синтетической форме с даосизмом (Чань-Б.), в Японии — с синтоизмом (Дзэн-Б). Видным теоретиком и философом современного Б. является Судзуки. В европейской философии Б. и его первоисточники начинают изучаться только с начала 19 в. Среди востоковедов России большой вклад в изучение Б. внесли В.П. Васильев, И.П. Минаев, С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, Ю.Н. Рерих. Священными текстами и первоисточниками Б. являются: «Лалитавистара» (Жизнеописание Будды), «Трипитака» (Типитака-пали) (букв. Три корзины) — свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов в сангхе, логику, изречения Будды («Дхаммапада»), методологию и гносеологию Б.; «Абхидхарма» Васубандху («Энциклопедия Б.»), ряд Сутр, особенно «Праджняпарамита»; Гандкур (108 томов) и Данджур (225 томов) — палийский канон Б. литературы и др.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы