Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)

01 января 2013 г. в 12:13

Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер, психолог

Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Юлией Борисовной Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком – Как?​​​​​​​»: мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.

Зеленая зона

- В зеленую зону помещаем то, что ребенок может делать по собственному разумению или желанию. Например, выбрать, какую книгу почитать, в какие игры поиграть, кого пригласить к себе на день рождения и т.д. При определении этой зоны очень интересно бывает задуматься: а многое ли наш ребенок действительно может выбирать самостоятельно?

Желтая зона

​​​​​​​- Желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 1 часа и не позднее 9 часов вечера. Или самому решить, когда приступить к домашним заданиям, но работа должна быть закончена к 20 часам.

Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. Подчеркните при этом, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.

Оранжевая зона

- Жизнь есть жизнь, в ней встречаются ситуации, которые заставляют нас иногда попадать в оранжевую зону. Она очерчивает те действия, которые разрешаются в случае особых обстоятельств. Например, отец возвращается после долгой командировки поздно вечером. Можно разрешить ребенку позже лечь спать и даже не пойти наутро в детский сад или (страшно сказать!) в школу. Или: ребенок оказывается в стрессовой ситуации, связанной с переездом, болезнью или смертью кого-то из близких. Здесь важно подчеркнуть ребенку, что разрешение оправдано только исключительными обстоятельствами. Обычно дети хорошо понимают подобные ограничения и больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона

- Последняя, красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах. Здесь не может быть никаких исключений из правил. Нельзя выбегать на дорогу, баловаться с огнем, обижать слабых, предавать друзей... От элементарных правил безопасности к моральным нормам и социальным запретам.

  • +
  • Технологии воспитания ребенка
  • Автор Ю.Б. Гиппенрейтер

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Дом счастья"
16 мар. 2020 г.
В доме счастья никаких правил не было, запрещать что-либо детям было запрещено, а заставлять их — нельзя.
4Подробнее →
Картинка к "Дети. Руководящие указания"
01 янв. 2013 г.
С ребенком необходимо заниматься, играть, читать ему книжки, отвечать на задаваемые им вопросы…об этом знают все без исключения родители. Заботливые, любящие мамы и папы, наверняка, так и поступают. При этом никакой процесс воспитания и обучения маленького человечка, как правило, не обходится без «руководящих указаний» со стороны родителей, которые занимают ведущую позицию лидера, главного в совместном деле, игре.
Картинка к "Как добиться от ребенка необходимого поведения"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​​Чтобы научить ребенка чему-нибудь или добиться от него определенного поведения, родители должны каким-то образом показать ему, что хорошо (какое поведение они одобряют), а что - плохо (какие действия они осуждают
Картинка к "Как не ругаться на детей"
01 окт. 2022 г.
Новорожденного иногда сравнивают с диким осленком - он следует только своим природным инстинктам. Нередко родители во всем потакают карапузу. Он привыкает к этому и в результате оказывается совершенно неподготовленным к тому, что далеко не всегда и не все будут исполнять его желания. Мы хорошо знаем, как трудно находиться рядом с человеком, который не приучен к самоконтролю, не умеет справляться с собственными эмоциями. А легко ли ему самому жить на свете?
Картинка к "Как воспитывать – кнутом или пряником"
01 окт. 2022 г.
По мнению одного известного американского социолога, появление новорожденных на свет - это систематически повторяющееся нашествие варваров. Новорожденные не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями, им не знакома система моральных и прочих норм данного общества. Всему этому ребенка учат в обществе и, прежде всего, в семье. Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном восприятии, и среди этих всевозможных педагогических приемов на первом месте, естественно, стоит известный с древнейших времен принцип поощрения и наказания, о котором и пойдет речь в данной статье.
Картинка к "Похвала и поощрение"
01 окт. 2022 г.
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.
Картинка к "Правила о правилах"
01 окт. 2022 г.
Правил не должно быть слишком много, по возможности они должны быть минимальными.