Что делать родителям, когда ребенок капризничает
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Капризы детей - вещь неприÑтнаÑ, но еÑтеÑтвеннаÑ, по крайней мере в наше Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ в наших уÑловиÑÑ…. Дети чаще капризничают, когда они плохо ÑÐµÐ±Ñ Ñ‡ÑƒÐ²Ñтвуют и когда чувÑтвуют, что капризничать им - можно. Ðередко бывает, что Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ ребенок капризничает, а Ñ Ð¿Ð°Ð¿Ð¾Ð¹ - нет, потому что от папы Ñхлопочешь, а мама только грозитÑÑ.
Что делать Ñ ÐºÐ°Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð°Ð¼Ð¸? ПонÑтно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети дейÑтвительно капризничают реже.
ГлÑÐ´Ñ Ð½Ð° капризы, думайте о будущем
Каприз капризу - рознь. Одно дело - привычка мÑтить за то, что Ñделали не по ее, другое - проба Ñил, иÑÑледовательÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑтельноÑÑ‚ÑŒ: "наÑколько Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ уже делать по Ñвоему? Могу ли Ñ Ð³Ð´Ðµ-то оказатьÑÑ Ñильнее мамы или бабушки?" Привычка мÑтить - плохое приобретение Ñ Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ¸ Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´ÑƒÑ‰ÐµÐ³Ð¾ ребенка, а пробовать Ñвои Ñилы - нормально Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð°Ñтущего маленького человечка. К пробе Ñил можно отнеÑтиÑÑŒ Ñ ÑŽÐ¼Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼ и позитивно: "Ух Ñ‚Ñ‹, хочешь по Ñвоему, как взроÑлый!", а вот мÑтительноÑÑ‚ÑŒ поощрÑÑ‚ÑŒ нельзÑ. ГлÑÐ´Ñ Ð½Ð° капризы, думайте о будущем.
Внимание физичеÑкому ÑамочувÑтвию!
Плохо поÑпал днем, перебегалÑÑ Ð²ÐµÑ‡ÐµÑ€Ð¾Ð¼, долго ждать в очереди или в дороге, Ñлишком много новых впечатлений, проÑто заболел - плохое физичеÑкое ÑамочувÑтвие обычно Ñоздает почву Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð¾Ð². Здоровые дети капризничают реже - позаботьтеÑÑŒ о здоровом образе жизни вашего ребенка. ЕÑли ваш ребенок раньше не капризничал, а ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾ как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Ðто дейÑтвительно важно. К Ñожалению, и здеÑÑŒ не вÑе проÑто: более вÑего пекутÑÑ Ð¾ физичеÑком ÑамочувÑтвии детей тревожные мамаши, и как раз у тревожных мамаш чаще вÑего капризные дети. Ð’ чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожитьÑÑ - о здоровье детей нужно заботитьÑÑ. Разницу почувÑтвовали? Ðадо не переживать, а думать и делать вÑе по уму. Ðапример, маленькие дети очень не любÑÑ‚, когда их одевают и раздевают: еÑли ваш ребенок будет закален, Ñта процедура будет проще и реже, а жизнь ребенка и ваша - радоÑтнее.
Свобода в обрамлении порÑдка
ЕÑли ребенку вÑе нельзÑ, но за Ñтим никто не Ñледит, а папа и мама между Ñобой делÑÑ‚ влаÑÑ‚ÑŒ и выÑÑнÑÑŽÑ‚ отношениÑ, капризы будут обÑзательно. Ð›ÑƒÑ‡ÑˆÐ°Ñ Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÑŒ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑƒÐ¿Ñ€ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð¾Ð² - проÑторный дом, мир разумных ограничений. ЕÑли вы запрещаете ребенку вÑе на Ñвете, тут не ребенок капризный, а вы недальновидный. ЕÑли вы разрешаете ребенку вÑе что угодно, он выраÑтет не капризным, но пÑихопатом.
Тотальное Да тому, что в капризе разумно
ПоÑтарайтеÑÑŒ не отноÑитÑÑ Ðº капризам ребенка как к очередной попытке помучить ваÑ. ПредÑтавьте Ñебе инопланетÑнина, который плохо владеет земным Ñзыком и пытаетÑÑ Ð´Ð¾Ð½ÐµÑти что-то до вашего ÑознаниÑ. Помните, что положение ребенка оÑложнÑетÑÑ ÐµÑ‰Ðµ и тем, что у него, в отличие от инопланетÑнина, нет «родного Ñзыка», которым он владел бы Ñовершенно Ñвободно. ПоÑтарайтеÑÑŒ понÑÑ‚ÑŒ, что ребенок от Ð²Ð°Ñ Ñ…Ð¾Ñ‡ÐµÑ‚ на Ñамом деле, и поищите возможноÑÑ‚ÑŒ ÑоглаÑитьÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет ÑамоÑтоÑтельноÑти - дайте ему ÑамоÑтоÑтельноÑти, только чтобы она была ему по роÑту.
Прочитав поÑлание, внÑтно Ñообщите ребенку, как именно вы его понÑли, и что ÑобираетеÑÑŒ предпринÑÑ‚ÑŒ по Ñтому поводу.
КлаÑÑичеÑкое «Я Ñам!» Ðе умеет чиÑто еÑÑ‚ÑŒ, но Ñ‚ÑнетÑÑ Ðº ложке. ПытаетÑÑ Ñам завÑзать шнурки, потом вÑей Ñемьей полчаÑа раÑпутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порываетÑÑ Ð¸Ð´Ñ‚Ð¸ в Ñадик. При попытке иÑправить Ñитуацию - злитÑÑ, кричит. Ðто тоже не капризы. Ð’ Ñтих ÑлучаÑÑ… имеет ÑмыÑл Ñначала похвалить ребенка за Ñтремление к ÑамоÑтоÑтельноÑти и отметить его очевидные доÑтижениÑ, а потом Ñообщить, что Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñитуации и Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ¹ большей гармоничноÑти необходимо Ñделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в Ñтом возраÑте требуют именно Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ… попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на Ñамом-то деле прекраÑно Ñто понимают.
ЕÑли ничего не ÑобираетеÑÑŒ предпринимать, то об Ñтом тоже обÑзательно Ñообщите и разъÑÑните причину. Ðапример: «Я отлично понимаю, что Ñ‚Ñ‹ уÑтал, и очень ÑочувÑтвую тебе. Ðо до оÑтановки идти еще два квартала, а колÑÑки у Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÑ‚. Так что придетÑÑ Ð¸Ð´Ñ‚Ð¸ как шли. Я Ñовершенно уверена в том, что Ñ‚Ñ‹ Ñможешь дойти».
ЕÑли ребенок, прервав нытье, захочет поправить Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ внеÑти какие-то дополнениÑ, внимательно выÑлушайте его и обÑзательно похвалите за проÑвленный конÑтруктивизм. Ðапример: «Молодец, что объÑÑнил. Ð¡ÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¼Ð½Ðµ Ñтало гораздо ÑÑнее, что именно Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð±ÐµÑпокоит. Теперь нам будет легче ÑправитьÑÑ Ñ Ñтим».
Ðикогда не возражайте ребенку, еÑли он говорит о Ñвоем ÑоÑтоÑнии. Он лучше знает, что именно он иÑпытывает. Ðе подменÑйте его ÑобÑтвенную чувÑтвительноÑÑ‚ÑŒ Ñвоей. Ð’ дальнейшем Ñто может привеÑти к очень неприÑтным поÑледÑтвиÑм, когда уже подроÑший ребенок будет ориентироватьÑÑ Ð½Ð° родителей или ÑверÑтников в поиÑках ответа на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Â«Ñ‡Ñ‚Ð¾ Ñ ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñ‡ÑƒÐ²Ñтвую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº подлинным чувÑтвам ребенка.
РаÑпроÑтраненной ошибкой родителей ÑвлÑетÑÑ Ð¸ подбор вариантов Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð¸Ñ‡Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ³Ð¾ ребенка, когда ему оÑтаетÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ в буквальном ÑмыÑле ткнуть пальцем в понравившийÑÑ Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ ÑпиÑка:
- Ванечка, Ñ‚Ñ‹ что, уÑтал? Может, у Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ° болит? Рможет, животик? Рможет, Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð±Ð°Ð±ÑƒÑˆÐºÐ° обидела? Обидела Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð±Ð°Ð±ÑƒÑˆÐºÐ°, да? Или Ñ‚Ñ‹ печенинку хочешь?
ПонÑтно, что и в Ñтом Ñлучае речь будет идти не о дейÑтвительном поÑлании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.
Итак, проанализировав Ñитуацию, в утвердительном тоне Ñообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможноÑÑ‚ÑŒ ÑоглаÑитьÑÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ или возразить вам.
Учите ребенка выражать Ñвои чувÑтва Ñловами, а не капризами.
Ð”Ð»Ñ Ñтого еÑÑ‚ÑŒ один единÑтвенный ÑпоÑоб - родители Ñами должны говорить о Ñвоих чувÑтвах в приÑутÑтвии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный приÑлушиватьÑÑ Ðº Ñебе и не вÑтречающий возражений в опиÑании Ñвоих чувÑтв, вполне может Ñказать:
- Я ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð·Ð»Ð¾Ð¹! Я ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ ÑƒÐ¶Ð°Ñно злой! ÐœÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑˆÐºÐ° разозлила, потому что Ñ Ñ…Ð¾Ñ‚ÐµÐ» поиграть, а она царапаетÑÑ. Ð’Ñ‹ от Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð²Ñе отойдите, Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ на кухне злитьÑÑ. Рпотом приду, и вы Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐµÑ‚Ðµ (прÑÐ¼Ð°Ñ Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ подлиннаÑ, запиÑана одной внимательной мамой Ñо Ñлов Ñвоего трехлетнего Ñына).
Ð”Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„Ð¸Ð»Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ¸ детÑких капризов и борьбы Ñ ÑƒÐ¶Ðµ развившейÑÑ Ñмоциональной неуÑтойчивоÑтью большое значение имеет ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ñех членов Ñемьи, принимающих учаÑтие в уходе за ребенком.
И в Ñтрогих, и в демократичеÑких ÑемьÑÑ… дети доÑтаточно легко приÑпоÑабливаютÑÑ Ðº ÑущеÑтвующим правилам, еÑли Ñти правила едины и поддерживаютÑÑ Ð²Ñеми членами Ñемьи. И там, где никто не Ñмеет взÑÑ‚ÑŒ ложку, пока не начал еÑÑ‚ÑŒ дедушка, и там, где вÑе в любое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐµÐ´ÑÑ‚ руками из большой каÑтрюли, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð²Ñегда Ñтоит на плите, вполне может выраÑти Ñпокойный, Ñмоционально уÑтойчивый ребенок.
Ðо вот еÑли мама что-то разрешает, а папа Ñто же Ñамое запрещает категоричеÑки, а у бабушки вÑе завиÑит от наÑтроениÑ, а у дедушки - от ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ, а у дÑди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И вÑе Ñто отноÑитÑÑ Ðº чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» чаÑто, капризничаÑ, протеÑтуют дети.
Ð’ Ñемье, где много народа и неÑколько воÑпитательÑких позиций, имеет ÑмыÑл уÑтроить Ñвоеобразный «круглый Ñтол», на котором путем компромиÑÑов вырабатываетÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ‹Ð¹ Ñтиль воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ раз и навÑегда решаетÑÑ, можно ли прыгать на диване, еÑÑ‚ÑŒ Ñардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на оÑнове доÑтигнутых Ñоглашений имеет ÑмыÑл даже ÑоÑтавить итоговый пиÑьменный документ, в котором любой желающий Ñможет при необходимоÑти уточнить, как же поÑтупать в том или ином Ñлучае.
Крайне необходима поÑледовательноÑÑ‚ÑŒ в утверждениÑÑ… и требованиÑÑ…, предъÑвлÑемых ребенку одним и тем же членом Ñемьи.
Как бы ни менÑлоÑÑŒ у Ð²Ð°Ñ Ð½Ð°Ñтроение и обÑтоÑтельÑтва, но, еÑли уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пуÑÑ‚ÑŒ Ñто будет «нельзÑ». ЕÑли уж позволили, то до конца вытерпите вÑе поÑледÑтвиÑ.
ЕÑли вы Ñказали при выходе на прогулку, что ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ³Ð¾ не будете покупать в ларьке, то придерживайтеÑÑŒ Ñтой позиции. Ðе ÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° вÑе капризы. ЕдинÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð°ÑˆÐ° уÑтупка - Ñто тоже поÑлание. От Ð²Ð°Ñ Ðº ребенку. И текÑÑ‚ Ñтого поÑÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ð²: «Иногда, при каких-то (не ÑовÑем ÑÑных) обÑтоÑтельÑтвах капризами от Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ добитьÑÑ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чего Ñ‚Ñ‹ хочешь». Получив такое поÑлание, ребенок неизбежно будет пытатьÑÑ. РупорÑтва ему не занимать.
Чем может помочь ÑпециалиÑÑ‚?
Ð’ первую очередь проконÑультироватьÑÑ Ñо ÑпециалиÑтом по поводу детÑких капризов необходимо родителÑм детей, Ñтрадающих тем или иным ÑоматичеÑким или неврологичеÑким заболеванием. Именно такие дети оÑобенно нуждаютÑÑ Ð² правильной и поÑледовательно применÑемой методике воÑпитаниÑ, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð² Ñтом Ñлучае, неÑомненно, должна вырабатыватьÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ и учитывать возможноÑти ребенка. ОÑобенно Ñто отноÑитÑÑ Ðº детÑм, Ñтрадающим пренатальной Ñнцефалопатией и детÑм Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ мозговыми диÑфункциÑми (ММД). ЗдеÑÑŒ правильно подобранный режим жизни и воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° может во многом оÑлабить проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¸, не допуÑтить ÑƒÑ…ÑƒÐ´ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ таких грозных оÑложнений, как детÑкий церебральный паралич (ДЦП).
Кроме того, ÑпециалиÑÑ‚ может помочь родителÑм определить причины капризноÑти ребенка и выработать тактику Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð¾Ð² Ñемьи, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ откорректировать нежелательное поведение ребенка.
ЕÑли причиной капризноÑти ребенка ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€Ð¸Ñемейные конфликты, то имеет ÑмыÑл обратитьÑÑ Ðº такому методу, как ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑихотерапиÑ. Даже краткоÑÑ€Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑихотерапиÑ, Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ ÑпециалиÑтом, чаÑто позволÑет ÑущеÑтвенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñемье.
Капризный ребенок. Пример работы пÑихолога
ПонÑтно, что в Ñемье ЛариÑÑ‹ и Гали капризы проиÑтекали от Ð½ÐµÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸ внÑтно донеÑти до дочери Ñвою воÑпитательную позицию.
ПодвижнаÑ, ÑÐ¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²Ñ‡ÑƒÑˆÐºÐ° уже вовÑÑŽ изучает окружающий мир (и личноÑÑ‚ÑŒ матери в том чиÑле), а Ð“Ð°Ð»Ñ Ð²Ñе еще воÑпринимает ее как Ñвое физичеÑкое продолжение. При Ñтом как бы подразумеваетÑÑ, что Ð´Ð»Ñ Ð›Ð°Ñ€Ð¸ÑÑ‹ «Ñамо Ñобой понÑтно» вÑе то, что очевидно Ð´Ð»Ñ Ð“Ð°Ð»Ð¸. См. →
Видео от Яны СчаÑтье: интервью Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑором пÑихологии Ð.И. Козловым
Темы беÑеды: Какой женщиной нужно быть, что уÑпешно выйти замуж? Сколько раз женÑÑ‚ÑÑ Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ñ‹? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. ВоÑпитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможноÑÑ‚ÑŒ быть Ñ€Ñдом Ñ ÐºÑ€Ð°Ñивой женщиной.