Что такое Хочу и что такое Надо

Хочу и Надо - традиционное противопоставление, характерное для не сформировавшейся личности, для человека-ребенка любого возраста. Противопоставление Хочу и Надо идет из детства, НАДО и ХОЧУ - это проблемы вредных детей и не очень мудрых родителей.

Если у ребенка «заботливые» родители, он привыкает к тому, что его «хочу — не хочу» есть нечто важное. Не хочешь — скажи «Не хочу!», и тогда не будешь есть эту кашу. Хотя, может быть, все-таки съешь? Тебя уговаривали, а ты сильно говорил: «Не хочу!», и был в центре внимания.

Протест против "Надо" - не общая детская черта, а проблема неграмотного воспитания. Обычно это проблемы детей, которые в силу разных причин привыкли возражать своим родителям. Родители говорят: «Вот надо сделать!», а такой ребенок сразу и голосом, и всем телом и всей душой: «Не хочу!» - просто потому, что родители сказали НАДО. В детстве, протест против Надо - это форма войнушки с родителями и форма привлечения к себе внимания.

Интересно, что детство проходит, а у таких повзрослевших детей протест к НАДО остается. Родителей уже нет, а он все по привычке на каждое НАДО кричит: «А я не хочу!». Формируется Внутренний саботажник.

И тогда ему надо обманывать себя, чтобы с собой разобраться, и тогда нужен "Эхо-Магнит". Внутренний родитель покричал, что НАДО, а я вот его не послушал и он умолк. Ну, если умолк, то я подожду немного… И когда я могу сделать вроде как уже не по указке этих противных Родителей с их противными НАДО, а вроде как сам - то могу и сделать. Потому что на самом деле - почему бы и не сделать?

Но бывают дети, которые в детстве родителей любили и с удовольствием делали то, что родители им говорили сделать. Умыться - спасибо, мама, побегу умыться! Делать уроки - спасибо, папа, за напоминалку, уже бегу! И тогда во взрослой жизни противопоставления НАДО и ХОЧУ - нет. Если надо - то и сделаю, только посмотрю другие свои задачи и свое состояние, и тогда в свое расписание и образ жизни вставлю. И тогда «Эхо-магнит» - не нужен…

Надо - это всегда чье-то Хочу. Только: чье и какое? Иногда это Хочу родителей, когда-то бездумное, а когда-то мудрое и заботливое. Иногда это Хочу твое, только Хочу тебя - завтрашнего. Тогда Надо - это умение видеть завтра.

Фильм "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей"

Сэр Баскервиль ненавидел овсянку, но ее надо было кушать.

Кому-то не нравится слово «Надо», ему больше нравится слово «Хочу». Отлично. Взрослый человек как раз Хочет то, что Надо. Что сейчас Надо, то взрослый человек - Хочет. И тогда становится все просто.

Заметим: и у Хочу есть разные уровни. Например, «зарядку утром делать не Хочу» - это простой уровень. А «быть здоровым Хочу» - это уровень хотения повыше. И если хочешь быть здоровым - зарядку делать уже Надо. Ещё выше можно найти ответы на вопросы, почему здоровым тоже оказывается быть Надо. Может быть, иногда "Надо - это умение видеть не только завтра, но и послезавтра"? А мы пока доросли до того, что только про завтра можем как-то рассуждать? Получается, чем взрослее человек, тем он глубже и правильнее прогнозирует. И тем лучше понимает, что Больше Надо. Точнее, что Надо Больше.

Когда пересекается зрелое Хочу в столкновении с шаблонным Надо - видимо, более достойной является позиция Хочу. Если сталкивается детское Хочу и взрослое Надо, видимо в этом случае право Надо.

Когда человек «отправляет» свой характер и живет потребностями своего организма, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, чтобы ему это хотелось. Как правило, дело это не сложное.

Детство проходит, мы становимся взрослыми. А взрослые уже знают, что рассказывать про свое «хочу — не хочу» всерьез некому. Хочешь — поди и сделай себе, если умеешь, или купи, если есть деньги. А то что "Надо", взрослые просто делают, потому за них это не сделает никто.

Если, конечно, они правда взрослые, и перестали играть в детство. В хочу — не хочу.


Делать, что Надо - это умение видеть свое завтра и заботиться о нем.


Если же формулировка "Надо!" продолжает вызывать у вас внутренний протест, переформулируйте "Надо" в "Я выбираю". Даже если вы вынуждены что-то делать, спросите себя, что вы выбираете: сделать необходимое или игнорировать? Пойти на работу, когда не хочется, или не пойти? Строго говоря, вы свободны всегда, но если вы, как свободный человек, решили все-таки не делать глупости и на работу пойти, то сформулируйте это как "Я выбрал". Это не просто игра в слова, а честная формулировка. Мы - свободные люди, и все главные поступки мы совершаем потому, что мы это выбрали.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Шмелёв Евгений 21 января 2013 18:25:28

Доброго дня!!! Я не согласен с самим словом "надо". Я сейчас не хочу ходить на работу, но я хожу не потому что НАДО, а потому что ВЫНУЖДЕН. А часто делаю что-то не потому что НАДО, и не потому что ХОЧУ, а потому что это - ЦЕЛЕСООБРАЗНО. Слово НАДО вызывает у меня негативные чувства, отсутствие выбора и предопределенность.....

Агеев Антон Геннадьевич 7 марта 2014 16:45:34

Здравствуйте друзья! НАДО превращаем НАДО в ХОЧУ! Это сложно и не все могут сразу перестроиться. А как правило, надо сразу! Другое дело, если ставить вопрос НАДО кому? Если Вам не НАДО, то зачем это делать? Пример. Тебе надо приехать по адресу... и... Зачем мне это надо? Ставим вопрос.

Гость 5 мая 2014 11:40:28

А иногда бывает, что ребенок оказывается мудрее взрослых, и тогда лучше, если взрослые ребенка не заставляют, а с ним сотрудничают.

Гость 1 июня 2014 05:03:13

Отличная статья, спасибо большое!!!

Гость 30 июня 2014 16:56:11

Спасибо!!!!!!

Гость 21 августа 2014 12:10:20

"Мы - свободные люди, и все главные поступки мы совершаем потому, что мы это выбрали." Не могу с этим согласиться. Ведь что тогда получается? Пошел воевать, потому что призвали, умер на войне, виноват только сам - ведь ТЫ ВЫБРАЛ пойти на войну. Мог бы не ходить. Что бы тебе за это было? Посадили бы в лагерь, подвергли пыткам, убили. Кто виноват? Ну ясно кто, ты сам, ведь ТЫ ВЫБРАЛ не пойти на войну. Все чики-пуки, никто не правит твоей жизнью, не создает для тебя своих надо, не придумывает для тебя войны и обязательный труд за еду - ты все выбираешь сам. Ты, видимо, даже жизнь выбираешь сам - ведь дело не в том, что тебя родили, а в том, что, будучи недоволен жизнью, ты не решился покончить с собой, не так ли? Конечно. Ситуация проста: если я не согласен с "реальностью" жизни (той реальностью которая есть продукт деятельности других людей), значит я инфантильный ребенок, и мне НАДО себя менять, не правда ли? Ну и кто тут выбор?

Н.И. Козлов 21 августа 2014 12:59:37

Гость, возразили вы красиво. Могли бы вы сформулировать свои тезисы, как правильно на ваш взгляд решать эту задачку с Хочу и Надо?

Андрей Платонов 17 ноября 2014 04:48:55

Как это отказаться от хочу? Женщину тоже не хотеть?

Мария Волконская 17 ноября 2014 12:01:44

Андрей, совсем отказываться от Хочу - не стоит. Любимую женщину хотеть - стоит. Статья о том, чтобы не жить только одним Хочу, чтобы все, что надо - делать.

Andrew 30 июля 2015 18:13:03

А сексом надо заниматься или хотеть заниматься?)

Н.И. Козлов 30 июля 2015 19:50:58

Когда как. Когда-то - хотеть, когда-то - надо. А высший пилотаж - организовать себя, чтобы когда надо хотелось, а в другое время не отвлекало. И так организовать себя - надо.

Ирина 19 декабря 2015 13:05:06

А мне статья не понравилась. Я нашла в ней не ответы на мои вопросы, а порицание "не выросших детей" . А-та-та, какой ты! Просто констатация факта, а вариантов решения нет.

Гость 16 мая 2016 23:04:27

Великая цель современных психологов адаптировать людей к жестокой системе, которою давно нужно менять. И пока живой человек сопротивляется, быть роботом не хочу. Сколько людей делают однообразную работу, чтобы пропитаться? Сколько ненужных и бестолковых знаний, действий в детсадах, школах и учебных учреждениях, которые ни к чему не ведут и никак не пригодятся. Против тупых правил и бессмысленных требований направленно не хочу.

Гость 16 мая 2016 20:57:23

Добрый день! Не могу не возразить: я всю жизнь покорно делала то, что НАДО. Особенно в детстве! И сейчас меня "трясет" от любого НАДО. Даже если это надо мне.

Развитие темы

Самые популярные материалы