Цивилизация
Ð¦Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ (лат. civilis — гоÑударÑтвенный, гражданÑкий) — в выÑшей Ñтепени Ñклектичное и многозначное понÑтие, могущее обозначать:
- одно из разнокачеÑтвенных ÑоÑтоÑний общеÑтва в его изменении в реальном иÑторичеÑком времени;
- Ñтап в Ñволюции человечеÑкого общеÑтва, пришедший на Ñмену «первобытному варварÑтву» (Морган);
- ÑовокупноÑÑ‚ÑŒ организационных ÑредÑтв (программ деÑтельноÑти), поÑредÑтвом которых люди ÑтремÑÑ‚ÑÑ Ð´Ð¾Ñтичь тех общеÑтвенных целей, которые заданы ÑущеÑтвующими универÑалиÑми культуры и фундаментальными Ñимволами поÑледней.
Ð’ риториках и полемиках публициÑтичеÑко-пропагандиÑÑ‚Ñкого ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ñлово «цивилизациÑ» обычно иÑполнÑет роль позитивного компонента конфликтной диады «Свои» — «Чужие» («Мы» — «Они»). Возникновение понÑÑ‚Ð¸Ñ Â«Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â» (близкое термину «культура») традиционно отноÑимо к 18 в. (ФранцузÑкие филоÑофы-проÑветители именовали общеÑтво, оÑнованное на идеалах ÑправедливоÑти и разума, — «цивилизованным». Ð’ отличие от немецкого и руÑÑкого Ñзыков во французÑком — понÑÑ‚Ð¸Ñ Â«Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â» и «культура» жеÑтко не разведены.) Именно оÑознание того обÑтоÑтельÑтва, что культура любого отдельно взÑтого общеÑтва ÑвлÑет Ñобой внутренне неразрывно взаимоÑвÑзанную, Ñамоценную ÑиÑтему ÑобÑтвенной науки (пуÑÑ‚ÑŒ в облике процедур колдовÑтва), ÑобÑтвенной литературы (пуÑÑ‚ÑŒ на уровне фольклора), ÑобÑтвенных моральных и правовых норм (пуÑÑ‚ÑŒ в ипоÑтаÑи табу) и Ñ‚.п. предопределило широкое раÑпроÑтранение понÑÑ‚Ð¸Ñ Â«Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ». Доминирующими в 19—20 вв. ÑвилиÑÑŒ трактовки цивилизации либо как таких замкнутых общеÑтвенных организмов, к индивидуальной Ñудьбе и взаимодейÑтвию которых правомерно редуцировать вÑемирную иÑторию (ДанилевÑкий, Тойнби), либо как завершающего фазиÑа упадка в развитии любой когда-то целоÑтной и органичной «культуры» (Шпенглер). Ð¦Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ â€” набор культурных программ («рабочих чертежей»), реализовавшийÑÑ Ð² облике ÑамодоÑтаточного и уникального общеÑтвенного организма. Культурные же программы задаютÑÑ Â«Ð¼ÐµÑ‚Ð°Ñ„Ð¸Ð·Ð¸ÐºÐ¾Ð¹Â» цивилизации (глубочайшими иÑтинами о природе Ð’Ñеленной и о меÑте человека в ней и/или ее базовыми ÑмыÑлами и ценноÑÑ‚Ñми. Ð’ Ñтом контекÑте приоритетными могут выÑтупать (Ч.У.ÐœÐ¾Ñ€Ñ€Ð¸Ñ â€” «ШеÑÑ‚ÑŒ образов жизни»):
- подчинение инÑтинктам и желаниÑм (Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð¾Ð½Ð¸ÑийÑкого типа);
- Ñамоотречение ради личного Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ (Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´Ð´Ð¸Ð¹Ñкого типа);
- Ñамоочищение во Ð¸Ð¼Ñ Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ñ… ценноÑтей (раннÑÑ Ñ…Ñ€Ð¸ÑтианÑÐºÐ°Ñ Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ);
- раÑтворение личноÑти в процедурах «газавата» (иÑламÑÐºÐ°Ñ Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ);
- покорение и Ñ€ÐµÐ¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ¹ Ñреды поÑредÑтвом науки и техники («ПрометеевÑкаÑ», Ñ‚ÐµÑ…Ð½Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ) и Ñ‚.д.