Диагностика потребности в самосовершенствовании

​Потребность в самосовершенствовании является глубинным личностным образованием. Проявление ее у субъекта характеризует его как активного творца самого себя, как целеустремленную личность, не останавливающуюся в своем развитии. Данная потребность является источником активности личности в различных видах деятельности и в своем развитии. Для ее изучения предлагается следующий опросник.

Инструкция

Перед Вами опросник, цель которого – выяснить особенности поведения в различных ситуациях. Отвечая на вопросы, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов и записать его в опросном листе напротив номера вопроса.

1. Представляло ли для вас интерес принимать участие когда-либо в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях?

а) да; б) не очень; в) нет.

2. Как Вы считаете, должен ли человек доводить свои умения и навыки до совершенства?

а) да; б) не всегда; в) нет.

3. Характерно ли для вас стремление исполнять лидерские функции, нравится ли вам это?

а) да; б) не всегда; в) нет.

4. Самовоспитание и самообразование должно быть обязательным, если человек хочет достичь совершенства в чем-то?

а) да; б) не всегда; в) нет.

5. Проигрывая на соревнованиях или получая низкую оценку (например, на экзаменах) вы:

а) переживаете и стремитесь в будущем занять более высокое место, повысить оценку;

б) не всегда так;

в) нет таких чувств.

6. В какой степени у вас выражено стремление к достижению поставленных целей?

а) скорее недостаточно;

б) наверно достаточно;

в) достаточно.

7. Поражения и неудачи мобилизуют меня на достижение поставленной цели:

а) да; б) не всегда; в) нет.

8. Всегда ли вас удовлетворяли оценки, получаемые на экзаменах?

а) да; б) не всегда, иногда; в) нет.

9. В жизни человек должен руководствоваться перспективными целями

а) скорее ближайшими;

б) затрудняюсь ответить;

в) да, перспективными.

10. Характерно ли для вас постоянное ощущение неудовлетворенности достигнутым?

а) нет; б) не всегда, иногда; в) да.

11. Приступая к игре в шахматы, шашки, футбол, теннис и т. п. главным для участников является:

а) победа; б) процесс игры; в) не знаю.

12. Характерно ли для вас выполнение любой работы с наивысшим качеством?

а) да; б) не всегда; в) нет.

13. Постоянного азарта в чем-либо у меня не проявляется.

а) проявляется; б) иногда; в) да, так и есть.

14. Для меня лучше работать самостоятельно, чем с кем-то.

а) да; б) не всегда; в) нет.

15.Выступая в любых соревнованиях человек должен стремиться к наивысшим результатам.

а) да; б) не всегда так; в) нет.

16.Находясь в компании друзей, я предпочитаю больше слушать, чем говорить.

а) да; б) не всегда так; в) нет.

17. В незнакомой компании я не испытываю неловкости от присутствия людей незнакомых мне.

а) испытываю; б) не всегда; в) да, испытываю.

18. Как вы считаете, что побуждает людей к отличной учебе, к высоким показателям в работе, спорте?

а) затрудняюсь ответить;

б) материальное стимулирование;

в) стремление быть первым.

19. Окружающие считают меня безынициативным человеком.

а) да; б) не всегда; в) нет.

20. Каждый человек, уважающий себя, должен постоянно ставить себе все более высокие цели.

а) нет; б) не всегда; в) да.

21. Как вы считаете, приятно ли человеку читать про себя положительные отзывы в газетах, слышать на собраниях?

а) да; б) не всем; в) не знаю.

22. Считаете ли вы, что нашли свое призвание в жизни?

а) да; б) не уверен в этом; в) нет.

23. Какой геометрической фигуре вы отдаете предпочтение?

а) шару; б) кубу; в) цилиндру.

24. Как много времени вы уделяете своему любимому занятию?

а) очень много; б) не много; в) наверное, мало.

25. В процессе выполнения любой работы я контролирую себя, чтобы убедиться, что я делаю все правильно.

а) да; б) не всегда; в) нет.

26. Вы соглашаетесь, когда вас выбирают вожаком в какой-либо игре?

а) в основном нет; б) иногда; в) да.

27. Часто ли вы выступаете с критикой своих товарищей, фильмов, газетных статей и т. п.?

а) редко; б) иногда; в) часто.

28. Если бы на собрании вас предложили избрать руководителем (старостой в классе, группе, начальником цеха, командиром студенческого отряда и т. п.), а в процессе голосования выбрали бы другого, то:

а) это меня не затронуло;

б) не знаю, не бывало такого;

в) было бы немного неприятно.

29. Я бы предпочел хотя и не заметную работу, но престижную и высокооплачиваемую.

а) да; б) не знаю; в) нет.

30. Я не всегда достигаю поставленной цели, какие бы трудности не приходилось преодолевать.

а) редко; б) не всегда; в) да, так и есть.

Ключ к опроснику

Ответы в вопросах с 1 по 5, с 11 по 15, с 21 по 25 оцениваются следующим образом: а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл, в вопросах с 6 по 10, с 16 по 20, с 26 по 30: а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла. Находится общая сумма балов на все вопросы.

Выраженность потребности в самосовершенствовании определяется по шкале:

  • высокая степень выраженности потребности – 71-90 баллов;
  • средняя степень выраженности потребности – 62-70 баллов;
  • низкая степень выраженности потребности – 30-61 балл.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы