Дисциплинарный подход и свободное воспитание

01 января 2010 г. в 12:19

Фильм "Твои, мои и наши"

Дисциплинарный подход тяготеет скорее к традиционному, нежели к свободному воспитанию, при этом утверждать, какой подход лучше "вообще" - затруднительно. Дисциплинарный подход ближе мужскому мировоззрению, свободное воспитание - женскому. И в том, и в другом подходе бывают воспитатели отличные - и плохие. Хорошие педагоги в любом из этих подходов вполне могут сочетать уважение к личности ребенка, уважение его прав - с требованием жесткой дисциплины в том, о чем договорились.

В дисциплинарном подходе больше требовательности, четко оговорены права и обязанности, а санкции разрешены. Приветствуется дисциплина - и дисциплина тела, и дисциплина духа. В этом подходе воспитатель на надеется на "доброе начало" в личности, он вырабатывает умения и прививает привычки: привычки к ответственности, самостоятельности, смелости и творчеству.

В свободном воспитании воспитатель предполагает, что лучшие уроки те, которые ученик получил сам из жизни, и дело воспитания перелагает на жизнь. Наиболее мудрые из идеологов свободного воспитания открыто пишут, что они управляют воспитанием, но делают это скрыто, опосредовано, через создание (выстраивания) педагогически целесообразных жизненных ситуаций.

  • Принципы и подходы в воспитании детей
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Армейский стиль воспитания"
01 янв. 2010 г.
Армейский стиль воспитания — основанное на дисциплине воспитание (дисциплинарный подход в воспитании) с армейской атрибутикой (военная форма, свисток, строй, армейские команды). Армейский стиль близок и понятен мужчинам и обычно непривлекателен для женщин.
1Подробнее →
Картинка к "Дисциплинарный подход в воспитании"
01 окт. 2022 г.
Дисциплинарный подход основывается на следующих принципах: для всех есть общие правила, за невыполнение правил и договоренностей следуют санкции. 
Картинка к "Личностно-ориентированный подход в преподавании"
01 окт. 2022 г.
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Картинка к "Метод хорошо направленной свободы"
01 окт. 2022 г.
Метод хорошо направленной свободы - создание (воспитателем) обстоятельств, от которых человек (ребенок) получает положительные и отрицательные подкрепления, направляющие его жизнь и развитие в нужном направлении.
Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
Картинка к "Теория и практика свободного воспитания"
17 февр. 2014 г.
Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.