Духовность на пути добра

Фильм "В гостях у Алексея Лушникова"

Доктор теологии Леонид Мацих о масонстве и духовности.

Фильм "Святоша"

Это звучит красиво, но это элементарное душевное здоровье, а не Духовность.

Фильм "Н.И. Козлов"

Что такое Духовность в синтон-подходе

Духовность - это непонятно что. Действительно, что такое духовность, обычному человеку мало понятно: это ощущается как что-то далекое, непонятное и относящееся то ли к философии, то ли к религии, но уж не к нормальной жизни. Люди, ищущие духовность, или излишне требовательны к окружающим, или просто странные, и в компаниях рядом с ними не очень уютно.

Духовность не всегда способствует удобству жизни. Наиболее упирают на духовность католизицизм и православие, проповедующие внутреннюю работу и тщету социального успеха - в отличие от протестантизма, где чаще говорится о рациональном использовании времени, производительном труде и хороших заработках. Вот и получается, что население с духовными устремлениями живут в грязных лачугах, а у социально ориентированных протестантов улицы помыты мылом, светлые и удобные дома, а в аэропортах обязательно чистые туалеты...

Тема духовности - малопопулярная и опасная. Если обходить ее совсем далекой стороной, вас обвинят в бездуховности, а если тронуть ее неаккуратно, легко налететь на оскорбление чьих-то чувств и другие неприятности, поэтому о духовности обычно говорят редко и с осторожностью: так же, как с осторожностью берут в руки острый нож. И, тем не менее, духовность - это хорошая и очень важная тема. Я хотел бы, чтобы это слово стало вам ближе. Давайте разбираться, но аккуратно.

Духовность часто путают с душевностью, но это не так. Душевность - теплая, духовность - строгая. Душевность - линия материнская, духовность - линия отцовская. Духовность - жизненная вертикаль, душевность - жизненная горизонталь.

Духовность не следует путать с религиозностью. Религиозный человек обязательно следует религиозным предписаниям, духовный человек внутренне свободен и живет своим внутренним опытом.

Духовность и нравственность - также не одно и то же: не каждый нравственный человек - человек духовный. Что касается людей по-настоящему духовных, то, как правило, это люди высокой нравственности, хотя конкретное поведение духовного человека может казаться окружающим не вполне нравственным. Будда бросил своего старого отца и свою молодую жену с ребенком, чтобы найти путь спасения человечества. Снова: духовность - про жизненную вертикаль, нравственность - про жизненную горизонталь.

Люди с научным мировоззрением относятся к духовности с уважением, но к употреблению слова духовность - с настороженностью, поскольку это слово интенсивно эксплуатируется безответственными людьми, людьми с неуравновешенной психикой и мошенниками. Духовность - это раскрученный брэнд, и под этим брендом очень многие "учителя" продают свой товар, как духовные практики, хотя в реальности там может быть и дешевая эзотерика, и разумные психотерапевтические процедуры. Что касается так называемых духовных практик, с ними много недоразумений и путаницы. Обычно к духовным практикам относят медитативные техники, позволяющие остановить болтовню внутреннего диалога и научить концентрации.

Посидеть в спокойном состоянии перед пламенем свечи, нормализовав свое дыхание, убрав негативные мысли и сконцентрировавшись на красивом звучании мантр - процедура, полезная всем, хотя непосредственное отношение имеет не к духовности, а к технике десенсибилизации и управлению вниманием.

Популярная литература, касающаяся духовности, обычно содержит много красивых слов, мутных разговоров о возвышенном, Шамбале и Учителях Человечества, немного парапсихологии и Блаватской, предложение чаще внушать себе что-то позитивное, думать о людях и покупать: свечи, масла, иконы и книжки раскрученных авторов.

Бизнес на духовности пытаются делать многие, но попытки "приправить духовностью" что-то содержательное и деловое обычно успеха не имеет. Дело в том, что литературу о развитии личности, духовности и просветлении читают несколько категорий людей. Во-первых, это юноши 16-24 лет с горящими глазами, но их немного, и читают они немного, потому что денег у них мало. Самая многочисленная когорта - это женщины 30-40 лет, когда у них пропадают мужики и портится здоровье. Тогда они читают Синельникова и других авторов по чудесам оздоровления и вообще о карме. Деньги у них водятся, но дамы непостоянны и сами не знают, куда потратятся: на журнал о духовности или с подругой кофточку купить. К этой категории близко примыкают и сетевики, тем более там 70% женщины. Проблема в том, что сетевиков окучивают свои, издают для них специализированные журналы и ведут специализированные тренинги… Гораздо реже литературой духовного содержания интересуются бизнесмены с привычкой интуичить. Деньги у них есть, но обычные книжечки и альманахи они покупают неохотно, поскольку привыкли к печатным изданиями бизнес-формата, с меньшим объемом информации и с большим глянцем. Самая и разумная и самая немногочисленная категория читателей - это разумные люди, для которых естественно развиваться и иметь в виду смыслы жизни. Но этих людей мало, и эти люди предпочитают не путать тему духовности с эзотерикой и прочей мистикой.

Духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след. Духовность - высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту.

В синтон-подходе духовность - это предельно практичные и очень реалистичные вещи. У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», при этом добро понимается вполне реалистично: вот стоит стул - это добро, а стул поломался - это не добро, количество добра уменьшилось. Однако любые вещи делают люди, и если у человека есть созидательная культура, которая производит стулья, аппаратуру, зубные щетки и соки, то это человек - культурный: тот, кто созидает добро. Характеристики этого человека: позитив, конструктив, ответственность, энергия - то, что Синтон воспитывает на всех своих тренингах. Этот человек живет в позиции Ангела с философией Творца.

Если вы - такой человек, то вы живете не ради того, чтобы обеспечивать свою тушку, свое счастье и другие мелкие потребности. Это не является смыслом вашей жизни не потому что вам этого не надо, а потому что это делается элементарно, максимум за полчаса в день. Встали, умылись, улыбнулись - счастливы. Позавтракали - к работе готовы. Вперед, у вас уже есть всё необходимое для жизни! Работать! Дальше, чем бы вы ни занимались, ваша главная забота: "количество добра в мире". Вы заботитесь о том, чтобы в душе людей вырастала культура, чтобы они производили те блага, после которых женщины могут не заботиться о том, будет ли у них горячая вода, хлеб и масло на столе. Мужчины в таком мире должны работать и заботиться о женщинах. Женщины рядом с такими мужчинами рожают и воспитывают детей: мальчиков, которые будут брать пример с отца и станут настоящими мужчинами, и девочек, которые хотят стать будущими матерями и учатся уважать мужчин, чтобы детей воспитывать правильно, а не так, как женщины хотят. И если это все происходит, то количество добра в мире увеличивается, а те, кто всё это делает - люди, живущие духовной жизнью. Важно - это люди, которые делают это не потому, что им сказали, а потому что для них это внутренне необходимо, и делают они это не бездумно, не на уровне привычек, а действуют продуманно и осознано. Это трудная внутренняя работа, тем более, что соблазны не дремлют.

Нужно вставать, а хочется поваляться. Нужно заняться делом, а тут по телевизору такой фильм! Ты любишь пиво, но это не твой напиток, духовный ты наш...

Есть и более серьезные вопросы, вопросы о главном направлении твоей работы. Надо каждый раз думать, а что это за культура, о которой ты заботишься? Пришел ты в нацистскую Германию - там тоже будешь культуру увеличивать? Культуру какого военного производства или какой боевой организации?

Духовный человек обязан думать постоянно, решая о ком позаботиться, в кого вложиться, в каких людей? В своих детей? А может быть в других детей, которые к вам приходят уже взрослые? Работа и забота духовного человека - делать каждодневные выборы: выборы чем и как заниматься, во что вкладываться. Духовный человек может ошибаться в деталях, но он всегда знает главное направление и развивает себя каждый день. У него светлый разум, сильная воля, он выше пустых развлечений и не отвлекается от дела добра. Да, это непростой выбор, но именно это - духовность!



Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Анастасия 2 марта 2015 07:12:27

Спасибо!

Татьяна 3 марта 2015 00:10:13

Спасибо, Николай Иванович! Последние абзацы нужно распечатать и повесить на стенку - чтобы вспоминать каждый раз, когда еще хочется поваляться и позаниматься ерундой!

Роберт 5 марта 2015 17:19:17

Спасибо! Конструктивно, технологично и доступно. Ваши мысли просятся в работу. Они обладают именно такой энергией. Вы - духовный человек, Николай Иванович! Ваши слова обязательно материализуются и я вижу Ваши следы.

Оксана Бершадская 5 марта 2015 17:25:34

Замечательная статья! И отличное видео Козлова Н.И. Как всегда доходчиво и по делу. Очень многие люди сейчас заняты поисками духовности, тогда как все священные писания действительно говорят об одном, духовность - это ежесекундный выбор в пользу добра.

Виктория 5 марта 2015 17:34:51

Верующий человек не боится Бога! Вернее, есть три степени: страх - раба, страх - наемника и страх - причинения боли любимому. Это разные степени возрастания в духовном аскетизме. Как говорит святоотеческое предание, возрастать духовно вне Бога, значит взращивать тщеславие и гордость.

Виктория 6 марта 2015 14:23:37

Главный вопрос - куда и зачем духовно расти? В Христианстве важный фактор - свобода воли человека, никто его вне его воли не тащит в духовность.

Владимир 6 марта 2015 16:21:38

Духовность, для меня - это во-первых ПРОЦЕСС. В ходе работы этого процесса одновременно работает три триединых процесса отражение правил работы материальные жизненных устоев, социальных (или государственного управление) интеллектуальных. А все вместе они и составляют процесс духовности людей. Такова технология культуры жизни Русского Народа. А в статье дана, как я понимаю, технология материалистической диалектики, то есть немецкая классическая культура жизни. И лично мне это не близко.

s tatyana 9 марта 2015 07:16:52

Симпатичен Ваш практичный и практический подход.

Денис 6 апреля 2015 18:37:36

Как и было написано в статье, духовность - это раскрученный бренд. Мне кажется, невозможно стараться быть духовным человеком, так как человек и так духовный, человек и есть Дух. Что бы человек ни делал, это и будет проявлением его духа.

Владимир 9 апреля 2015 02:18:54

"Духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след." Очень спорное определение... Под это определение и разнообразные невротические личности и даже маньяки разные подходят... "Духовность - высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту." ... И снова автор не точен. 3 кита духовности: истина, красота, мудрость. "У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться» " А что есть "добро" автор тоже знает и может дать определение, объяснить? И даже лучше Канта?

Н.И. Козлов 9 апреля 2015 02:31:03

Владимир, если ваш вопрос по поводу ДОБРА не риторический, а содержательный, посмотрите статью <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/dobro" target="_blank">Добро</a>.

Владимир 10 апреля 2015 02:57:15

В этой статье Вы пишите: "Добро - созидательное начало жизни и результаты его созидания: дома, города, люди - заботящиеся о людях, природе и жизни в целом. Как жизненные обстоятельства, добро это то, что у людей наивысшего личностного развития (душевно здоровых, с позитивной мотивацией) вызовет наибольшую энергию к улучшению жизни."...Извините, но это Ваше определение Добра, на мой взгляд, еще более проблематично. .. Я снова предлагаю Вам обратиться к И.Канту. И снова обращаю внимание на принципиальную ошибку в Вашем триединстве Духовности. Там место не "добру", а "мудрости". "Добро" - вторично (хотя в Вашей системе оно на первом месте). Но система работает. И очевидно хорошо работает. И спасибо Вам.

Александр 26 апреля 2015 23:37:39

Очень спорная статья. Автор воспринимает духовность как нечто материалистическое: "духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след." Простите, если я оставлю потомкам недвижимость, счета в заграничном банке, это сделает меня духовным человеком? Если я создам какую-нибудь научную лабораторию, напишу книгу по молекулярной биологии, это тоже будет говорить о моей духовности? Далее вы делаете, на мой взгляд, грубейшую ошибку, отделяя духовность от религиозности и мистики, потому что это неотъемлемая и самая главная составляющая любой религии. Образ религиозной жизни основан именно на духовно-нравственных принципах, которые включают в себя и аскезу, и творение добрых дел, и соблюдение различных правил и заповедей, и участие в религиозных обрядах. Нет религиозности без духовности. Надо понимать, что духовный образ жизни - это прежде всего огромная работа над собой, над своими мыслями, делами и поступками, без которой невозможно ни стремление к высоким идеалам, ни совершение добрых дел, ни достижение каких-либо ценностей высокого порядка.

Иван 22 июня 2015 18:07:14

Круто!

Галина 25 ноября 2015 16:30:42

Замечательно по слову, кроме замены слова "добро" выражением "всеобщее благо", а к словам "своим делом (делами)" добавить "светлыми мыслями".

Галина 25 ноября 2015 16:52:58

Согласна частично. И еще добавлю: духовность возможна при устремлении ко всеобщему благу, т.е. должна работать формула "Отвергнись от себя" при мыслях, действиях и поступках. Духовность должна быть неотъемлемой и самой главной составляющей любой религии, но в действительности, к сожалению, это не так. Многие религии ушли далеко от Истины, путем подмены понятий, искажения действительности и сокрытия основ, много темного в православной религии появлялось в результате решений Церковных Соборов. Так, например, были изъяты понятия перевоплощений и кармы (закон причинности). Для истинно духовной жизни не обязательно соблюдение религиозных обрядов, а соблюдение заповедей необходимо не по букве, а по духу, что не всегда очевидно окружающим

Дарья 28 декабря 2015 06:25:48

В этой статье есть одна весьма распространенная среди атеистов ошибка насчет "религии" и "религиозности". У атеистов принято считать будто это что-то вроде цепей с гирями на ногах! На самом же деле "религия" в переводе означает - "вероучение". И веру и духовность она "ограничивает" не больше, чем научные Законы "ограничивают" бедную Науку. И точно также как для разития науки нужны ей необходимы Законы, так и для развития веры и духа необходимы свои Законы. Праведность и (или) святость не могут быть достигнуты человеком без соблюдения человеком (в той или иной степени) этих самых Законов, которые также необходимы ему/ей как помощь от Бога (без которого это вообще невозможно!).

Евгения 14 января 2016 23:22:00

Благодарю! Так просто, так кратко, понятно и в тоже время так ёмко!

Игорь 18 января 2016 02:40:44

Очень хорошая и полезная статья. Конечно, надо разделять религиозный путь, - путь полагания на авторитет и путь прямого постижения. истины. В статье это названо высшим уровнем личностного развития. Можно назвать это достоверным знанием. Можно также назвать это духовным видением. А религиозная духовность есть суррогат духовности. Надо четко понимать, что слепая вера может послужить лишь мотивом для духовного развития, но не гарантирует достоверной истины. С чем нельзя согласиться, так это с определением эзотерики и мистики. Нельзя все учения влить в одну кучу. Безусловно, существовали школы для посвященных, но если лишить духовного статуса все учения, признанные эзотерикой и мистикой, то многих авторитетов придется признать аферистами : Бодхидхарму, даже Будду, Плотина, Паскаля, Якоба Бёме, Аль-Халладжа, Блаватскую, Рерихов, Гурджиева и мн. др. Мистический должно значить необъяснимый, но не воображаемый. Мистическое явление это просто необъяснимое явление. Да и насчет фашистской германии нельзя согласиться. Ведь именно попустительство или толерантность по отношению невежеству и привело гитлера к власти. Сейчас история повторяется... Имеющий уши да услышит. Надо было вовремя начать "всем миром", публично разоблачать ложность и опасность фашизма, а не договоры с фашистской германией заключать. Гитлера привели к власти духовно недоразвитые шовинисты, на то время - простой немецкий народ, электорат. Просто надо прекратить лгать о том, что люди равны.

Развитие темы

Самые популярные материалы