Движущие силы поведения

При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или разум, или чувства, когнитивные или аффективные процессы. Несмотря на то, что человека именуют homo sapiens, «человек разумный», как движущая сила поведения разум, похоже, обычно проигрывает чувствам и эмоциям, аффективным процессам в целом.

Едва ли тут дело в том, что разум слабее чувств, скорее люди разумом реже пользуются. Включать голову, действовать на основе разума – это предполагает определенный уровень культуры, требует усилий и обучения, в то время как действия на основе чувств более естественны и усилий не требуют.

Как живет человек, у которого является преобладающей аффективная сфера? Такой человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.

  • Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег... - эту область можно назвать Желания и мотивы.
  • Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику - все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение - это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
  • Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину остановиться - это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
  • Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область - Аффекты.

При этом необходимо заметить, что многие действия человека организуются внутренними и внешними обстоятельствами таким образом, что правильнее говорить не о побуждении или принуждении, а об организации поведения. Поведение, организованное разумными соображениями, как и поведение, определяемое привычками и традициями - все это является примером так или иначе организованного поведения.

Организованные сотрудники приходят на работу к 9.00, потому что в организации такие порядки, потому что они люди организованные и приходить вовремя для них естественно. Переходя дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а потом направо - если мы понимаем смысл этих действий и так поступаем, для нас это не побуждение и не принуждение, а разумная организация своего поведения.

Если родители гаркнули: "Иди спать!" - и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь - сработал мотиватор. Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать - тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться - это внутреннее принуждение.

Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать - это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.

Аффективная сфера действует мощнее, но именно внутренние убеждения как сплав разума, чувств и воли, образуют настоящий внутренний стержень человека.

"Папа сказал", "Бог велит" - как внешний стимул и внутреннее принуждение, подобные установки не очень прочны: внешнего можно избежать, от принуждения хочется освободиться. Только тогда, когда те или иные установки живут внутри человека как его собственные убеждения, поддерживаются его разумом и волей - у человека есть внутренний стержень, понимание долга и человеческого образа.

Уровни движущих сил поведения

Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:

С точки зрения мотивации все движующие силы человеческого поведения удобно разбить на три группы:

Создание ситуации - один из методов скрытого влияния на себя и окружающих, более характерный для тактика. Практически то же самое, что Выстраивание ситуации, разница только в том, что Создание ситуации - это с нуля, а Выстраивание ситуации - из уже имеющихся элементов.

Мотив - главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы