Эффект аудитории


​​​​​​​Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры этого эффекта:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот);
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.;
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются и т. д.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности:

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 3 марта 2014 23:57:22

Насколько я знаю, этот эффект ещё можно назвать эффектом присутствия, любой человек зная что за ним следят, будет стараться изменять своё поведение в ту или иную степени. Интересно, а можно ли как-нибудь устранить этот эффект?

Развитие темы

Самые популярные материалы