Эффективное наказание

01 октября 2022 г. в 21:26

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм «Майор Пэйн»
Фильм «Майор Пэйн»

Эффективное наказание — наказание, дающее нужный результат. Наказание, которое решает ситуативную задачу сегодня и не создает препятствий для решения подобных задач завтра.

В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания. В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание — упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств. Добрые чувства воспитываются только добрым отношением, но и здесь нужно помнить, что люди более восприимчивы к доброму отношению тогда, когда чувствуют возможность быть в случае чего — наказанным.

Помните? «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом...»

С другой стороны, чем мудрее человек, тем реже он сталкивается с необходимостью кого-то либо наказывать, тем больше у него возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям. То, что наказания иногда воспринимаются нормально и бывают необходимы, еще не значит, это всегда самый лучший способ реагирования. Наказание — вынужденная мера педагогического воздействия, хороший педагог пользуется им не часто, тем более не использует жесткие наказания. По мере воспитания можно и нужно менять способы воздействия.

Эффективное воспитание вовсе не сводится к эффективным наказаниями. Учитесь эффективно воспитывать, а не эффективно наказывать. Осваивайте все разнообразие педагогического арсенала. Смотри Что вместо наказания

Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель (облегчение души родителя, например) – это не наказание, а слив агрессии. Чем лучше управление — тем меньше наказаний. Чем выше квалификация родителя как управленца, чем лучше он знает своего ребенка и заботится о его душевном равновесии, чем качественнее предвосхищает и предотвращает нежелательную ситуацию, тем меньше нужды в наказаниях, тем в большей степени родители и дети дружат, играют, разговаривают и вместе занимаются общими делами, в процессе чего и происходит передача родительского опыта детям.

Условия эффективного наказания

Наказания уместными и эффективными — бывают. Чаще это происходит, когда:

  • Запретов мало. Но если они есть, они настоящие, железные через них переступать не разрешается никогда и никому.
  • Запреты, правила и санкции известны, понятны и согласованы.
  • Работает система предупреждений.
  • Работает система поощрений, она понятна, доступна и популярна.
  • Отношение наказаний к позитивным влияниям не более 1:7. Один неприятный разговор на семь приятных.

Методика эффективного наказания

Поставьте позитивную цель. Прежде чем наказывать, сформулируйте для себя позитивную цель (задачу).

»Прекратите эти драки!» — это негативная задача. А какая будет формулировка позитивной цели: «Дети, начните дружить между собой!»? — Но если вы ставите задачу таким образом, то очевидно, что она решается не наказаниями. Смотри Перевод Проблемы в Задачу, Что вместо наказания

Почувствуйте причину проступка. Основных причин проступка бывает всего четыре: беспомощность, привлечение внимания, борьба за власть и месть. (смотри Негативная установка). И если проступок вызван тем, что у человека нет нужного навыка, то лучшее наказание будет в тренировке нужного навыка.

Солдат при подъеме поленился закинуть для проветривания одеяло с простыней на стенку кровати. Сержант спокойно заставляет несколько раз правильно выполнить команды «подъем»-»отбой».

Если же ребенок балуется, шумит — и вы понимаете, что за этими безобразиями он просто соскучился по вашему вниманию, то будет достаточно взять его на руки и немного с ним повозиться или поговорить.

Если это его не успокоит, значит причина в другом: возможно, он борется за власть: «Внимание должно принадлежать только мне!» Тогда и реагирование должно быть другое.

Используйте позитивный переводчик. Если за одним проступком можно предположить два разных мотива, считайте настоящим тот, который достойнее. Наказание всегда несет элемент внушения — тогда пусть наказание не внушает провинившемуся, что у того гадкие мотивы. Если он дерется с братом — он не ненавидит брата (как иногда понимается и формулируется), а еще не научился договариваться в трудных ситуациях.

Предупреждение о наказании

Нет задачи наказать, есть задача убрать нежелательное поведение. Именно поэтому с детьми полезно договориться о предупреждении, говорящем о том, что в случае продолжения их конфликтного поведения следующим шагом будет наказание.

Что может быть таким предупреждением?

«Еще раз услышу такую фразу — получишь по заднице!» (с угрожающей интонацией) — прямое предупреждение и одна из самых опасных и поэтому неэффективных форм. Обычно воспринимается как вызов и подталкивает к эскалации конфликта.

«Ты просила меня предупреждать, если я захочу от разговоров перейти к конфликту. Так вот, мы уже уверенно подходим туда, куда подходить не стоит» — чем спокойнее и витиеватее идет речевое предупреждение, тем более эффективна эта форма.

Начать считать «Раз... Два... » — так же эффективно. Сразу понятно и работает. Главное — считать без угрожающего крика.

Переписка. Переписка по скайпу, через телеграм или WhatsApp — прекрасно охлаждает эмоции и поэтому эффективна.

Жесты по договоренности. Договориться о специальных предупреждающих жестах — прекрасная идея. Информация передается, а энергия вашего недовольного голоса в данном случае отсутствует и конфликт не распаляет. Какой жест? Да хоть чесание уха: в одной семье это долгое время было прекрасным, очень действенным сигналом.п

Конструктивное наказание

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы. См.

  • Работа с нежелательным поведением
  • Наказание
  • Влияние
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как убрать нежелательное поведение"
01 окт. 2022 г.
Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения». Если задержать подачу пищи, голубь перестанет поднимать голову. В общем, когда мы выполняем поведение, которое больше «не приносит нам никакой выгоды», мы утрачиваем тенденцию повторять его. Если мы потеряли авторучку, мы все реже и реже направляем руку в карман, в котором она хранилась. Если нам не отвечают на телефонные звонки, то в конце концов мы перестаем звонить. Если пианино расстраивается, то мы все реже и реже на нем играем. Если звук нашего радиоприемника стал слишком громким или передачи стали хуже, мы перестаем его слушать.
0Подробнее →
Картинка к "Конструктивное наказание"
01 окт. 2022 г.
Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы.
Картинка к "Наказание"
01 янв. 2010 г.
Наказание — средство управления.
Картинка к "Наказывать не хочется. Что может быть вместо наказания?"
19 июл. 2014 г.
Нормальные родители не любят своих собственных детей наказывать. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если "ребенок не уродился" (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний?;;
Картинка к "Перевод проблемы в задачу — материалы"
01 янв. 2006 г.
Не знаю, в какой вуз поступать — это проблема или задача собрать информацию, подумать и сделать лучший выбор из имеющейся информации?
Картинка к "Пусть мама выйдет из душа"
30 авг. 2015 г.
Папа, проходя мимо душа, услышал недовольный ной дочки: «Ну мама!!!» (Тане 15 лет).
Картинка к "Реакция на ошибки окружающих"
31 дек. 2009 г.
Человек рядом с нами совершил ошибку. Как реагировать на такие ситуации?
Картинка к "Санкции: естественные социальные последствия"
01 окт. 2022 г.
Люди не любят, когда их кто-то раз - и вдруг решил наказать. С чего это? За что? Я не согласен! Если вы люди вместе договорились о правилах и что будет за нарушение, после этого наказание воспринимается уже не обидно, как естественное последствие общей договоренности. Если кто-то будет опаздывать на общую встречу, нормально договориться, что с опоздавшего - определенная сумма, и тогда тот, кто знает об этом условии и все-таки опаздывает, наказывает уже сам себя.