Эффективность использования модифицированного теста Кеттелла в психотерапевтической практике (Табидзе А.А.)

В работе излагается авторский вариант теста Кеттелла. Показано, что новое представление позволяет получить наглядный психологический профиль личности человека и оценить уровень развития его эмоциональных, волевых, коммуникативных и интеллектуальных качеств.

1. Постановка вопроса

В психотерапевтической практике является аксиомой тот факт, что когда человек обращается за профессиональной помощью, то он обращается с «мнимой» проблемой; сам факт обращения говорит о том , что человек не знает своих реальных трудностей [1]. Поэтому проведение полноценной диагностики имеет исключительно важное значение для нахождения реальных причин проблемы и выработки совместных решений.

В психотерапии для дифференциальной диагностики личности обычно рекомендуется использовать опрос, наблюдение и тесты. Однако если проанализировать многочисленную литературу по психотерапевтическому консультированию можно заметить, что здесь диагностика, как правило, ограничивается знакомством с запросом клиента, его опросом, наблюдением, но без использования тестов, имеющих более высокую объективность, чем опрос и наблюдение.

Такое положение, на мой взгляд, связано со сложностью интерпретации и не наглядностью представления тестовых материалов. Здесь в первую очередь речь идёт о широко распространённом тесте Кэттелла, а точнее его графическом изображении. Проиллюстрирую вышесказанное следующим примером.

2. О некоторых ошибках интерпретации стандартного теста Кеттелла

С запросом обратилась молодая, интересная женщина, с высшим образованием, Наталья Н., желающая иметь детей (ей уже 31 год), но испытывающая трудности в создании семьи. Она социально успешна, материально и жилищно обеспечена, но мужчины надолго около неё не задерживаются. Лично ей причины такого их поведения не были ясны, и она пришла к выводу, что время бесплодного ожидания исчерпано и ей необходимо обратиться за профессиональной помощью.

Свою консультативную работу я всегда предваряю получением заполненного опросника Кэттелла 16 РF-A (для взрослых -187 вопросов). Среди множества личностных тестов, основанных на вопросниках, именно тест Кеттелла по сравнению с другими, как никакой другой, заслуженно оказывается предпочтительным, так как даёт многосторонний развёрнутый профиль личности из 16 факторов.

Ответы на все вопросы требуют не так много времени: 20—25 мин. Для обработки результатов использовалась компьютерная сертифицированная программа разработки Института психологии РАН (подразделение «Когито-Центр») [2]. Результат, полученный данной программой в графическом исполнении, представлен на рис.1.

Рис.1. Стандартный личностный психологический профиль Натальи Н., предприниматель, 31 год (по Кеттеллу)
Рис.1. Стандартный личностный психологический профиль Натальи Н., предприниматель, 31 год (по Кеттеллу)


Факторы от 4 до 7 считаются слабовыраженными.

Полученные в программе численные значения психологических факторов в стенах занесены в столбец Ф таблицы. Для удобства чтения обозначения содержания факторов - график развёрнут на 90 градусов.

Одновременно с этим программа даёт текстовое сопровождение по каждому фактору.

Следует сказать, что близкий по форме график мы получаем с помощью аналогичных программ других фирм-разработчиков - «Амалтея», «Зеркало», «Иматон». Точно такая же картина получается и с помощью ручной обработки опросников, представленных в справочниках по практической диагностике [3,4] и учебных пособиях [5]. То есть это общепринятое стандартизированное представление.

На что можно обратить внимание клиентки в этом графике? Какие можно сделать из него общие выводы и рекомендации? На мой взгляд - практически никаких.

Во-первых. Не ясно в чём заключается необходимость такого графического представления - соединение в непрерывную ломаную линию последовательно связывающую далёкие друг от друга по смыслу факторы (отчуждённость А - высокий интеллект В -эмоциональная неустойчивость С - властность Е - и т.д.).

Что такое представление графически демонстрирует? Или это сделано произвольно? Если это так, то оно здесь запутывает понимание графика. В любом случае следует обосновать и пояснить вид графика или поменять представление результатов.

Во-вторых. Некоторые явно отрицательные психологические качества, такие как «Тревожность + О», «Подозрительность+ L» и «Напряжённость+ Q4» занесены почему-то в положительный полюс. А их положительные антиподы «Спокойствие-О»,

«Доверчивость-L», «Расслабленность-Q4» в отрицательные качества. Это явная ошибка. В соответствии с логикой здравого смысла их необходимо поменять местами. Невероятно, что до сих пор на это несоответствие никто не обратил внимание. Все остальные 13 факторов, на мой взгляд, соответствуют своему месту.

И в-третьих. В начале графика рис.1. заявлена биполярность факторов в виде положительного и отрицательного полюса (например, эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость). Однако в дальнейшем почему-то интерпретация дается в однополярном виде от 0 до 10. Это видно из выражения под диаграммой: «Факторы от 4 до 7 считаются слабовыраженными». Если останавливаться на биполярном представлении факторов, то необходимо выбирать ось отсчёта, относительно которой факторы считаются или положительными, или отрицательными. В этой программе этого не сделано, хотя у других авторов такая ось отсчёта встречается.

Следует подчеркнуть, что все эти недоработки делают график не наглядным и малоинформативным, более того - бессмысленным. А обсуждение в этом случае ограничивается распечаткой текстового сопровождения отдельных 16 факторов. В результате после знакомства с их множеством клиент окончательно запутывается.

3. Предложения по модификации результатов теста Кееттелла

В настоящей работе сделана попытка преодолеть указанные недостатки и представить результаты теста в более наглядном и ясном для понимания виде. На рис. 2 представлен итог этой работы. Что было сделано?

Рис.2. Личностный психологический профиль Натальи Н., предприниматель, 31 год (по Кеттеллу. Модификация Табидзе А.А.)
Рис.2. Личностный психологический профиль Натальи Н., предприниматель, 31 год (по Кеттеллу. Модификация Табидзе А.А.)

Во-первых, предложено отказаться от ломаного графика и представить тест Кэттелла в виде диаграммы, состоящей из 4-х групп близких по смыслу факторов:

1-я группа. Эмоциональные качества - (С, L, О, Q4)

2-я группа. Волевые качества - (E, H, G, Q3)

3-я группа. Коммуникативные качества - (A, F, I, Q2)

4-я группа. Интеллектуальные качества - (B, M, N, Q1)

Можно найти работы, где даётся эта рекомендация и где выбор отдельных групп совпадает с предложенными. Но нигде эта рекомендация не доводилась до наглядного представления.

Во-вторых, предложено отрицательные по смыслу факторы (подозрительность L, тревожность O, напряжённость Q4) поместить в отрицательный полюс, а их положительные антиподы (доверчивость, спокойствие и расслабленность) в положительный на своё логическое место, т.е. поменять местами.

При замене местами этих трех факторов численные значения их стенов становятся другими - будучи максимальными, они становятся минимальными и наоборот.

Для такой корректировки, не меняя компьютерную программу, от максимального значения данного фактора равного 10 отнимаем его фактическое (например, L) и получаем его скорректированное значение L* = 10 - 9 =1, которое отличаем звёздочкой. Аналогично для O* = 10 - O = 10 -10 = 0, Q4* = 10- Q4 = 10 -10 = 0. Эти скорректированные данные мы заносим в таблицу рис. 2 в столбец Ф*.

В-третьих, для наглядности биполярности факторов предложено ось координат расположить симметрично на середине шкалы (=5). Тогда появляется возможность ввести понятие «приведённых» к этой оси факторов Ф^. В этом случае их численные значения будут Ф^ = Ф - 5.

Все эти значения «приведённых» факторов заносим в новый столбец Ф^ и располагаем на графике рис. 2 в виде наглядных черных и белых полосок, в зависимости от их знака. ЧЁРНЫЕ - это отрицательные «приведённые» факторы, БЕЛЫЕ - положительные.

Таким образом, все 16 психологических качества, представленные в приведённом виде сейчас имеют как знак (+,-), так и интенсивность (от 0 до 5), что соответствует научным измерениям.

4. Обсуждение модифицированной интерпретации теста Кеттелла

На рис. 2 сразу бросается в глаза, что вся группа эмоциональных качеств у клиентки оказалась негативной (чёрной) с высокими отрицательными значениями: эмоциональная неустойчивость С^ = -3, подозрительность L^ = - 4, а тревожность O^ и внутреннее напряжение Q4 приняли предельное отрицательное значение, равное -5.

Такое мощное негативное эмоциональное ядро и низкий самоконтроль (Q3^ = -4) явно характеризует клиентку как психологически незрелого человека. А высокие значения Е^ = +5 из волевой группы говорят о её настойчивости, властности, независимости и активной позиции в защите своих эмоциональных проявлений.

Какой мужчина будет способен долго находиться в такой атмосфере?

С другой стороны её сильные интеллектуальные качества (все «приведённые» интеллектуальные факторы - положительны, на рис. 2 они все белые) в сочетании со смелостью, уверенностью (Н^ = +3), ответственностью (G^ = +1) и опять же властностью (Е^ = +5) позволяют ей быть успешной в деловой среде.

При знакомстве с рис. 2 клиентка сказала, что впервые «увидела», кто она на самом деле и сама же ответила на свой запрос о неудачах в личной жизни. У неё был только один вопрос: «Что же делать?». Рекомендации, которые были ей даны, имели со временем положительное действие, но они выходят за рамки этой статьи и мы их опускаем.

5. Выводы

Психодиагностический метод Кэттелла в своей стандартной интерпретации имеет ошибки, которые следует устранить.

Интерпретация теста Кэттелла в предложенном модифицированном виде даёт в руки психотерапевта инструмент, способный найти и наглядно представить клиенту его психологический портрет.

Мой опыт консультирования клиентов с психосоматическими и психическими (например, МДС заболеваниями, родителей детей с девиантным поведением или с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ); работников, не способных долго удержаться на одном месте, работников коммуникативной сферы с «синдромом эмоционального выгорания» и многих других часто даёт результаты, близкие по виду с рис. 2, что показывает на несовершенство этих людей в личной эмоциональной сфере. Исходя из такого рисунка, они не могли с этим не согласиться и начинали интересоваться методами самосовершенствования.

Кроме того этот метод может быть хорошим подспорьем для любого специалиста в качестве самодиагностики.

На рис. 3 представлен в качестве примера психологический профиль человека, использующего различные психотехники для личностного роста. Из этого рисунка наглядно видны результаты этой внутренней работы - почти все «приведённые» психологические факторы располагаются в положительном секторе, что демонстрирует его оптимальные профессиональные личностные качества.

Рис.3. Личностный психологический профиль Сергей С., предприниматель, 50 лет (по Кеттеллу. Модификация Табидзе А.А.)
Рис.3. Личностный психологический профиль Сергей С., предприниматель, 50 лет (по Кеттеллу. Модификация Табидзе А.А.)

К возможностям метода может быть отнесено его использование в качестве объективизации результативности работы с клиентом до и после терапии, как это сделано в работе [6].

Разработка данной модификации была обусловлена необходимостью установления корреляции результатов приборного психодиагностического метода [7] с данными тестовой психологической диагностики.

Литература

1. Справочник по психотерапии / А.К.Васильев, Т.А.Кицына, М.В.Овсянников; под общ. ред. д.м.н., профессора Макарова.-М.: Астрель, 2009 , стр. 122

2. «Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты». ПсиПрофиль, версия 4.01 от 14. 03.2011 для локальных ПК. «Когито-Центр», Институт Психологии РАН.

3. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Редактор - составитель Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский дом «Бахрах-м», 2005, -672 с.

4. Психодиагностика. Справочник практического психолога. Под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.,: АСТ; СПб: Сова,2005.-671 с.

5. Батаршев Л.А. Диагностика черт личностей и акцентуаций: Практическое руководство. - М., Психотерапия, 2006. - 288 с.

6. Козлов Н.И., Лебедев А.Н. Опыт использования опросника Кэттелла для объективной оценки результативности психологического тренинга.

7. Табидзе А.А. О возможностях приборной психодиагностики. - Журнал «Психотерапия», 2010 г., №4 (88), стр. 29-34.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 19 февраля 2014 19:59:12

Огромная просьба! Подскажите, где найти графический тест Кеттелла?

Развитие темы

Самые популярные материалы