Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!

Фильм "Университет практической психологии"

Послушайте разные интонации одного и то же текста!

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываются и слушаются, а на какие - не реагируют, пропускают мимо ушей. Точнее, первая часть открытия в том, что дело оказалось именно в интонации родительского обращения, а ни в чем-то другом. А вторая часть открытия в том, что эти эффективные интонации можно достаточно четко описать и на основе этого описания - освоить, выучить.

То есть, если сказать правильные слова с правильной интонацией (которую я расскажу), дети сделают что их просят. А если те же самые правильные слова при тех же отношениях вы скажете с другой интонацией, более привычной среди мам - дети скривят мордочки и ничего делать не будут. Оказалось все достаточно просто, и если вы до сих пор этого не умели, за несколько дней эти эффективные интонации вы сможете освоить. И дети вас начнут слушаться.

Ура! Вау! Праздник!

Понятно, что тут мы не говорим о критических ситуациях, когда отношения детей и родителей полностью разрушены и дети в осознанном протесте. Речь идет о нормальных ситуациях в нормальных семьях, когда дети, если к ним обратиться эффективно - сделают что их попросили, а если попросите невнимательно или неправильно - не сделают. Так бывает часто: пап обычно дети слушаются, а маму любят, но - не слушаются.

Я проводил вебинар со своими студентами в Университете практической психологии, от одной студентки, мамы одиннадцатилетнего сына, прозвучал запрос: что делать с сыном, если у него часто при выполнении домашних заданий "опускаются руки", он теряет веру в себя и говорит, что с этими задачами не справится. При этом он парень толковый, учится в физмат школе и учится хорошо, но перед трудными задачками вот так нередко пасует. Что делать? Я, как один из вариантов, предложил проследить за его форматом: обратить внимание на форму его поведения. Мой опыт подсказывает, если ребенок поправит несчастное лицо на лицо нормальное, расправит опущенные плечи и текст несчастной жертвы заменит на "Я справлюсь! Я умный, у меня получится! Со мною мои родители, мы вместе справимся с любыми трудностями!", то ситуация может решиться. Я показал, как бы это сказал сыну я, после этого моя студентка, Надежда, повторила мои слова практически дословно. Она сказала всё разумно и всё хорошо, но я, как только ее услышал, понял сразу - на ее слова, на так произнесенные ею слова дети не отреагируют, слушаться не будут. После вебинара пару раз прослушал запись и разницу понял.

Даю послушать эту запись вам (в начале статьи справа - видео фрагмент из этого вебинара).

Разницу услышали? Да, и насколько согласитесь, что интонации Надежды звучат менее требовательно? А если так, то в чем же эта разница? В чем же секрет эффективных интонаций?

Самый простой ответ: эффективные фразы имеют интонационное завершение ВНИЗ. Такие интонации воспринимаются как ТВЕРДЫЕ и чаще считаются мужским стилем.

А фразы, которые имеют завершение ВВЕРХ - звучат мягко, по-женски. Они создают ощущение уюта, они дают собеседнику ощущение понимания и соучастия, они помогают поддерживать разговор - но с точки зрения дисциплины они не эффективны. Когда нужно именно организовать ребенка, ими лучше не пользоваться. Их можно включать в разговор, если нужно привлечь внимание (да? вот тут как раз восходящая интонация), но если нужно добиться, чтобы ваше распоряжение было выполнено, нужно пользоваться нисходящей интонацией.

Другая моя студентка, Елена Носкова, к этому главному секрету добавила еще важные дополнительные детали. А именно:

  • это фразы короткие, "рубленные"
  • между каждой смысловой фразой - пауза
  • ударение в каждой смысловой фразе идет на "ключевое" слово
  • акцент на звонких согласных (б, р, ж, в, з, г, д, м, н, в)
  • слова проговариваются четко и твердо, убираем "растягивание" гласных. "Певучесть" гласных звуков - характерная черта для мягких интонаций...

Итак, когда мы хотим кого-то приветить и согреть, мы будем говорить более певуче и использовать интонационное завершение вверх, да? А когда нужно навести порядок, теперь мы знаем, как мы будем действовать по-другому. Будем!


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Жизнь прекрасна 5 ноября 2015 20:06:15

Николай Иванович, спасибо! за статью, за наблюдательность, за то, что облегчаете жизнь родителям, и процесс воспитания. Мы отправили сынишку в спортивную секцию, в общем-то он ещё маленький, и 4-х ему нет. Ходят на занятия с папой, мама в это время занята домашними делами. Истерика на первом занятии, истерика на втором занятии. С папой конечно же все обсуждали, с сыном поговорили и муж, и я. Результата ноль. Собираясь в секцию в третий раз сын плакал, обнимал меня и просил разрешения не ходить. У меня была почти паника, я не могла позволить сыну сдаться, так и не попробовав себя, свои силы. Я присела на корточки и коротко и жёстко объяснила, что он пойдёт на тренировку. И у него есть выбор, он может там плакать, истерить и вытирать сопли, или носиться с мальчишками, веселиться и играть. Это твоё дело, сказала, но ходить будешь! Сын выбрал второй вариант, обещал, что слез больше не будет. На тренировки ходит второй месяц и с удовольствием! ждёт и даже просится). Пока не прочла эту статью, для меня оставалось загадкой, что так подействовало на сына. Я знала, что явно не только слова, так как всегда даю выбрать между "хорошим" вариантом и другим, но не всегда это действует. Будем работать с интонациями, значит. Спасибо!!!

Н.И. Козлов 6 ноября 2015 00:55:43

Пожалуйста. С удовольствием!

Людмила 12 ноября 2015 16:55:41

Спасибо за статью! Давно заметила, что при использовании собесебником интонации ВВЕРХ у меня создается ощущение неуверенности, поиска поддержки, и в деловом общении мне это мешает.

Юрий Ёлкин 12 ноября 2015 23:05:57

В словах "Даю послушать эту запись вам." - нет никакой ссылки. Возможно так и предполагалось. Но если ссылка должна была быть - её можно просто напечатать, а мы скопируем и послушаем. Уж очень интересно! Заранее спасибо!

Гостья 13 ноября 2015 16:29:45

Юрий, я тоже не сразу догодалась - запись на видео в начале статьи)

Кузин 13 ноября 2015 17:19:47

Там не ссылка, там видео - в верху справа.

Кузин 13 ноября 2015 17:31:35

Почему то абсолютно ничего не написано, что интонации тесно связаны с эмоциональным настроем. Соответственно, если поменять эмоциональный настрой, то поменяются и интонации. Надеюсь, эта статья дополнится тезисами и примерами о том, что интонации можно менять, меняя эмоциональный настрой. Потому что это разные вещи. Одно дело - искусственно менять интонации, ничего не испытывая эмоционально (это непрофессионально с точки зрения актёров, Станиславский сказал бы "НЕ ВЕРЮ"). А другое дело - менять своё эмоциональное состояний и как следствие - менять интонации.

Гостья 23 ноября 2015 11:10:04

Поменяйте интонацию - поменяется настрой. Не обязательно, я думаю, вызывать в себе определённые эмоции, если головой вы понимаете, что и как надо говорить.

alexenko pavel 14 ноября 2015 23:11:02

Подобные техники применяются в гипнотическом внушении.

Vladimir 21 ноября 2015 23:44:31

Уважаемый Н.И.! Давно знал об организующей роли интонации. Свою собаку заставляю есть, повышая голос с приказной интонацией. Меня этому никто не учил, просто слышал голос человека с понижающей интонацией (это была женщина).Она была просто "ведьма" - её все слушали и уважали, хотя она оскорбляла многих. - И я понял,в чём власть таких людей как Адольф Гитлер или Уинстон Черчилль, слушая их речи. Good luck!

Развитие темы

Самые популярные материалы