Есть ли жизнь без гаджетов? Компьютерная зависимость.

01 октября 2022 г. в 21:27

Автор: Катерина Мурашова, психолог
Источник: snob.ru

Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество. Представляю читателям полученные результаты.


Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

 

Фильм "Вести недели"

 

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?

Источник: snob.ru

Комментарии (7):

Гость, 15 декабря 2013 г. в 13:36
Понравилась статья. Но только очень шокировал результат эксперимента. У меня дочь - 8 лет. Она может спокойно пробыть 8 - 10 часов одна (даже если я буду в соседнем помещении, но занята обращаться не будет) без всяких проблем. Если не будет заданий (обычно она занимается почти весь день), дочка будет читать и рисовать, может посмотреть в окно или смастерить что-нибудь из бумаги. Аутизма у нее нет, играть с детьми любит. Оставляла ее одну не раз, ребенок всегда спокоен и доволен, при этом она эмоционально лабильна и ВСД у нас есть.
Гость, 19 декабря 2013 г. в 18:49
Классный эксперимент!!!
Гость, 26 апреля 2014 г. в 22:32
Поразительный эксперимент... У меня дочери два месяца, буду надеяться что она вырастет человеком интересным и развитым, способным провести не один час без интернета... Телевизора у нас дома нет, много книг, я занимаюсь живописью, муж пишет музыку, видимо наши родители воспитали нас правильно!
Ольга, 30 сентября 2014 г. в 15:50
Замечательный эксперимент! Замечательные результаты. Подсуну своему 19 летнему сыну - мы как раз обсуждали есть ли у него зависимость от подключения к "коллективному разуму". Да, есть. Он не играет в компьютерные игры, но наушники в ушах большую часть суток и в социальных сетях общается больше времени, чем в реальности. Очень порадовало, что нашлись участники, которые осознали проблему, повторяли опыты и добились лучших результатов. Интересно и мне как родителю найти подтверждение, что не все так безобидно, как может казаться.
Инна С., 10 июня 2015 г. в 02:35
Интересный эксперимент, довольно ярко описан и, конечно, заставляет задуматься о многом. Однако слабость работы - в гипотезе: "современных детей слишком много развлекают". Далее описывается, какие именно проблемы испытывают дети при отмене новых коммуникационных технологий. Но почему изначально не указано, что за контингент? "Дети, которые приходят ко мне в поликлинику" - что это за поликлиника? с каким именно проблемами туда обращаются? Если речь идет о работе психолога или психотерапевта, то, возможно, изначально у этих детей есть определенные сложности, и изъятие гаджетов совершенно не при чем. Почему не было контрольной группы? Из детей этого возраста, но какой-нибудь простой школы? Меня, например, нечеткость описания группы очень смущает, поэтому значимость выводов снижается. Второй момент - упор на то, что "современные дети" не могут справиться с одиночеством. Ну в этом случае требуется изучить работы по изучению специфики страхов и переживания одиночества у подростков "догаджевого" периода. Это не так сложно, потому что широкое распространение интернет получил всего 15 лет назад, социальные сети - и того меньше. Но проблема одиночества и умения с ним справляться вполне себе привлекала внимание специалистов и ранее. Поэтому не надо пугаться результатов эксперимента и экстраполировать его на "современных" детей в их основной массе. Следует правильно его проводить, чтобы случайный результат - а в данном описании как раз он и представлен - не смущал и не пугал.
1 ответ
Гость, 15 февраля 2020 г. в 13:42

Во многом с вами согласен. не достаёт чёткости, чистоты эксперимента. Но выявленная тенденция, я считаю, реальная.

Малинка, 24 февраля 2016 г. в 20:24
Так получается, что половина участников просто захотели пообщаться после долгого периода одиночества (соцсети, мобильник, родители, друзья), а остальные занялись тем, чем привыкли заниматься (телек, компьютер). Первое, на мой взгляд, вполне естественно, а вот второе настораживает.

Материалы по теме:

Картинка к "Депривация"
01 янв. 2006 г.
Депривация – лишение человека тех обстоятельств жизни, в которым человек привык с детства.
0Подробнее →
Картинка к "Дети и компьютерные игры"
02 апр. 2014 г.
Что делать, если дети сидят в компьютерных играх с утра до вечера? 
Картинка к "Мужская школа (А.А. Лиханов)"
31 дек. 2012 г.
В самом начале войны, когда я поступил в первый класс начальной русской школы, обучение там велось смешанное: мальчики и девочки учились вместе. В это же самое время по указу Сталина были образованы мужские и женские школы, где дети воспитывались раздельно. Такая двухсистемность, я думаю, не по одному мне ударила. Но по мне - уж точно.
Картинка к "Муж, с компьютерными играми пора кончать"
22 апр. 2014 г.
Ситуация: муж приходит домой после работы и играет в компьютерные игры допоздна и в выходные тоже.
Картинка к "Полезное одиночество"
01 окт. 2022 г.
Мы почти никогда не бываем одни, вокруг всегда люди, разговоры, хохот или ругань. И считается, что это хорошо.
Картинка к "Проблемы подросткового периода (Добсон)"
01 окт. 2022 г.
Можно ли применять телесные наказания к подросткам в случае непослушаниям грубости с их стороны? Нет! Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Побои являются самым страшным оскорблением в этом возрасте и вызывают оправданное чувство ненависти. К тому же они и не помогают. Наказание для подростков может заключаться в лишении каких-либо удовольствий, сокращении суммы карманных денег и других карах, не связанных с физическим воздействием. Проявляйте творческий подход!
Картинка к "Запрет на гаджеты. А как делаете вы?"
06 июл. 2015 г.
Когда Стив Джобс еще был жив и руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго работать за iPad. Почему? Журналист The New York Times Ник Билтон во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», — ответил тот. Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось даже близко не так.
Картинка к "Зависимость от азартных игр, игромания"
01 окт. 2022 г.
Если вы родители и ваши дети пристрастились к компьютерным играм, то нужно не переживать, а действовать. Последовательность ваших действий такая. Первое - предупреждение. "Увижу вас в компьютерных играх - лишитесь компьютеров. Второе - реализация. Думаю, что уже на следующий день вы увидите ребенка в игре. Ваши действия - на неделю полное лишение детей компьютеров.