Формирование воли

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Воля - это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать - отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими - вы стали волевым человеком.

В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов.

Первый этап - противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

"Я сам!" - кричит ребенок родителям, отстаивая свое желание сделать по-своему. Это еще не воля, это только неоформленная энергия, которая может превратиться как в волю, так и в упрямство, мстительное противостояние. Какая между ними разница? Волевой человек ориентируется на себя и делает то, что нужно ему, упрямый и мстительный - смотрит на окружающих и действует наперекор окружающим, назло или во зло им.

Чтобы неоформленная энергия противостояния начинала трансформироваться в волю, неоходим ряд непростых условий. В первую очередь это уважение ребенка к родителям, желание ребенка подражать отцу - и развитость воли у отца, способность отца дать привлекательные образцы волевого поведения. Многие важнейшие элементы волевого поведения к ребенку приходят через запечатление: запечатление сильного, волевого голоса отца, запечатление его решительных жестов и движений, запечатление его сильных выборов и готовности отвечать за свои поступки.

Если отец мямля, ребенок усваивает поведение мямли. Если отец волевой, но его отношения с ребенком не выстроены, вместо контакта напряженный конфликт, то отцовские требования будут вызывать у ребенка протест, и развитие воли у ребенка будет внутренне конфликтно: его собственная воля будет вызывать у него возражения и протест.

Так нередко рождаются лидеры движений за тотальную свободу, сторонники свободного воспитания и абстрактного гуманизма, борцы с социумом, подавляющим свободную индивидуальность. Такие люди не будут развивать свою волю, потому что волевое "надо" у них ассоциируется с насилием, подавлением, чем-то удушающим - в противоположность мягкому и доброму "хочу", "нравится". Они не будут вырабатывать волю, они будут искать, как превращать Надо в Хочу, хотя бы - учиться переформулировать Надо в "Я выбираю". Это полезные инструменты, но это - не воля.

Другим условием формирования воли является уважение к разуму и ориентация на внешнее, объективное: внешние цели, объективные результаты и наблюдаемые признаки, записанные обязательства с реальными показателями достижения результатов. Когда нет обязательств, нет внешних показателей, нет цифр и объективки, себя легко обмануть и объяснить все что угодно: "Я решил, что мне это не нужно", "Это не мое" и просто "В другой раз".

Только в том случае, если человек признает волю как ценность, ориентируется на разум и внешнее, он может перейти уже к залючительному этапу формирования воли. Содержание этого этапа - противостояние ненужному внутреннему. тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

У меня есть цель стать здоровым, для этого нужно делать по утрам зарядку, а иногда с утра так хочется еще поваляться… Если я могу поднять себя с кровати - у меня есть воля.

Какая-то воля есть у всех, как у всех есть мышцы. Другое дело, что они бывают в разном состоянии: у кого-то бодрые и готовые к любой работе, а у кого-то заплывшие жиром, ленивые и сонные. От человека зависит - будут ли его мышцы сильные или не будут, так же и с силой воли: если человек работает над силой воли - будет воля, а если стоит разведя лапи в сторону и ноет о том, что все бы хорошо, вот только Воля у меня слабая - воли не будет.

Ссылаться на отсутсвие воли, как на невозможность что-то делать - это форма проявления умной лени.

Примерно с таким же успехом можно оправдывать свою привычку есть руками, а не ложкой, тем, что ложки стоят у раковины, а раковина - в 3-х метрах от стола и поэтому «Не могу есть ложкой, у меня ее нету…» Классно. Встань и возьми - будет. Нет воли - развивай!

Другое дело, что любое дело лучше делать грамотно. Поэтому посмотрите статью Развитие личности на позитиве.и в целом Как работать над собой.

Успехов вам!


  • Воля
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Приучаем ребенка к самодисциплине"
01 янв. 2004 г.
Сначала родитель учит ребенка выполнять нужные дела. Постепенно, когда видно, что ребенок уже начинает справляться сам.
0Подробнее →
Картинка к "Развитие воли"
01 янв. 2013 г.
Многие хотят развить в себе волю, когда им нужна только организованность. А вам нужно что?
Картинка к "Сыну двенадцать: воспитание ответственности"
01 янв. 2012 г.
Давайте думать о том, что мы желаем нашим детям счастья!
Картинка к "Внутренний саботажник, или Как вернуться к «Сказано — сделано»"
01 янв. 2014 г.
Когда дети в ответ на требования родителей переживают, это своевольство.
Картинка к "Жить по внешним ориентирам"
01 сент. 2009 г.
Хотите быть адекватным человеком – учитесь жить по внешним ориентирам, говорит нам синтон-подход.