Формирование женского стиля поведения у старшеклассниц как одна из форм профилактики агрессивности

01 января 2010 г. в 07:36

Автор: Недашкова Елена Ивановна, педагог-психолог.

В настоящее время сложилось несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации:

  • во-первых, это очевидная и всё более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков;
  • во-вторых, появление всё большего числа крайних, нежелательных форм поведения подростков-старшеклассников: тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность;
  • в-третьих, обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений в молодых семьях.

Наиболее остро всё это проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения, является освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля, способствующего росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Неверно понятые идеалы, навязанные современным «обществом выживания» стереотипы, заставили, например, женщину отстаивать и добиваться для самой себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Исторически сложилось, что русские женщины в большей степени, чем западные, стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (печально знаменитая когда-то реклама на ТВ, где женщины преклонного возраста в оранжевых жилетах рабочих – путейцев укладывают железнодорожные шпалы, никому, кроме иностранцев, не казалась в то время шокирующей), но и перенять мужской тип поведения, освоить мужское отношение к миру. Нынешние старшеклассницы при личных беседах называют желательными у женщин такие черты как мужественность, целеустремлённость, физическую силу, независимость, уверенность в себе, активность, способность «дать сдачи». Эти черты (традиционно являющиеся мужскими), будучи сами по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.

Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского пола широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко проявляется в современной семье, где дети и осваивают свои роли. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения они приобретают тоже в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В школе же этот процесс только усугубляется:

  • девочки уже младших классов опережают в своём развитии мальчиков в среднем на 2,5 года и не могут видеть в последних своих защитников, поэтому демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений. Наблюдения последних лет позволяют заметить, что всё чаще девочки отзываются о своих сверстниках в таких словах, как «придурки» или «лохи», совершают агрессивные нападения на одноклассников. Обычным явлением стали жалобы родителей мальчиков на то, что их детей обижают и бьют девочки в школе, что в свою очередь порождает защитный тип поведения мальчиков, ведущий к углублению межличностных конфликтов, дающий возможность проявлять взаимную вербальную или физическую агрессию;
  • основную воспитательную нагрузку в семье в наше время чаще всего несёт женщина, используя при этом также силовые методы воспитательного воздействия на детей (наблюдения при посещении родительских собраний в школе показали, что присутствие на них отцов - явление крайне редкое);
  • педагогические коллективы наших школ состоят в основном из женщин, чаще вынужденных, сами того не желая, чтобы быть успешными педагогами брать на себя и мужскую роль (твёрдая рука).

Таким образом, и происходит усвоение девочками мужского «силового» стиля разрешения конфликтов, создающего в дальнейшем благодатную почву для девиантного поведения. В подростковом возрасте социальные отклонения агрессивной ориентации продолжают нарастать и проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои), причём сфера силового вмешательства девочек – подростков выходит за рамки школьного класса, что обусловлено возрастными особенностями. Вместе с процессом освоения новых социальных ролей девочки – старшеклассницы осваивают и новые способы выяснения межличностных отношений. В статистике подростковых драк всё чаще фигурантами становятся девочки, причём побудительным мотивом таких драк, по словам самих участниц, является защита их собственной чести и достоинства от наговоров и клеветы своих когда-то близких подруг.

Мы имеем дело с неверно усвоенными половыми ролями. Существует такое понятие, как социальная половая роль, то есть та роль, которую люди проигрывают каждый день как мужчины и женщины. Эта роль определяет общественные представления, связанные с культурными моральными особенностями общества. От того, насколько верно девочки-подростки усвоят образцы поведения, свойственные женскому полу: гибкость, терпение, мудрость, осторожность, хитрость и мягкость зависит уверенность в общении со своим и противоположным полом, женская уверенность в себе. От этого зависит, насколько счастливо сложатся отношения в её будущей семье, насколько здоров будет её ребёнок, так как представление о мужественности-женственности может стать нравственным регулятором её поведения.

Несомненно, что работа по формированию фемининного стиля поведения у старшеклассниц имеет большое значение для школы и для общества в целом, так как помогает «растущему человеку» обрести свое «подлинное «Я», адаптироваться в жизни, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.

Библиографический список

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды.- М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.- М.: Просвещение,1988.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.,1999.
  4. Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. И доп. – М.: Педагогическое общество России,2001.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.:Северо – Запад,1994.
  6. Олифиренко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И. , Быков А. В., Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. – М.: Полиграф сервис,2001.
  7. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии, 1996. № 6.
  8. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьёй. – М.: Дрофа,2007.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








  • Воспитание девочки

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Гендерная психология"
01 окт. 2022 г.
Гендерная психология - раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
0Подробнее →
Картинка к "Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте"
01 янв. 2010 г.
Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря - мальчиков и девочек - со своими правилами и ритуалами поведения; измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.