Формирование предрассудка: эксперимент Музафера Шерифа

Книга Э. Аронсона "Общественное животное. Введение в социальную психологию."

Предрассудок - это отрицательное или враждебное суждение о той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации. Сила предрассудков увеличивается в условиях конфликта или повышения конкуренции. См

Но способна ли конкуренция сама по себе породить предрассудок? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, Музафер Шериф с коллегами провели эксперимент. План эксперимента был следующим:

1) случайным образом распределить людей по двум группам;

2) сделать эти две группы отличными друг от друга по какому-нибудь произвольному признаку;

3) поставить обе группы в ситуацию, в которой они будут конкурировать друг с другом;

4) наблюдать, не появится ли при этом предрассудок.

Все это исследователи проделали в естественных условиях бойскаутского лагеря. Испытуемыми были нормальные, социально

Музафер Шериф
Музафер Шериф

адаптированные двенадцатилетние мальчики, которых случайным образом распределяли в одну из двух групп – «Орлов» или «Гремучих змей». Подростков обучили сотрудничеству внутри группы, понуждая их зависеть друг от друга в совместной деятельности, например, ребята одной группы участвовали в постройке мостиков для ныряния в местном плавательном бассейне, ребята другой – в приготовлении пищи, строительстве висячего моста и т.п.

После того как в каждой группе развилось и окрепло чувство сплоченности, исследователи искусственно создали конфликт между «Орлами» и «Гремучими змеями»: они организовали серию соревнований - по футболу, бейсболу и перетягиванию каната, - в которых обе группы были противопоставлены друг другу. Для увеличения напряжения победителям присуждали призы, что увеличило враждебность и недоброжелательность во время игр. Кроме того, исследователи организовали лагерную вечеринку, причем так, что «Орлы» прибыли на нее намного раньше «Гремучих змей», а приготовленное угощение состояло из двух типов пищи: одна половина выглядела свежей, аппетитной и привлекательной, а вторая - некрасивой, неаппетитной и несвежей. Прибывшие первыми немедленно «конфисковали» ту еду, которая радовала глаз, оставив соперникам лишь менее свежую и менее аппетитную. Когда, наконец, на вечеринку прибыли «Гремучие змеи» и увидели, чего лишились, они были, понятное дело, оскорблены, причем настолько, что тут же начали обзывать группу, лишившую их лучшей еды, разными неприятными именами. А так как «Орлы» были уверены, что получили лучшую пищу заслуженно (кто первый пришел, тот и съел), то от этих нападок они преисполнились негодованием и не задержались с ответом. Взаимные обзывания перешли в бросание тарелками с едой, а спустя весьма короткое время началась настоящая драка!

После этого инцидента организаторы эксперимента исключили соревновательные игры и приложили значительные усилия, чтобы восстановить социальный контакт. Однако выяснилось, что, стоит вражде однажды возникнуть, ее уже не устранить простым исключением конкуренции. Действительно, враждебность продолжала возрастать, даже когда обе группы были включены в такие умиротворяющие действия, как совместный просмотр кинофильмов. И впоследствии для снижения уровня враждебности исследователям пришлось применить специальные методы.

Исследователи создавали ситуации, в которых представители обеих групп оказывались взаимозависимыми, когда мальчики из разных групп вынуждены были сотрудничать друг с другом, чтобы достичь цели. К примеру, исследователи создавали аварийную ситуацию, испортив систему водоснабжения, а исправить ее можно было единственным способом - все дети немедленно и сообща должны были заняться этим. В другом случае лагерный грузовик ломался во время дальнего похода, и, чтобы заставить его снова двигаться, нужно было втащить тяжелую машину на достаточно крутой холм, для чего требовались коллективные усилия. В конце концов враждебные чувства и отрицательные стереотипы ослабли: мальчики из разных групп стали вступать в дружеские связи, начали лучше относиться друг к другу и сотрудничать уже по собственной инициативе.

Ключевым фактором здесь, похоже, оказалась взаимная зависимость - ситуация, в рамках которой люди нуждаются друг в друге для того, чтобы добиться своей цели.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы