Гессен, Сергей Иосифович


Сергей Иосифович Гессен (1887 — 1950) — ученый-педагог, философ, публицист и переводчик, автор книги "Основы педагогики".

Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности. Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал «Логос» (1910—1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913—1917 Гессен — приват-доцент Петербургского университета. В 1917—1920 — профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 — профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950.

Особенно плодотворными для С. И. Гессена были 20-е годы, прежде всего в организаторской его деятельности. Он был одним из инициаторов издания, а затем и одним из редакторов журнала «Русская школа за рубежом», выходившем в Праге с 1923 по 1931 год. Если не считать нескольких журналов по педагогике, появлявшихся на короткий срок в отдельных местах Русского Зарубежья, то этот журнал был едва ли не единственным постоянным органом эмигрантской педагогической мысли того времени. С. И. Гессен был также одним из активных организаторов и участников педагогических съездов русской эмиграции 20-х годов.

Книга: "Основы педагогики"

Книга С. И. Гессена «Основы педагогики» по праву может быть названа сейчас, на исходе XX века, одной из лучших книг этого столетия по педагогике. Подготавливавшаяся еще до революции в Петрограде и в первые послереволюционные годы в Томске, законченная и изданная автором в эмиграции (1923), она широко использовалась при организации системы образования в Русском Зарубежье в течение ряда десятилетий. Известный педагог и философ, профессор Богословского Православного института в Париже В. В. Зеньковский назвал ее в 1950 году «выдающейся книгой» (Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 1991. —Т. II. — Ч 1. — С. 246). В ней осмысливаются многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики.

Теория свободного воспитания

Один из центральных вопросов книги "Основы педагогики" - вопрос о свободном воспитании. Для С.И.Гессена свобода и достоинство ребенка - ценность №1, но теорию Дидро о свободном воспитании он разбивает, как манипулятивную дешевку, о подходе Толстого отзывается с уважением, но и печалью, показывая его слабость. Вывод Гессена парадоксален: ребенок рождается не свободным, а рабом. А свободным он может стать только через правильно организованное принуждение. "Свободными – не рождаются, свободными – становятся!" Заинтересовались? Читайте!

Его книги и о нем

  • Гессен С.И. Философия наказания. М., 1913
  • Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. Берлин, 1923
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Ларкина Татьяна Михайловна 15 февраля 2014 06:49:46

Гессен постоянно всех критикует:)

Развитие темы

Самые популярные материалы