Игры вашего ребенка: где норма, а где повод для тревоги?

На каждом этапе детского развития игровая деятельность имеет свои особенности и свои возможности. Взрослый в детской игре занимает далеко не последнее место – он не только организатор игрового пространства, первый партнер по игре, но и генератор множества свежих идей. Давайте посмотрим, как развивается игровая деятельность детей от рождения.

От 0 до 0,5 лет игра всегда инициируется взрослым и задействует реакции младенца: зрительное сосредоточение, слушание, хватание.

Игровые упражнения с малышом выглядят так: взрослый вызывает сосредоточение взгляда ребенка на предмете, слежение за ним, подносит его на расстояние, при котором ребенок начинает направлять руки к предмету, отдаляет предмет, вынуждая ребенка тянуться к нему; если ребенок направляет руки к предмету, то взрослый прикасается к ним предметом и т. д. Именно таким образом происходит развитие ориентации ребенка в пространстве и самостоятельное управление движениями на основе этой ориентации. Во всех этих ситуациях центром является взрослый человек.

От 0,5 лет до 1 года появляются такие формы поведения, как повторные и цепные движения: малыш похлопывает по предмету, размахивает им, перекладывает из одной руки в другую, повторно толкает висящий над ним предмет, ударяет одним предметом о другой и т. д.. Затем, развивается последовательная цепь движений, что говорит о появлении у ребенка ориентировочно-исследовательской деятельности. Но юному исследователю совершенно необходима новизна предметов и разнообразие присущих им качеств, поэтому игровые материалы должны часто обновляться.

Важно знать, что предметы привлекают ребенка больше, если они появляются вместе с близким взрослым, который манипулирует ими перед ребенком, сопровождая свои действия речью. Но это все это еще не игра, а игровые упражнения.

Самым важным приобретением 1-го года жизни является поиск ребенком оценки взрослого (внимания, одобрения, радости). Тогда взрослый выступает для ребенка, как носитель образцов действий с предметами, и ребенок начинает обучаться путем подражания.

НЕ норма: при отсутствии игровой деятельности с детьми развитие их движений задерживается. Дети могут проводить целые часы в состоянии бездеятельности, удовлетворяясь сосанием пальцев и монотонным раскачиванием туловища.

Избыток игрушек в помещении при недостатке игрового общения взрослых с ребенком приводит тому, что малыш перебирает игровой материал, быстро меняя предметы, не сосредотачиваясь ни на одном из них. В таком случае создается видимость занятости ребенка игрой, а на самом деле игровых действий не возникает.

От 1 до 3 лет основной игрой ребенка становятся действия с предметами по их значению: всевозможные рамки и вкладыши, пирамидки и матрешки, машинки и кубики, музыкальные инструменты, кухонная утварь, - все интересно осваивать малышу вместе со взрослыми. Но! Игра возникает не спонтанно!

Самостоятельное открытие ребенком значения предметов не является основным в его развитии. Если ребенок никогда не видел, что взрослые делают с вилкой, отверткой, дудочкой, совочком и любыми другими предметами – он вряд ли самостоятельно изобретет правильное действие с ними. Основной путь освоения действий с предметами – совместная деятельность со взрослым, где взрослый показывает ребенку образец действий, контролирует и поправляет его выполнение, а затем поощряет, когда у малыша правильно получается.

Существуют определенные этапы освоения предметно-орудийных действий ребенком от 1 до 3 лет:

  1. Освоение общей схемы действия с предметом – его смысл: ложкой едят, ее подносят ко рту. Общая схема осваивается малышом быстро.
  2. Ожидание оценки со стороны взрослого: малыш сравнивает свои действия с действиями взрослого, ищет его одобрения.
  3. Освоение технической стороны действия, навыка: правильно захватить ручку ложки, удобно поднести ко рту, не пролить…. Навык формируется долго, может формироваться неправильно и требовать переучивания (например, удерживание ложки в кулаке).
  4. На этом этапе освоение действий на любых предметах может происходить путем наблюдения за взрослым. Наблюдая, малыш в игре раздевает куклу, копает ямку, прячется, кидает мяч, режет игрушечные овощи, мешает поварешкой суп и т.д.. Это вполне доступно детям в возрасте 1 года.
  5. Важным скачком в интеллектуальном развитии ребенка является перенос действий с одного предмета на другой предмет: причесывание куклы, себя, медведя, полотенца и т.д. Как правило, такой скачок доступен ребенку ближе к 1,5 годам.
  6. Еще более сложной интеллектуальной работы требует перенос действия на предмет-заместитель: причесывание расческой, палочкой, рукой, ложкой… тут уже вовсю включается воображение ребенка, а значит – развивается его умение в умственном плане представлять нужные действия и предметы.
  7. Следующим этапом развития игровых действий ребенка является цепочка действий с героем, логически не связанная между собой. Например, девочка, играя с куклой, может сначала положить ее в кровать, потом одеть в платье, покормить и искупать.
  8. Скачком в развитии игровой способности становится появление цепочки логически связанных игровых действий. Теперь уже игра с куклой подчиняется законам жизни: ее сначала кормят, потом раздевают и купают, а затем укладывают спать. Логическая цепочка игровых действий доступна детям ближе к 2-х летнему возрасту.
  9. На этом этапе возникают зачатки игрового сюжета: «кукла заболела», «каша горячая», «зайчик испугался»…
  10. Далее, становится возможным использование ребенком в игре предметов-заместителей: палка может стать для играющего малыша и пистолетом, и ложкой, и градусником, и самолетом, и ручкой, и лопатой и т.д. Но! Дети могут это сделать (назвать и произвести действие с предметом-заместителем), только после того, как это сказал и сделал взрослый или другой ребенок.
  11. Вершиной освоения предметно-орудийных действий ребенком является появление зачатков игровой роли: действия с куклами от имени роли («мама пришла с работы») и разговор от имени роли («кто дома есть?»).

НЕ норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать следующие варианты отношения ребенка к игре: у малыша от 1 до 3 лет нет интереса к игре, или этот интерес быстро угасает, либо много дурашливых и хаотичных или примитивно однообразных игровых действий, отсутствие зачатков сюжета, нет мотива обращения ко взрослому за оценкой своих действий. В таком случае, требуется психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку, потому что причины недоразвития детской игры могут быть как простыми (неправильно организованная игровая деятельность ребенка), так и весьма серьезными (например, детская депрессия, нарушения детско-родительских отношений в семье, некоторые виды нервно-психических заболеваний ребенка).

От 3 до 7 лет основной развивающей ребенка деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Пик ролевой игры приходится на возраст – 5-6 лет. Каковы основные принципы ролевой игры?

  • Ролевая игра социальна по своему происхождению и по своему содержанию, т.е. сюжеты для игры дети берут из жизни взрослых.
  • Игра возникает не спонтанно, а под влиянием воспитателя (взрослого или более опытного в игре ребенка).
  • Основным содержанием игры является взрослый человек - его деятельность и отношения, поэтому игра есть форма освоения ребенком задач и мотивов человеческой жизни. Именно поэтому детская игра нередко наполняет смыслом всю последующую жизнь человека – в ней рождаются и крепнут наши (взрослые) мечты. Тому есть множество примеров из жизни великих людей.
  • В игре развивается игровая техника (воображение, обобщение, сворачивание действий, моделирование ребенком социальных отношений).
  • Ребенок получает практику реальных отношений, опыт коллективных действий.

Ролевая игра имеет свою структуру (каркас, на котором все строится). Это - воображаемая ситуация; сюжет; роль: ролевой образ и ролевая речь; игровые предметы, партнер и игровые отношения с ним.

Чтобы помочь группе детей освоить ролевую игру, необходимо пройти несколько шагов :

  1. создать интерес к игре – эмоционального отношения детей к игрушке или игровому действию;
  2. показать доступную для ребенка цепочку игровых действий (например, возить на машине куклу и высаживать ее на остановке);
  3. дать ролевое название этой цепочке действий: «ты кто? водитель?»;
  4. втянуть ребенка в совместное создание игровой ситуации и введение его в роль: «я папа я буду чинить шкаф, а ты кто?», «я врач, у меня здесь больные звери, много работы, ты умеешь лечить зверей? Ты кто?»;
  5. удлинять и развивать сюжет игры;
  6. научить детей переименованию предметов в «заместители»: «эта палка у меня будет градусником»;
  7. научить детей сворачиванию «неважных» действий в обобщенную словесную форму («ну, как будто я уже поспала и проснулась»);
  8. со временем, действия с предметами отступят на второй план, а отношения выйдут на первый;
  9. когда ролевая игра уже увлекла детей можно и нужно вводить ролевые правила и санкции в игре: «если ты будешь на всех ругаться, ты не будешь врачом»;
  10. имеющие подобный опыт дети уже могут придумывать свои игровые правила;
  11. возникновение спонтанной сюжетно-ролевой игры происходит после знакомства детей с отношениями людей, а не знакомством с предметами.

Например, в одном психологическом эксперименте детям дали набор для игры в железную дорогу. Дети немного покатали паровозик по рельсам и потеряли интерес к игре. Тогда детей сводили на экскурсию на ЖД вокзал и показали различные поезда, паровозы и помещение вокзала. Экскурсия никак не повлияла на игру детей. Затем детей снова сводили на экскурсию на ЖД вокзал и познакомили с работой людей: кассиров, контролеров, проводников, машиниста, диспетчера, пассажиров, членов ремонтной бригады. После этого дети стали каждый день играть в железную дорогу, моделируя и развивая в игре профессиональные отношения взрослых.

НЕ норма. Тревожными сигналами для родителей должны стать: одиночные игры ребенка в группе детей, застревание на манипуляциях с предметами, подмена переживаний в игре переживаниями наблюдателя (ребенок явно предпочитает телевизор игре), узость ролей, бедность игровых средств, подмена социально-значимых сюжетов игр сюжетами из популярных фильмов и мультфильмов, преобладание агрессивных и антисоциальных сюжетов в игре….

Игра с ребенком - бесконечно благодарное занятие для взрослого! Именно в игре приобретается непоколебимый авторитет взрослого в глазах ребенка, именно в игре возможна мягкая «психотерапия» угловатостей детского характера, именно в игре вы можете научить ребенка соблюдению правил и любым навыкам.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Как быть ребенком.
  2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агенство.1997.
  3. Полински Лизель Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни
  4. Медведева И. и Шишова Т. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. М. 2004.
  5. Мэрилин Сигал. Ребенок играет от рождения до года.
  6. Фесюкова. Воспитание сказкой.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Самые популярные материалы