Игры, в которые мы все играем. Тренинг по системе Эрика Берна (Д. Мосс)

23 октября 2014 г. в 20:00

Автор: Дуглас Мосс

Аннотация

 

 

Психологический метод Эрика Берна помог десяткам миллионов людей по всему миру! Его слава среди психологов не уступает Зигмунду Фрейду, а эффективность подхода уже десятки лет восхищает сотни тысяч психотерапевтов в Европе, США, Австралии. В чем его секрет? Теория Берна проста, наглядна, доступна. Любая психологическая ситуация легко разбирается на составные части, выявляется суть проблемы, даются рекомендации по ее изменению… С этой книгой-тренингом провести такой анализ становится намного проще. К услугам читателей 6 уроков и несколько десятков упражнений, которые помогут научиться применять систему Эрика Берна на практике.

Вступление

Если вы неуспешны или несчастливы, значит, вы попали в навязанный вам сценарий неуспешной жизни. Но выход есть!

Вы имеете от рождения гигантский потенциал победителя – человека, способного достигать значимых для себя целей, двигаться от успеха к успеху, строить свою жизнь по самым благоприятным планам! И при этом быть счастливым!

Не спешите скептически усмехнуться, отмахиваясь от этих слов, или по привычке подумать: «Да куда уж мне…» Это действительно так!

Вы удивляетесь, почему вам это не удается? Почему вы хотите для себя радости, успеха, благополучия – но вместо этого словно бьетесь о непробиваемую стену: что бы вы ни предпринимали, результат получается совсем не тот, которого вы бы хотели? Почему иногда вам кажется, что вы в ловушке, в тупике, из которого выхода нет? Почему приходится вечно смиряться с теми обстоятельствами, которые вам совсем не хочется терпеть?

Ответ прост: вы, помимо своей воли, попали в навязанный вам сценарий неуспешной жизни. Это словно клетка, в которой вы оказались по ошибке или по чьей-то недоброй воле. Вы бьетесь в этой клетке, словно пойманная птица, тоскуя о свободе, – но не видите выхода. И постепенно вам начинает казаться, что эта клетка и есть единственно возможная для вас реальность.

На самом деле выход из клетки есть. Он совсем рядом. Его не так сложно найти, как может показаться. Потому что ключ от этой клетки уже давно в ваших руках. Вы просто пока не обратили внимания на этот ключ и не научились им пользоваться.

Но довольно метафор. Давайте разберемся, что это за клетка и как вы в нее попали.

Только давайте договоримся: не будем сильно сокрушаться по этому поводу. Не вы один такой. Так – в клетке – живут большинство людей. Все мы так или иначе попадаем в нее в самом нежном возрасте, когда, будучи детьми, просто не в состоянии критически осмыслить, что с нами происходит.

В самые ранние детские годы – а именно в возрасте до шести лет – ребенка учат, что быть таким, какой он есть, нельзя. Ему не позволяют быть самим собой, а вместо этого навязывают особые правила, по которым следует «играть», чтобы быть принятым в свое окружение. Эти правила обычно передаются невербально – не с помощью слов, наставлений и внушений, а с помощью родительского примера и отношения окружающих, из которого ребенок понимает, что в его поведении для них хорошо, а что – плохо.

Постепенно ребенок начинает сверять свое поведение с запросами и интересами окружающих. Старается угодить им, соответствовать их ожиданиям. Так происходит со всеми детьми – они вынуждены вписываться в программы взрослых. В итоге мы начинаем следовать сценариям, придуманным не нами. Принимать участие в ритуалах и процедурах, в которых мы не можем проявить себя как личности – а можем лишь притворяться, изображать ненастоящие чувства.

Даже став взрослыми, мы сохраняем привычку к навязанным нам в детстве играм. И порой не понимаем, что живем не своей жизнью. Исполняем не свои желания – а лишь осуществляем родительскую программу.

Большинство людей играют в игры неосознанно, следуя пагубной привычке отказываться от себя настоящих и заменять жизнь ее суррогатом.

Такого рода игры – это и есть не что иное, как навязанные модели поведения, в которых человек натягивает на себя несвойственные ему роли, вместо того чтобы быть собой и раскрываться как уникальная, неповторимая личность.

Иногда игры могут казаться полезными и важными – особенно когда все вокруг так себя ведут. Нам кажется, что и мы, если будем так себя вести, легче впишемся в общество и преуспеем.

Но это иллюзия. Если мы играем в игры, правила которых придуманы не нами, если мы продолжаем играть в эти игры, даже если не хотим этого, то преуспеть мы не сможем, а сможем только проиграть. Да, нас всех в детстве приучали к играм, которые ведут к проигрышу. Но не спешите кого-то винить. Ваши родители и воспитатели не виноваты. Это – общая беда человечества. И вы можете сейчас стать тем, кто в числе первых начнет искать от этой беды спасение. Сначала для себя, а потом и для других.

Эти игры, в которые мы все играем, эти роли и маски, за которыми мы прячемся, возникают из всеобщего человеческого страха быть собой, открытым, искренним, откровенным, – страха, берущего начало именно в детские годы. Каждый человек в детстве проходит через ощущение себя беспомощным, слабым, во всем уступающим взрослым. Из этого формируется чувство неуверенности в себе, которое в глубине души большинство людей проносят через всю свою жизнь. Как бы они ни вели себя, они ощущают эту неуверенность, даже если не признаются в этом самим себе! Глубоко скрытая или явная, осознанная или нет, неуверенность и порождает страх быть собой, страх открытого общения – и в итоге мы прибегаем к играм, к маскам и ролям, которые создают видимость общения и видимость жизни, но не способны принести ни счастья, ни успеха, ни удовлетворения.

Почему же большинство людей живут в этом состоянии скрытой или явной неуверенности, и вынуждены прятаться за ролями, играми, масками, вместо того чтобы по-настоящему жить? Вовсе не потому, что эту неуверенность нельзя одолеть. Ее одолеть можно и нужно. Просто большинство людей никогда этим не занимаются. Им кажется, что в их жизни множество более важных проблем. Тогда как именно эта проблема – самая важная. Потому что ее решение дает нам в руки ключ к свободе, ключ к настоящей жизни, ключ к успеху и ключ к самому себе.

Эрик Берн – гениальный исследователь, открывший по-настоящему действенные, очень эффективные и при этом простые и доступные инструменты восстановления своей природной сути – сути победителя, свободного, успешного, активно реализующегося в жизни человека.

Эрик Берн (1910 – 1970) родился в Канаде, в Монреале, в семье врача. Окончив медицинский факультет университета, он стал доктором медицины, психотерапевтом и психоаналитиком. Главное достижение его жизни – создание новой отрасли психотерапии, которая получила название трансактный анализ (другие также употребляющиеся названия – трансакционный анализ, транзактный анализ).

Трансакция – это то, что происходит во время взаимодействия людей, когда от кого-то исходит посыл, а от кого-то – ответная реакция.

От того, как мы общаемся, как взаимодействуем – выражаем ли при этом самих себя, раскрываемся в своей сути или прячемся за маской, ролью, играем в игру, – зависит в итоге и то, насколько мы успешны или неуспешны, удовлетворены жизнью или нет, чувствуем себя свободными или загнанными в угол. Система Эрика Берна помогла множеству людей освободиться от сковывающих пут чужих игр и сценариев и стать самими собой.

Самые знаменитые книги Эрика Берна – «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» – стали всемирными бестселлерами, выдержав множество переизданий и разойдясь миллионными тиражами.

Другие известные его работы – «Трансактный анализ в психотерапии», «Групповая психотерапия», «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» – также вызывают неослабевающий интерес как специалистов, так и всех, кто интересуется психологией во всем мире.

 


 

 


 

Если вы хотите вырваться из навязанных вам сценариев, стать самим собой, начать получать удовольствие от жизни и преуспевать – эта книга для вас. Гениальные открытия Эрика Берна изложены здесь прежде всего в их практическом аспекте. Если вы читали книги этого автора, то знаете, что в них много полезного теоретического материала, но собственно практике, тренингу не уделено достаточно внимания. Что не удивительно, ведь Эрик Берн, будучи практикующим психотерапевтом, практическую работу с пациентами считал делом профессиональных врачей. Однако множество специалистов – последователей и учеников Берна – успешно трудились над разработкой тренингов и упражнений по методу Берна, которые может освоить любой человек самостоятельно, даже не посещая специальные психотерапевтические занятия.

Те важнейшие знания о человеческой природе, которые оставил нам в наследство Эрик Берн, нужны прежде всего не специалистам, а как раз самым обычным людям, которые хотят чувствовать себя счастливыми, строить свою жизнь успешной и благополучной, достигать своих целей и ощущать, что каждый миг их жизни полон радости и смысла. В этом практическом пособии наряду с подробным изложением системы знаний, разработанных Эриком Берном, объединены лучшие практические методы, предназначенные для того, чтобы открытия великого психотерапевта вошли в нашу повседневную жизнь и дали нам в руки важнейшие инструменты преобразования себя и своей жизни к лучшему.

Не этого ли мы все хотим – жить лучше? Это самое простое, обычное и естественное человеческое желание. И не хватает нам подчас для этого не только решимости, силы воли и желания перемен – а еще и самого простого знания, «ноу-хау», инструментов, с помощью которых можно осуществить перемены. Все необходимые инструменты вы найдете здесь – и система Эрика Берна станет для вас частью вашей жизни, вашей новой, лучшей, гораздо более счастливой реальности.

Помните: мы все попадаем в плен навязанных нам игр и сценариев – но из этой клетки можно и нужно выбраться. Потому что игры и сценарии ведут только к поражению. Они могут давать иллюзию движения к успеху, но в итоге все равно приводят к провалу. И только свободный человек, сбросивший эти путы и ставший самим собой, может быть по-настоящему счастлив.

Вы можете сбросить эти путы, вы можете освободиться и прийти к своей, настоящей, насыщенной, полноценной, счастливой жизни. Сделать это никогда не поздно! Перемены к лучшему будут осуществляться уже по мере освоения вами материала книги. Не надо ничего ждать – начните менять себя и свою жизнь прямо сейчас! И пусть перспективы грядущего успеха, счастья, радости бытия вдохновят вас на этом пути.

Урок 1. Станьте взрослым, действуйте как взрослый

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве.
Эрик Берн. Люди, которые играют в игры

В каждом из нас живет Взрослый, Ребенок и Родитель

Замечаете ли вы, что в разных жизненных ситуациях чувствуете себя и ведете себя по-разному?

Иногда вы – взрослый, самостоятельный человек, чувствующий себя уверенно и свободно. Вы реалистично оцениваете окружающую обстановку и действуете соответственно ей. Вы самостоятельно принимаете решения и свободно выражаете себя. Вы действуете без страха и без желания кому-либо угодить. Вы можете сказать, что в данный момент вы – это вы в своем высшем и лучшем проявлении. Это дает вам большую радость и удовлетворение от того, что вы делаете.

Так бывает, когда вы занимаетесь работой, в которой чувствуете себя профессионалом, или другим делом, которое вы любите и которое хорошо вам удается. Так бывает, когда вы говорите на тему, в которой очень хорошо разбираетесь и которая вам интересна. Так бывает, когда вы находитесь в состоянии внутреннего комфорта и безопасности – когда вам не нужно никому ничего доказывать или демонстрировать свои лучшие качества, когда вас никто не оценивает, не судит, не измеряет по шкале достоинств, когда можно просто жить и быть самим собой, свободным, открытым, таким, как есть.

Но также вы можете припомнить и ситуации, когда вы вдруг начинали вести себя как ребенок. Причем одно дело, когда вы сами позволяете себе забавляться, смеяться, играть и дурачиться как ребенок, невзирая на возраст – это иногда бывает необходимо каждому взрослому человеку, и ничего плохого в этом нет. Но совсем другое дело, когда вы впадаете в роль ребенка совершенно против своей воли. Вас кто-то обидел – и вы начинаете жаловаться и плакать совсем по-детски. Кто-то строго и назидательно указал вам на ваши недостатки – и вы оправдываетесь каким-то тоненьким детским голоском. Случилась неприятность – и вам хочется спрятаться под одеяло, сжаться в комочек и укрыться от всего мира, совсем как вы делали это в детстве. Важный для вас человек смотрит на вас оценивающе, и вы смущаетесь, или начинаете заискивать, или, наоборот, всем своим видом демонстрируете вызов и презрение – в зависимости от того, как в детстве вы реагировали на подобное поведение взрослых по отношению к вам.

Для большинства взрослых людей такое впадание в детство некомфортно. Вы вдруг начинаете чувствовать себя маленьким и беспомощным. Вы несвободны, вы перестали быть собой, утратив свою взрослую силу и уверенность. Вы чувствуете, что вас помимо вашей воли вогнали в эту роль, и не знаете, как вернуть себе свое обычное чувство собственного достоинства.

Многие из нас пытаются избежать роли ребенка, просто ограничивая свое общение с теми людьми, которые нас в эту роль вгоняют. Многие именно поэтому стараются увеличить дистанцию между собой и своими родителями. Но проблема этим не решается, потому что вместо родителей появляется или какой-нибудь строгий начальник, или подозрительно похожая на маму супруга, или подруга, в голосе которой проскакивают родительские интонации, – и спрятавшийся было ребенок опять тут как тут, опять заставляет вас вести себя совершенно по-детски.

Бывает и по-другому – когда человек привык извлекать из роли ребенка какую-то выгоду для себя. Он ведет себя по-детски, чтобы манипулировать окружающими и получать от них то, что ему нужно. Но это только видимость выигрыша. Потому что человек за такую игру платит в итоге слишком высокую цену – теряет возможность расти, развиваться, становиться взрослым, самостоятельным человеком и зрелой состоявшейся личностью.

Есть у каждого из нас и третья ипостась – родительская. Каждый человек, независимо от того, есть у него дети или нет, время от времени ведет себя точно так же, как вели себя его родители. Если вы ведете себя как заботливый и любящий родитель – по отношению к детям, к другим людям или к самому себе, это можно только приветствовать. Но почему вы иногда вдруг начинаете яростно осуждать, критиковать, ругать других (а может, и самого себя)? Почему вы страстно хотите убедить кого-то в своей правоте или навязать свое мнение? Почему вам хочется подчинить другого своей воле? Почему вы поучаете, диктуете свои правила и требуете подчинения? Почему вы даже порой хотите наказать кого-то (а может, и себя)? Потому что это тоже – проявления родительского поведения. Именно так вели себя с вами ваши родители. Именно так – не всегда, но в подходящие моменты вашей жизни – ведете себя и вы.

Некоторые считают, что вести себя как родитель – это и значит быть взрослым. Заметьте, это совсем не так. Когда вы ведете себя как родитель – вы подчиняетесь заложенной в вас родительской программе. Это значит, вы несвободны в этот момент. Вы реализуете то, чему вас научили, не особо задумываясь, хорошо это или плохо для вас и окружающих. Тогда как по-настоящему взрослый человек полностью свободен и не подвержен никакому программированию.

По-настоящему взрослый человек полностью свободен и не подвержен никакому программированию.

Эрик Берн считает, что эти три ипостаси – Взрослый, Ребенок и Родитель – присущи каждому человеку и являются состояниями его Я. Три состояния Я принято обозначать с заглавной буквы, чтобы не путать их со словами «взрослый», «ребенок» и «родитель» в их обычном значении. Например, вы взрослый человек, у вас есть ребенок и есть родители – здесь мы говорим о реальных людях. Но если мы говорим, что вы можете обнаружить в себе Взрослого, Родителя и Ребенка – здесь, конечно, речь идет уже о состояниях Я.

Контроль над вашей жизнью должен принадлежать Взрослому

Самое благоприятное, комфортное и конструктивное состояние для каждого человека – это состояние Взрослого. Дело в том, что только Взрослый способен адекватно оценить реальность и сориентироваться в ней, чтобы принять правильные решения. Ребенок и Родитель не могут объективно оценить реальность, потому что они воспринимают окружающую действительность через призму старых привычек и навязанных установок, ограничивающих убеждений. Как Ребенок, так и Родитель смотрят на жизнь сквозь прошлый опыт, который устаревает с каждым днем и является фактором, серьезно искажающим восприятие.

Только Взрослый способен адекватно оценить реальность и сориентироваться в ней, чтобы принять правильные решения.

Но это вовсе не значит, что от Родителя и Ребенка надо избавиться. Это, во-первых, невозможно, а во-вторых, не только не нужно, но и крайне вредно. Все три аспекта нам необходимы. Без способности к детским непосредственным реакциям человеческая личность становится заметно беднее. И родительские установки, правила и нормы поведения нам во многих случаях просто необходимы.

Другое дело, что в состояниях Ребенка и Родителя мы часто действуем автоматически, то есть без контроля собственной воли и сознания, а это не всегда идет на пользу. Действуя автоматически, мы часто причиняем вред и себе, и другим. Чтобы этого не происходило, Ребенка и Родителя в себе необходимо взять под контроль – под контроль Взрослого.

То есть именно Взрослый должен стать той главной, руководящей и направляющей частью нашего существа, которая осуществляет контроль над всеми процессами, несет ответственность за все происходящее в нашей жизни, делает выбор и принимает решения.

«Состояние “Взрослый” необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с сильным движением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними».

Эрик Берн.

Игры, в которые играют люди

Когда решения принимает Взрослый – Ребенок и Родитель уже не смогут подчинить вас нежелательным программам и увести туда по дороге вашей жизни, куда идти вам совсем не нужно.

Упражнение 1. Выясните, как проявляют себя в разных ситуациях Ребенок, Родитель и Взрослый

Выделите специально время, когда вы будете отслеживать свои реакции на все, что происходит вокруг. Вы можете делать это, не отрываясь от своих обычных дел и забот. Все, что вам нужно, – это время от времени брать паузу, чтобы задуматься: в данной ситуации вы ведете себя, чувствуете и реагируете как Взрослый, Ребенок или Родитель?

Например, отметьте про себя, какое из трех состояний Я преобладает у вас, когда:

  • вам предстоит визит к стоматологу,
  • вы видите аппетитный торт на столе,
  • слышите, как сосед опять включил громкую музыку,
  • кто-то ругается,
  • вам сообщили, что ваш знакомый достиг большого успеха,
  • вы рассматриваете картину на выставке или репродукцию в альбоме, и вам не очень понятно, что там изображено,
  • вас вызывает «на ковер» начальство,
  • у вас спрашивают совета, как поступить в трудной ситуации,
  • кто-то наступил вам на ногу или толкнул,
  • кто-то отвлекает вас от работы,
  • и т. д.

Возьмите бумагу или тетрадь и ручку и запишите ваши самые типичные реакции в подобных или любых других ситуациях – те реакции, которые возникают у вас сами собой, автоматически, даже прежде, чем вы успеваете задуматься.

Перечитайте то, что у вас получилось, и постарайтесь честно ответить на вопрос: когда ваши реакции являются реакциями Взрослого, когда – Ребенка, а когда – Родителя?

Ориентируйтесь на следующие критерии:

  • реакция ребенка – это спонтанное неконтролируемое проявление чувств, как позитивных, так и негативных;
  • реакция Родителя – это критика, осуждение или забота о других, желание помочь, исправить или улучшить другого;
  • реакция Взрослого – это спокойная, реальная оценка ситуации и своих возможностей в ней.

У вас может получиться, например, следующее.

Повод: кто-то ругается.

Реакция: злюсь, сержусь, осуждаю.

Вывод: реагирую как Родитель.

Повод: знакомый достиг успеха.

Реакция: он этого в самом деле заслужил, много трудился и упорно шел к своей цели.

Вывод: реагирую как Взрослый.

Повод: кто-то отвлекает от работы.

Реакция: ну вот опять мне мешают, обидно, что со мной никто не считается!

Вывод: реагирую как Ребенок.

Вспомните также и другие ситуации в вашей жизни – особенно сложные, критические. Вы можете заметить, что в одних ситуациях активируется ваш Ребенок, в других – Родитель, в третьих – Взрослый. При этом реакции Ребенка, Родителя и Взрослого – это не только разный способ мышления. Полностью меняется и восприятие, и самоощущение, и поведение человека, переходящего от одного состояния Я к другому. Вы можете заметить, что в роли Ребенка у вас совсем другой словарный запас, чем в состоянии Взрослого или Родителя. Меняются и позы, и жесты, и голос, и выражение лица, и чувства.

По сути, в каждом из трех состояний вы становитесь другим человеком, и эти три Я могут иметь мало общего друг с другом.

Упражнение 2. Сравните свои реакции в разных состояниях Я

Это упражнение поможет вам не только сравнить свои реакции в разных состояниях Я, но и понять, что вы можете выбирать, как именно реагировать: как Ребенок, Родитель или Взрослый. Снова представьте себе ситуации, перечисленные в упражнении 1, и представьте:

  • что бы вы чувствовали и как вели себя, если бы реагировали как Ребенок?
  • как Родитель?
  • и как Взрослый?

У вас может получиться, к примеру, следующее.

Вам предстоит визит к стоматологу.

Ребенок: «Я боюсь! Будет очень больно! Не пойду!»

Родитель: «Как не стыдно так трусить! Это не больно и не страшно! Иди немедленно!»

Взрослый: «Да, это не самое приятное мероприятие, и придется пережить несколько неприятных моментов. Но что поделать, надо потерпеть, ведь это необходимо для моего же блага».

На столе вкусный торт.

Ребенок: «Как вкусно! Могу прямо сейчас съесть все!»

Родитель: «Съешь кусочек, тебе так нужно себя порадовать. Ничего страшного не случится».

Взрослый: «Выглядит аппетитно, но там огромное количество калорий и слишком много жира. Мне это явно повредит. Пожалуй, я воздержусь».

Сосед включил громкую музыку.

Ребенок: «Хочу танцевать и веселиться, как он!»

Родитель: «Какой ужас, опять он безобразничает, надо вызвать полицию!»

Взрослый: «Работе и чтению это мешает. Но я ведь и сам в его возрасте вел себя так же».

Вы рассматриваете картину или репродукцию, содержание которой вам не очень понятно.

Ребенок: «Какие яркие краски, хотел бы я тоже так помалевать».

Родитель: «Что за мазня, как можно называть это искусством».

Взрослый: «Картина стоит дорого, значит, кто-то ее ценит. Возможно, я чего-то не понимаю, надо бы узнать побольше про этот стиль живописи».

Заметьте, что в разных состояниях Я вы не только по-разному себя ведете и по-разному себя чувствуете, но и принимаете разные решения. Не так страшно, если вы, находясь в состоянии Родителя или Ребенка, примете какое-то мелкое, не имеющее большого влияния на вашу жизнь решение: например, съесть кусок торта или нет. Хотя и в данном случае последствия для вашей фигуры и здоровья могут быть нежелательными. Но гораздо страшнее, когда вы принимаете по-настоящему важные решения в вашей жизни не как Взрослый, а как Родитель или Ребенок. Например, если вы не по-взрослому решаете вопросы выбора спутника жизни или дела всей своей жизни – это уже грозит поломанной судьбой. Ведь именно от наших решений, от нашего выбора и зависит наша судьба.

Вы уверены, что вы выбираете свою судьбу как Взрослый?

Родитель часто делает выбор, исходя не из реальных индивидуальных предпочтений, вкусов, интересов, а из представления о том, что считается правильным, полезным и важным в обществе. Ребенок часто делает выбор по случайным, нелогичным побуждениям, а также по несущественным признакам. Например, для ребенка важно, чтобы игрушка была яркой и красивой. Согласитесь, когда речь идет о выборе супруга или дела своей жизни – такой подход уже не является эффективным. Выбор должен делаться по другим, более важным для взрослого человека показателям: например, душевным качествам будущего спутника жизни, его способности строить хорошие взаимоотношения и т. д.

Итак, приоритетное право руководства вашей жизнью нужно отдать Взрослому, а Родителю и Ребенку оставить при нем второстепенные, подчиненные роли. Для этого надо научиться укреплять и усиливать своего Взрослого. Возможно, у вас изначально сильный и устойчивый Взрослый, и вам легко удается сохранять это состояние Я. Но у многих людей с детства сохранился в подсознании родительский запрет на взросление, например, если вам говорили: «Ты что, возомнил себя взрослым?» или что-то подобное. У таких людей Взрослый может бояться проявить себя или проявлять как-то слабо и робко.

В любом случае вы должны знать: Взрослый – это естественное, нормальное для вас состояние и оно изначально присуще вам от природы. Взрослый как состояние Я не зависит от возраста, оно есть даже у маленьких детей. Можно сказать и так: если у вас есть мозг – то у вас есть и такая естественная функция сознания, как та часть вашего Я, которая называется Взрослый.

Взрослый – это естественное, нормальное для вас состояние, и оно изначально присуще вам от природы. Взрослый как состояние Я не зависит от возраста, оно есть даже у маленьких детей.

Взрослый как состояние Я дано вам от природы. Найдите и укрепите его в себе

Если Взрослый есть у вас в любом случае – значит, вам только остается найти это состояние в себе, а затем укрепить его и усилить.

Упражнение 3. Как найти Взрослого в себе

Вспомните любую ситуацию из вашей жизни, когда вы чувствовали себя уверенно, свободно, комфортно, самостоятельно принимали решения и действовали так, как вы хотели, исходя из собственных соображений о том, что для вас будет хорошо. В этой ситуации вы не были подавлены или напряжены, вы не подчинялись чьему-то влиянию или давлению. Самое главное – что в этой ситуации вы чувствовали себя счастливым, и не важно, были для этого причины или нет. Может быть, вы достигли какого-то успеха, или кто-то вас любил, а может, и не было этих внешних причин, и вы чувствовали себя счастливым только потому, что вам нравилось быть самим собой и делать то, что вы делали. Вы нравились себе, и этого было уже достаточно для ощущения счастья.

Если вам трудно вспомнить подобную ситуацию из вашей взрослой жизни, вспомните детство или подростковый возраст. Внутренний Взрослый присутствует в каждом человеке, независимо от того, сколько ему лет. Взрослый в зачаточном состоянии есть даже у маленького ребенка. И по мере взросления Взрослый начинает все активнее проявлять себя. Вот это состояние, когда вы в первый раз сделали что-то без помощи родителей, совершили какой-то свой собственный независимый поступок и впервые почувствовали себя взрослым, у многих людей остается в памяти на всю жизнь. Более того – этот первый «выход на сцену» Взрослого запоминается как очень яркое и радостное событие, подчас оставляющее по себе легкую ностальгию – в том случае, если впоследствии вы потеряли это состояние свободы и снова впали в какую-либо зависимость (как чаще всего и бывает).

Но только имейте в виду: поведение Взрослого всегда позитивно и направлено во благо себе и другим. Если вы совершали какие-то деструктивные поступки, чтобы вырваться из-под опеки родителей и почувствовать себя взрослым (например, предавались вредным привычкам, курили, употребляли алкоголь), – это были поступки не Взрослого, а всего лишь взбунтовавшегося Ребенка.

Если трудно вспомнить какой-то большой эпизод или значительную ситуацию, когда вы ощущали себя Взрослым, – покопайтесь в памяти, чтобы припомнить небольшие, незначительные проблески этого состояния. Они у вас были – как были они у любого человека. Возможно, это было всего лишь несколько мгновений – но вы, несомненно, уже испытывали, что значит чувствовать себя Взрослым и находиться в соответствующем состоянии.

Теперь вы можете, вспомнив то состояние, возобновить его в себе, а вместе с ним – то ощущение счастья и свободы, которое всегда сопутствует состоянию Взрослого.

Упражнение 4. Как укрепить Взрослого в себе

Вспомнив состояние, в котором вы ощущали себя Взрослым, исследуйте его. Вы заметите, что главные его составляющие – ощущения уверенности и силы. Вы твердо стоите на ногах. Вы ощущаете внутреннюю опору. Вы способны свободно и самостоятельно мыслить и действовать. Вы не подвержены никаким влияниям. Вы точно знаете, чего хотите. Вы трезво оцениваете свои возможности и способности. Вы видите реальные пути к осуществлению своих целей. В этом состоянии вас невозможно обмануть, сбить с толку или направить по ложному пути. Когда вы смотрите на мир глазами Взрослого – вы способны отличить правду от лжи, реальность от иллюзии. Вы все видите ясно и четко и уверенно движетесь вперед, не поддаваясь ни сомнениям, ни всевозможным соблазнам.

Такое состояние может возникать – и часто возникает – спонтанно, без осознанного намерения с нашей стороны. Но если мы хотим управлять состояниями своего Я, если мы хотим быть Взрослыми не только тогда, когда для этого складываются благоприятные условия, а всегда, когда нам это нужно, – мы должны научиться осознанно входить в состояние Взрослого в любой ситуации.

Для этого вам нужно найти то, что помогает именно вам входить вот в такое уверенное, спокойное состояние, с ощущением твердой опоры под ногами и прочного внутреннего стержня. Здесь нет и не может быть единого для всех рецепта – вы должны найти именно свой «ключ» к вхождению в состояние Взрослого. Главная подсказка – это состояние характеризуется очень сильным ощущением собственного достоинства. Ищите то, что помогает вам укрепить ваше чувство собственного достоинства (спокойного, не показного), – и вы найдете подходы к состоянию Взрослого.

Вот несколько вариантов таких подходов, из которых вы можете выбрать то, что больше соответствует именно вашей индивидуальности (при желании можно использовать не один, а несколько подходов или даже все):

1. Вспомните свои достижения, все то, в чем вы достигали успеха, с самого детства и по сей день. Скажите себе: «Я это сделал, я это смог. Я молодец. Хвалю себя за это. Я достоин одобрения. Я достоин успеха и всего самого лучшего в жизни. Я хороший, достойный человек – независимо от того, что говорят и думают другие. Никто и ничто не может умалить моего чувства собственного достоинства. Оно дает мне силу и уверенность. Я чувствую, что у меня есть мощная внутренняя опора. Я человек со стержнем. Я уверен в себе и прочно стою на ногах».

Повторяйте эти (или подобные) слова не реже раза в день, лучше произносить их вслух, глядя на свое отражение в зеркале. Кроме того, продолжайте вспоминать все свои достижения – как крупные, так и небольшие – и вслух или мысленно одобрять себя за них. Одобряйте себя также и за нынешние, а не только прошлые достижения.

2. Подумайте о том, что вероятность вашего появления на свет составляла один шанс из десятков миллионов. Подумайте о том, что десятки миллионов сперматозоидов и сотни яйцеклеток на протяжении жизни ваших родителей так и не смогли поучаствовать в процессе зачатия и стать детьми. Вам же это удалось. Как вы думаете, почему? По чистой случайности? Нет. Природа отобрала именно вас – потому что вы оказались самым сильным, самым выносливым, самым способным, самым во всех отношениях выдающимся. Природа делает ставку на лучшее. Вы оказались лучшей из десятков миллионов возможностей.

Рассмотрите это как повод начать относиться лучше к самому себе. Закройте глаза, расслабьтесь и скажите себе: «Я себя уважаю, я себе нравлюсь, я отношусь к себе хорошо хотя бы потому, что мне достался редкий шанс родиться на Земле. Этот шанс дается только победителям, лучшим, первым и сильнейшим. За это стоит любить и уважать себя. Я, как и другие люди, по полному праву нахожусь здесь, на Земле. Я достоин находиться здесь, потому что я пришел сюда с победой».

Повторяйте эти (или подобные) слова как минимум один раз в день.

3. Если вы признаете существование Высшей Силы (называемой обычно Богом), являющейся основой жизни и всего сущего, вы обретете уверенность и чувство собственного достоинства в ощущении своей причастности к этой силе, единства с ней. Если вы чувствуете, что в вас есть частица Божественности, что вы едины с этой безмерно любящей и могущественной силой, что вы едины со всем миром, который во всем своем многообразии тоже является проявлениями Бога, – то у вас уже есть прочная опора, внутренний стержень, который необходим вашему Взрослому. Для укрепления этого состояния вы можете использовать вашу любимую молитву или аффирмации (позитивные утверждения), например, такие: «Я – часть прекрасного Божественного мира», «Я – клетка единого организма Вселенной», «Я представляю собой искру Божию, частицу Божиего света и любви», «Я – любимое дитя Бога» и т. д.

4. Подумайте о том, что для вас в жизни в самом деле ценно. Возьмите лист бумаги и попробуйте составить шкалу ваших истинных ценностей. Истинные ценности – это то, от чего вы не можете отступиться ни при каких обстоятельствах. Возможно, это задание потребует серьезного обдумывания и вам понадобится не один день, чтобы с ним справиться. Не пожалейте времени.

Вот подсказка – это свод правил, которым по объективным причинам необходимо следовать каждому человеку, чтобы быть уверенным и укреплять чувство собственного достоинства.

  • В любой ситуации я действую, уважая свое достоинство и достоинство других людей.
  • В каждый миг моей жизни я стремлюсь делать что-то хорошее для себя и для других.
  • Я не способен осознанно причинить вред себе или другим.
  • Я стремлюсь всегда быть честным с собой и с другими.
  • Я стремлюсь делать то, что позволяет мне развиваться, совершенствоваться, раскрывать свои лучшие качества и возможности.

Вы можете сформулировать важные для вас принципы и ценности по-другому, можете добавить свои. Дальше ваша задача будет состоять в том, чтобы сверять каждый свой поступок, каждый шаг и даже каждое слово и каждую мысль с вашими главными ценностями. Тогда вы сможете осознанно, как Взрослый, принимать решения и делать выбор. Благодаря такой сверке вашего поведения с главными ценностями, ваш Взрослый будет расти и укрепляться день ото дня.

5. Большие возможности по работе с нашими внутренними состояниями дает нам тело. Может быть, вы заметили, что ваша поза, жесты, выражение лица тесно связаны с тем, что вы чувствуете. Невозможно чувствовать себя уверенно, если ваши плечи ссутулены, а голова опущена. Но если расправить плечи и выпрямить шею, то в состояние уверенности войти будет намного легче. Можно приучить свое тело к позе и осанке уверенного человека – и тогда, приняв эту позу, вы будете автоматически входить в роль уверенного, сильного Взрослого.

Вот как можно принять эту позу:

  • встаньте прямо, стопы на небольшом расстоянии друг от друга, параллельно друг другу, плотно упираются в пол. Ноги не напряжены, колени могут чуть пружинить;
  • поднимите плечи, отведите их назад, а затем свободно опустите. Таким образом вы расправите грудь и уберете ненужную сутулость;
  • втяните живот, подберите ягодицы. Следите, чтобы спина была прямой (чтобы не было сутулости в верхней части и сильного прогиба в области талии);
  • голову держите строго вертикально и прямо (следите, чтобы не было наклона вбок, вперед или назад);
  • смотрите прямо перед собой прямым, твердым взглядом.

Тренируйте эту позу сначала наедине с собой, лучше перед зеркалом, а потом и без зеркала. Вы заметите, что в этой позе к вам автоматически приходит чувство собственного достоинства. Пока вы находитесь в этой позе, вы в состоянии Взрослого. А значит, на вас невозможно влиять, вами невозможно управлять, вас невозможно втянуть в какие бы то ни было игры.

Когда вы смотрите на мир глазами Взрослого – вы способны отличить правду от лжи, реальность от иллюзии. Вы все видите ясно и четко и уверенно движетесь вперед, не поддаваясь ни сомнениям, ни всевозможным соблазнам.

Выясните, кто на самом деле руководит вашей жизнью

Когда вы обнаружили в себе и начали укреплять ту часть вашего Я, которая носит название Взрослый, вы можете спокойно, беспристрастно и объективно исследовать те части вас, которые являются Родителем и Ребенком. Такое исследование необходимо, чтобы взять под контроль проявления этих двух состояний Я, не позволять им действовать бесконтрольно, помимо вашей воли. Таким образом вы сможете пресечь возникновение нежелательных игр и сценариев в вашей жизни, которые и создаются Родителем и Ребенком.

Сначала нужно получше познакомиться с каждым из трех составляющих своего Я. У каждого из нас они проявляют себя по-разному. А главное – у каждого из нас разное соотношение состояний Я: у кого-то преобладает Взрослый, у кого-то – Ребенок, у кого-то – Родитель. Именно этими соотношениями в большой степени определяется то, в какие игры мы играем, насколько преуспеваем и что получаем в жизни.

Упражнение 5. Выясните, какая роль преобладает в вашей жизни

Сначала внимательно прочитайте то, что написано ниже.

1. РЕБЕНОК

Слова, характерные для Ребенка:

  • Хочу
  • Мое
  • Дай
  • Обидно
  • Боюсь
  • Не знаю
  • Я не виноват
  • Я больше не буду
  • Неохота
  • Приятно
  • Неприятно
  • Интересно
  • Неинтересно
  • Нравится
  • Не нравится
  • «Класс!», «Круто!» и т. п.

Поведение, характерное для Ребенка:

  • Слезы
  • Смех
  • Жалость
  • Неуверенность
  • Упрямство
  • Хвастовство
  • Стремление привлечь к себе внимание
  • Восторг
  • Склонность мечтать, фантазировать
  • Капризы
  • Игра
  • Веселье, развлечения
  • Творческие проявления (песня, танец, рисование и т. д.)
  • Удивление
  • Интерес

Внешние проявления, характерные для Ребенка:

  • Тонкий, высокий голос с жалобными интонациями
  • Удивленно раскрытые глаза
  • Доверчивое выражение лица
  • Зажмуренные от страха глаза
  • Стремление спрятаться, сжаться в комочек
  • Отталкивающие жесты
  • Стремление прильнуть, приласкаться

2. РОДИТЕЛЬ

Слова, характерные для Родителя:

  • Надо
  • Должен
  • Это правильно
  • Это не правильно
  • Это неприлично
  • Это опасно
  • Разрешаю
  • Не разрешаю
  • Так положено
  • Делай так
  • Ты не прав
  • Ты ошибся
  • Это хорошо
  • Это плохо

Поведение, характерное для Родителя:

  • Осуждение
  • Критика
  • Забота
  • Беспокойство
  • Нравоучения
  • Стремление давать советы
  • Стремление контролировать
  • Требование уважения к себе
  • Следование правилам, традициям
  • Гнев
  • Понимание, сочувствие
  • Защита, опека

Внешние проявления, характерные для Родителя:

  • Гневный, возмущенный взгляд
  • Теплый, заботливый взгляд
  • Командирские или назидательные интонации в голосе
  • Сюсюкающая манера разговаривать
  • Утешающие, успокаивающие интонации
  • Осуждающее покачивание головой
  • Отеческое покровительственное объятие
  • Поглаживание по голове

3. ВЗРОСЛЫЙ

Слова, характерные для Взрослого:

  • Это разумно
  • Это эффективно
  • Это факт
  • Это объективная информация
  • Я за это несу ответственность
  • Это уместно
  • Это неуместно
  • Надо спокойно разобраться
  • Надо принять взвешенное решение
  • Надо постараться понять
  • Надо исходить из реальности
  • Это лучший выход
  • Это оптимальный вариант
  • Это соответствует данному моменту

Поведение, характерное для Взрослого:

  • Спокойствие
  • Уверенность
  • Чувство собственного достоинства
  • Объективная оценка ситуации
  • Контроль над эмоциями
  • Стремление к позитивному результату
  • Способность принимать взвешенные решения
  • Способность действовать адекватно ситуации
  • Способность трезво, без иллюзий относиться к себе и другим
  • Способность выбирать наилучшие из всех возможностей

Внешние проявления, характерные для Взрослого:

  • Прямой, уверенный взгляд
  • Ровный голос без назидательных, жалобных, обиженных, приказных или сюсюкающих интонаций
  • Прямая спина, ровная осанка
  • Доброжелательное и спокойное выражение лица
  • Способность не поддаваться чужим эмоциям и настроениям
  • Способность оставаться естественным, самим собой в любой ситуации

Когда вы внимательно прочитали все это, дайте себе задание: в течение дня следить за своими словами и поведением и отмечать галочкой, плюсом или любым другим значком каждое сказанное вами слово, замеченное у себя поведение или внешнее проявление из этих трех списков.

При желании вы можете переписать эти списки на отдельные листы и ставить пометки там.

В конце дня посчитайте, в каком разделе у вас получилось больше отметок – в первом (Ребенок), во втором (Родитель) или в третьем (Взрослый)? Соответственно, вы выясните, какое из трех состояний у вас преобладает.

Как вы думаете, кто на самом деле руководит вашей жизнью – Взрослый, Ребенок или Родитель?

Вы уже очень много поняли для себя, но не останавливайтесь на достигнутом. Оставшаяся часть этого урока поможет вам навести порядок в вашей жизни, сбалансировав ваши состояния Я.

Исследуйте ваших Ребенка и Родителя с позиций Взрослого и скорректируйте их поведение

Ваша задача как Взрослого – взять под контроль проявления Родителя и Ребенка. Вам вовсе не нужно совсем отказывать себе в этих проявлениях. Они необходимы. Но надо следить, чтобы Ребенок и Родитель не проявлялись автоматически, неосознанно. Их надо контролировать и направлять в нужное русло.

Это значит, вы должны с позиций Взрослого посмотреть на свои проявления в качестве Ребенка и Родителя и решить, какие из этих проявлений могут быть нужны и полезны, а какие – нет.

Как вы, наверное, заметили, и Родитель, и Ребенок могут проявлять себя двумя разными способами – позитивным и негативным.

Ребенок может проявлять себя:

  • позитивно: как естественный ребенок,
  • негативно: как подавленный (адаптированный к родительским требованиям) или бунтующий ребенок.

Родитель может проявлять себя:

  • позитивно: как поддерживающий родитель,
  • негативно: как осуждающий родитель.

Проявления естественного Ребенка:

  • искренность, непосредственность в проявлении чувств,
  • способность удивляться,
  • смех, радость, восторг,
  • спонтанные творческие проявления,
  • способность веселиться, отдыхать, развлекаться, играть,
  • любознательность, любопытство,
  • увлеченность, заинтересованность любым делом.

Проявления подавленного Ребенка:

  • склонность притворяться, приспосабливаться, чтобы произвести хорошее впечатление,
  • стремление делать назло, капризничать, устраивать истерики,
  • склонность манипулировать окружающими (получать желаемое при помощи слез, капризов и т. д.),
  • уход от реальности в мечты и иллюзии,
  • склонность доказывать свое превосходство, унижать других,
  • чувство вины, стыда, комплекс неполноценности.

Проявления поддерживающего Родителя:

  • умение сочувствовать,
  • способность прощать,
  • умение хвалить и одобрять,
  • умение заботиться так, чтобы забота не переходила в излишний контроль и гиперопеку,
  • стремление понять,
  • стремление утешать и защищать.

Проявления осуждающего Родителя:

  • критика,
  • осуждение, неодобрение,
  • гнев,
  • чрезмерная забота, подавляющая личность того, о ком заботятся,
  • стремление подчинять других своей воле, перевоспитывать их,
  • высокомерие, покровительственное, снисходительное поведение, унижающее других.

Ваша задача: с позиций Взрослого посмотреть на негативные проявления Родителя и Ребенка и понять, что эти проявления больше неуместны. Затем вы сможете с позиций Взрослого посмотреть на позитивные проявления Родителя и Ребенка и решить, какие из них вам нужны сегодня. Если этих позитивных проявлений очень мало или нет совсем (а такое не редкость), ваша задача – развить их у себя и поставить себе на службу.

В этом вам помогут следующие упражнения.

Упражнение 6. Исследуйте Ребенка с позиции Взрослого

1. Возьмите бумагу, ручку и напишите: «Негативные проявления моего Ребенка». Сосредоточьтесь, хорошо подумайте, вспомните разные ситуации из своей жизни и перечислите все, что вам удастся осознать.

Параллельно вспоминайте, как именно эти свойства проявляются в вашей жизни.

Имейте в виду: записывать надо только те проявления, которые характерны для вас сейчас, в настоящее время. Если какие-то качества имели место в прошлом, но сейчас ушли, записывать их не нужно.

2. Затем напишите: «Позитивные проявления моего Ребенка» – и также перечислите все, что сможете осознать, параллельно вспоминая, как эти свойства проявляются в вашей жизни.

3. Теперь отложите записи, сядьте в удобную позу (или, чтобы выстроить правильное внутреннее состояние Взрослого, по желанию примите сначала уверенную позу, как показано в п.5 упражнения 4). Закройте глаза, расслабьтесь. Войдите во внутреннее состояние Взрослого. Представьте, что вы – Взрослый смотрите со стороны на себя, находящегося в состоянии Ребенка. Обратите внимание: вы должны представить себя не в детском возрасте, а в том возрасте, в каком вы сейчас, но в состоянии Я, соответствующем Ребенку. Представьте, что вы видите себя в одном из негативных состояний Ребенка – в том, которое наиболее вам свойственно. Объективно оцените это поведение, наблюдая из состояния Взрослого.

Вы можете понять, что в настоящее время такое поведение не способствует вашему успеху и достижению ваших целей. Вы проявляете эти негативные качества просто по привычке. Потому что в детстве таким образом пытались приспособиться к своему окружению. Потому что взрослые приучали вас к исполнению каких-то правил, требований.

Вспомните о том, что это было много лет тому назад. Но с тех пор многое изменилось. Изменились вы, изменилось время. И если тогда вам удавалось выпросить у мамы новую игрушку путем капризов и слез, то сейчас такая тактика или не работает совсем, или работает против вас. Если когда-то вам удавалось заслужить одобрение родителей, скрывая свои истинные чувства и отказывая себе в праве быть собой, то сейчас подавление чувств приводит вас лишь к стрессам и болезням. Пора менять эти отжившие свое привычки и тактики на что-то более позитивное, потому что в сегодняшней реальности эти устаревшие качества уже не служат вашему благу.

4. Продолжайте мысленно смотреть на подобные проявления глазами Взрослого, трезво оценивающего реальность. Мысленно скажите себе, находящемуся в состоянии Ребенка, примерно следующее: «Знаешь, мы с тобой давно повзрослели. Такое поведение больше не идет нам на пользу. А как бы вел себя в этой ситуации Взрослый? Давай попробуем? Сейчас я тебе покажу, как нужно».

Представьте, что вы – Взрослый занимаете место себя – Ребенка и реагируете, ведете себя в этой ситуации по-другому, спокойно, достойно, уверенно – как Взрослый.

Точно так же, если не устали, можете проработать еще несколько негативных проявлений вашего Ребенка. Все качества за один раз прорабатывать не надо – вы можете в любой момент вернуться к этому упражнению, когда у вас будут время и силы на это.

5. Отработав таким образом одно или несколько негативных качеств, представьте теперь себя в одном из положительных проявлений Ребенка. Проверьте, не являются ли они слишком бесконтрольными? Нет ли опасности причинить себе или еще кому-то вред, слишком увлекшись ролью Ребенка? Ведь даже позитивные проявления Ребенка могут быть небезопасны, если они не контролируются Взрослым. Например, Ребенок может заиграться и забыть про еду и сон. Ребенок может слишком увлечься танцами или спортом и нанести себе какую-нибудь травму. Ребенку может так нравиться быстрая езда в автомобиле, что он утратит осторожность и не заметит опасности.

6. Представьте, что вы как Взрослый берете за руку своего Ребенка и говорите: «А давай будем играть, веселиться и радоваться вместе!» Вы как Взрослый вполне можете тоже стать на время таким, как Ребенок, – радостным, спонтанным, естественным, любопытным. Представьте, как вы вместе веселитесь, играете, радуетесь жизни, но при этом вы как Взрослый не теряете контроля, продолжаете объективно оценивать реальность и в нужный момент помогаете вашему Ребенку остановиться или не перейти какие-то границы.

Если же случится так, что вы не найдете у себя позитивных свойств Ребенка, – это значит, что вы, скорее всего, просто не позволяете себе их признать и раскрыть у себя. В таком случае тоже представьте, что вы с любовью и теплом берете за руку своего Ребенка и говорите примерно следующее: «Не бойся! Быть Ребенком – безопасно. Проявлять свои чувства, радоваться, веселиться – безопасно. Я всегда с тобой. Я тебя защищаю. Я позабочусь о том, чтобы с тобой не случилось ничего плохого. Пойдем поиграем вместе!»

Представьте, как вы – Ребенок – с доверием откликаетесь, как в вашей душе просыпаются забытые детские чувства интереса ко всему на свете, беззаботности, желания играть и просто быть самим собой.

7. Попробуйте сделать что-нибудь в этом состоянии, по-прежнему представляя, как вы – Взрослый – бережно держите за руку себя – Ребенка. Просто нарисуйте или напишите что-то, спойте песенку, полейте цветок. Представьте, что вы делаете это как Ребенок. Вы можете ощутить давно забытые вами прекрасные чувства, когда вы можете просто быть собой, непосредственным, открытым, не играющим никакие роли. Вы поймете, что Ребенок – важная составляющая вашей личности, и ваша жизнь станет намного богаче в эмоциональном плане, полнее и насыщеннее, если вы примете естественного Ребенка в качестве части своей личности.

Упражнение 7. Исследуйте Родителя с позиции Взрослого

Если вы не чувствуете усталости, можете выполнять это упражнение непосредственно после предыдущего. Если устали или вас ждут другие дела, можете сделать перерыв или отложить это упражнение на другой день.

1. Возьмите ручку, бумагу и напишите: «Негативные проявления моего Родителя». Перечислите все, что сможете осознать. На другом листе напишите: «Позитивные проявления моего Родителя» – и тоже перечислите все, что осознаете. Перечисляйте и то, как ваш Родитель проявляет себя по отношению к другим, и то, как он проявляет себя по отношению к вам. Например, если вы критикуете, осуждаете самого себя – это негативные проявления Родителя, а если заботитесь о себе – это позитивные проявления Родителя.

2. Затем войдите в состояние Взрослого и представьте, что вы смотрите со стороны на себя в качестве Родителя в его негативном аспекте. Оцените с точки зрения сегодняшней вашей реальности, насколько адекватны такие проявления. Вы сможете понять, что ничего хорошего они вам не несут. Что это, собственно, не ваши естественные проявления, они когда-то были навязаны вам извне и стали вашей привычкой, которая вам больше не нужна. В самом деле, что хорошего в том, что вы ругаете и критикуете себя? Разве вам это помогает стать лучше или исправить свои ошибки? Вовсе нет. Вы только впадаете в ненужное вам чувство вины и ощущаете себя недостаточно хорошим, от чего страдает ваше чувство собственного достоинства.

3. Представьте, что вы смотрите со стороны на негативные проявления своего Родителя и говорите примерно следующее: «Нет, мне это больше не подходит. Такое поведение работает против меня. Я отказываюсь от него. Теперь я выбираю вести себя иначе – соответственно моменту и для моего блага». Представьте, что вы – Взрослый занимаете место себя – Родителя и в исследуемой вами ситуации уже реагируете как Взрослый: здраво оцениваете ситуацию и, вместо того чтобы действовать автоматически, по привычке, делаете осознанный выбор (например, вместо того, чтобы ругать себя за ошибку, начинаете думать, как ее исправить и свести к минимуму негативные последствия и как действовать в следующий раз, чтобы больше не допустить эту ошибку).

4. Отработав так одно или несколько негативных проявлений вашего Родителя, теперь представьте, что вы смотрите со стороны на какое-то из позитивных проявлений вашего Родителя. Оцените это с точки зрения Взрослого: при всей их позитивности не являются ли эти проявления слишком бесконтрольными, неосознанными? Не переходят ли они границы разумного и адекватного поведения? Например, не является ли ваша забота чересчур навязчивой? Нет ли у вас привычки перестраховываться, стараясь предотвратить даже несуществующую опасность? Не потакаете ли вы из самых добрых побуждений капризам и эгоизму – своему или чужому?

Представьте, что вы, как Взрослый, благодарите своего Родителя за помощь и заботу и договариваетесь с ним о сотрудничестве. Отныне вы вместе будете решать, какая помощь и забота вам нужна, а какая – нет, причем право решающего голоса тут будет принадлежать Взрослому.

Может случиться так, что вы не обнаружите у себя позитивных проявлений Родителя. Это бывает в том случае, если ребенок в детстве не видел позитивного отношения от родителей или их позитивное отношение проявлялось в каких-то неприемлемых для него формах. В таком случае вам нужно заново учиться заботиться о себе и поддерживать себя. Вам нужно создавать и воспитывать в себе такого Родителя, который сможет по-настоящему вас любить, прощать, понимать, относиться к вам с теплом и заботой. Представьте, что вы становитесь сами для себя таким идеальным Родителем. Мысленно скажите ему примерно следующее (от лица Взрослого): «Это так прекрасно – относиться к себе с добром, теплом, заботой, любовью и пониманием. Давай учиться этому вместе. С сегодняшнего дня у меня есть самый лучший, самый добрый, самый любящий Родитель, который понимает меня, одобряет меня, прощает меня, поддерживает меня и помогает мне во всем. А я прослежу, чтобы эта помощь всегда шла мне только во благо».

Повторяйте это упражнение столько, сколько нужно, чтобы у вас появилось чувство, что вы стали самому себе добрым и заботливым Родителем. Имейте в виду: пока вы не станете таким Родителем для себя – вы не сможете стать и в реальности по-настоящему хорошим родителем для своих детей. Сначала нужно научиться заботиться о себе, быть добрым и понимающим по отношению к себе – и лишь потом мы можем стать такими и по отношению к другим.

Заметьте: когда вы исследуете своего внутреннего Ребенка, Родителя и Взрослого, внутри вас вовсе не происходит разделение вашей личности на три части. Напротив, чем больше вы работаете с этими частями, тем больше происходит их интеграция в единое целое. Это раньше, когда ваши Родитель и Ребенок действовали автоматически, бессознательно, неподконтрольно вам, вы не были целостной личностью, вы словно состояли из нескольких без конца сталкивающихся и противоречащих друг другу частей. Теперь, когда вы передаете контроль Взрослому, вы становитесь цельной, единой, гармоничной личностью.

Когда вы передаете контроль Взрослому, вы становитесь цельной, единой, гармоничной личностью.

 


 

 


 

  • Автор Эрик Берн
  • Трансактный анализ
  • Личностные упражнения

Комментарии (1):

Катя, 16 января 2016 г. в 13:45
Гениально!

Материалы по теме:

Картинка к "Автор и Жертва в психотерапии"
24 окт. 2022 г.
Как психотерапевты внушают своим клиентам позицию Жертвы.
0Подробнее →