Истина

Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть.

Истый, истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий. Истота - естество, сущность, самая суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый, истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий.

Согласно Далю, слово истина нередко значит то же, что и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле.

Истина в науке - это характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющая считать его познанием или знанием. Истиной также может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположными истине понятиями являются понятия лжи и заблуждения. Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.

Виды истины

  • Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике.
  • Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.
  • Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.
  • Случайная истина и Необходимая истина.
  • Разновидностью относительной истины является правда.

Теории истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина». Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

  • Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)
  • Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)
  • Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)
  • Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
  • Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм)
  • Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)
  • Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат)

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий:

  • Редундантная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей)
  • Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон)
  • Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)

Истина в христианстве

Христианство истиной называет не какую-либо абстрактную универсальную идею, и не какую-либо изначальную материю, а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). В этом смысле, примечательно поведение Пилата, скептически вопросившего на своём неправедном суде Христа: "Что есть истина?", и не выслушавшего ответа от самой Истины. (Ин.18,37-38).

Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.» (Ин.8,44). Этим подчёркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи - вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек - ложь» (Пс.115,1-2).

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

иванов иван1 2 марта 2013 10:39:07

Истина, а ты где? Согласно устоявшейся смысловой нагрузке - это истинная, гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Но это диалектическое толкование истины. А можно определить и в монистической методологии, а можно и в триединстве. И во всякой из этих трех методологий будет свое характерное толкование со своими особенностями и свойствами. Это многообразие и позволяет говорить о множестве методологических оснований истин. Второй причиной многообразия понимание термина истина заложена в том, что люди это трехсложное явление – это индивид, коллектив, общество. А потому на этой основе и складывается разночтения понятия истины. Истина моя, истина коллективная (национальная и т.д.), истина общественная. Третья причина кроется в том, что правила бытия чего-либо, которые и отражаются в сознании человека, они существуют реально, затем моделируются человеком через его способности к этому процессу и затем отражаются на тех умственных способностях, которыми и располагает конкретная персона - носитель сознания. Поясню третью причину. Ведь реальностей три качественно разнородных - это реальность реальная, что присуще, какой либо определенной сущности; это реальность, моделированная или переходная от одной сущности каким либо образом обособленной от других к иным; это реальность отраженная или та, которая существует через моделирование в другой реальности. Ну, предположим, есть мир, и имеет свои правила. Человек моделирует их и отражает в своем сознании. Поэтому правила существуют как истина. Затем правила воспринимаются человеком через его ощущения (а они различны и потому искажают реальность) и затем располагаются в его сознании, которое имеет свои свойства. Теперь следует лишь дать некоторую справку. Человек появился на земле, потому что сложились условия для его существования. Движение человека в мироздании идет в трех формах бытия - это в свернутом состоянии, в потенциально возможном, в развернутом. Вот он на современной земле и "развернулся", а по окончании срока пройдет процесс потенциального свернется (у религии это чистилище) и продолжит свой путь в таком виде (кто в раю, кто в аду, а кто и не прикаянным). Человеческое развития происходит в трех качественно разнородных формах переходов из элементарного к простому и к сложному, причем в трех видах её преобразований - это эволюция, революция, скачек. Причем протекают они параллельно-последовательно-взаимоувязанно. Эта сложность человеческого бытия в мироздании и определяет соответствующие толкования различных форм проявления истины. Причем понятие истины существует и на обыденном уровне, и на эмпирическом, и на теоретическом. Но истину можно классифицировать вот в каком плане. По уровню персон мотивации - это истина индивидуальная, это истина коллективная, это истина общественная. Причем этот весь полный набор этих трех форм истин опредмечивается во всякой конкретной персоне. Поэтому русский имеет свой набор этих истин, казах свои и т.д. потому они иной раз друг друга и понимают. Ну и далее по схеме триединой методологии.

Развитие темы

Самые популярные материалы