История эзотеризма

Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а множество отдельных групп и движений, некоторые из которых могут отличаться и даже противоречить друг другу.

Древний эзотеризм

В древней Византийской империи начало развитие Христианство. Некоторые видят Христианство, с его таинствами и ритуалами, как религиозные тайны. Начинает своё развитие и религиозно-философское движение Гностицизма.

Другое известное движение эзотеризма древнего мира — Герметизм, который иногда называют Алхимией Духа, чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения.

Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.

Эзотеризм характерен дихотомией, между тайными и открытыми, каноническими формами, который присутствует и во многих религиях в том числе и в Исламе. Но ни внешнее (открытое), ни тайное не являются полностью взаимоисключающими. Внутренняя, духовная жизнь остаётся в гармонии с внешней, и является измерением веры, которая нашла признание среди многих сообществ и в этих ветвях Ислама.

Средние века

Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и волшебство не отличались от стандартных предметов учебного плана образованного человека того времени.

Некоторые люди полагают, что эзотеризм настроен против Библии или Христианства. Однако многие философские воззрения эзотеризма совпадают или взяты именно из Библии или источников раннего Христианства. Например, по вопросам о понимании сущности и энергии Божией (Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, исихазм).

Христианство внесло свои собственные тайные образы, такие как Чаша Грааля, печать Соломона, Туринская плащаница . У многих тайных предметов есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали, как непрерывные традиции, иногда терялись, но появлялись вновь.

Так, Европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVll-ом столетии, как Орден розенкрейцеров, а позже вошёл в различные течения масонства.

Эзотеризм в теософии

В XlX-ом столетии французское возрождение уступило теософии Блаватской. В XX-ом столетии теософия была переработана и повторно сформулирована Энни Besant, C. W. Leadbeater, Алиса Бейли, Рудольф Штайнер. Это оказало существенное влияние на многие течения и метафизические практики эзотеризма и культуры Нью эйдж, Ещё одна практика эзотеризма начала XX века, сформирована Г. И. Гурджиевым.

Рудольф Штайнер, порвав с теософией сформулировал собственную философскую систему — антропософию. Он говорил о разногласии между эзотериками, возникшими в конце XlX-ого столетия. Одна ветвь хотела открыть тайные знания для широкой публики, в то время как другая желала сохранить тайну.

Сам Штайнер принадлежал к тем, кто хотел открыть тайные знания. Его первые книги, написанные в XlX-ом столетии, избегали любой ссылки на тайные темы. Он видел XX-ое столетие, как рассвет нового времени, когда духовность будет всё более и более важным условием развития человека. Были опубликованы такие работы, как «Теософия» и «Тайная Наука». Штайнер читал лекции о тайных темах, для членов Общества антропософии, для членов его собственной школы, а также для широкой публики. Все, кроме самых тайных из этих лекций, были изданы в течении его жизни. В последние десятилетия даже самые тайные материалы стали доступными, в соответствии с его пожеланиями. Его антропософию назвали «самым важным тайным обществом в европейской истории».

Эзотерика науки

Томас Кун (книга «Структура научных революций») считает каждую научную теорию эзотерической. Каждая теория представляет научную парадигму: систему знаний, имеющую определённый круг приверженцев. Этот круг приверженцев представлен в научном сообществе. Члены сообщества убеждены, что лидирующие специалисты в данной области в полной мере посвящены в парадигмальные тайны своей теории: знают и понимают явную и неявную методологию и принципы лежащие в основе теории. В действительности же в любой теории есть скрытые методические предпосылки и постулаты (догмы), неосознаваемые даже лидирующими специалистами в этой области.

Литература

  • Рене Генон «Эзотеризм Данте» // Философские науки № 8, 1991, с. 132—170
  • Сафронов А. Г. «Религиозные психопрактики в истории культуры» // Научное издание, Монография, ХГАК, 2004. — 304 с.

Зарубежная литература

  • Benjamin Walker, Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity, Routledge and Kegan Paul, London, 1977, ISBN 0-7100-8479-X
  • Benjamin Walker, Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural, Stein & Day, New York, 1978, ISBN 0-8128-1900-4
  • Wouter J. Hanegraaff (ed.) in collaboration with Antoine Faivre, Roelof van den Broek & Jean-Pierre Brach, Dictionary of Gnosis and Western Esotericism, 2 vols., Brill, Leiden 2005.
  • Aries: Journal for the Study of Western Esotericism, Brill, Leiden, since 2001.
  • Aries Book Series: Texts and Studies in Western Esotericism, Brill, Leiden, since 2006.
  • Antoine Faivre, Access to Western Esotericism, SUNY Press, Albany 1994.
  • Antoine Faivre, Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism, SUNY Press, Albany 2000.
  • Kocku von Stuckrad, Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge, Equinox, London / Oakville 2005.
  • Wouter J. Hanegraaff, 'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture', in: Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne, New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches, Walter de Gruyter, Berlin / New York 2004.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы