Как Миша поставил бабушку в угол

01 января 2012 г. в 05:33

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Довольный ребенок

Эту ситуацию рассказала мне мама ребенка, просто чтобы поделиться и похвастаться. Они гордятся своим ребенком и тем, какие они родители.

Итак,

Мише скоро три года. Вот уже полгода, как он знает: если он хочет поплакать, это можно, но только так, чтобы не мешать взрослым. Он уже знает, что у них в семье вообще-то плакать и кричать не принято, но если он это хочет, нужно пойти в другую комнату и поплакать себе в специальном углу...

Все просто. Заплакал? Мама спокойно говорит: «Миша, ты заплакал и нам мешаешь. Пойди к себе в комнату и встань в свой угол, там ты можешь поплакать и нам не помешаешь. Как успокоишься, так и приходи к нам!» Миша сам идет, сам встает и сам выходит... Если выходит преждевременно, когда плач еще не прекратился, мама (или папа) напоминает: «Миша, ты еще не успокоился, нужно постоять еще!». Все в порядке.

А тут была интересная ситуация. Все родственники к подобной педагогической позиции давно готовы, помогают, и вот в гостях у бабушки Миша заплакал. И вдруг бабушка решила сымпровизировать, говорит: «Миша, давай я за тебя поплачу, а ты успокойся!» — и начала плакать вместе с ним. Далее произошло нечто, похожее на чудо: плач у Миши прекратился мгновенно, более того, возникло ощущение, что мгновенно высохли все его слезы. Но дело в том, что Миша не просто успокоился, он задумался — и вдруг говорит: «Баба — в угол!» . Бабушка не ожидала такого поворота событий, но в угол пошла, потому как правила должны быть едины для всех. Постояла в углу, поплакала, через несколько минут, еще хлюпая, вышла. Ребенок внимательно посмотрел на бабушку и совершенно по-взрослому сказал: «Баба, ты еще не успокоилась, нужно постоять еще!» — и указал рукой на угол...

Похоже, он был собой просто горд. Он стал уже совсем взрослым, он стал уже Хранителем Правил!

Комментарии

Уточняю. Семья прекрасная, родительство осознанное. Ребенка хотели, ждали, любят — дай бог всем быть такими внимательными родителями! Это мои дистантники, упражнение «Хорошо» они сдали на отлично, дурных настроений у них не бывает и на детей они не срываются. Это правда: никогда не срываются.

«Пойти в угол» — в этой семье не наказание, а правильное место для нормального дела: « поплакать» . Пописать — в туалет. Поплакать — в угол. А почему в другую комнату? — Потому что в комнате, где кто-то разговаривает, а кто-то плачет — от плача становится шумно, разговаривать неудобно и должно быть что-то одно. Как только ребенок перестанет плакать и обратится к родителям нормально, без плача (то есть без давления) — его сразу же выслушают и что можно и разумно, то сделают.

В «пожалеть» — здесь не играют, здесь все люди разумные и взрослые, и к ребенку относятся как ко взрослому человеку, уважаемому члену уважаемой семьи. Ребенок веселый, позитивный, контакт с родителями — великолепный. Плачет — редко, хотя три года — действительно, как раз тут начал пробовать родителей на устойчивость... Можно назвать это и кризисом.

Какая воспитательная цель (дальнего действия), которую преследует введение данных правил?

Целей здесь много. За этим стоит целая воспитательная система, имя которой — синтон-подход. В первую очередь — цель приучить ребенка к тому, что в жизни есть правила. И приучить к следованию правилам не как к чему-то внешнему и давящему, а внутреннему и естественному. В теле есть позвоночник, а в жизни есть правила.

Итак, цели:

  • Приучить ребенка к тому, что в семье главный не он, а правила. Кстати, смотри Правила для ребенка
  • Приучить ребенка к тому, что родители — тоже люди, и нужно думать и об их удобстве тоже.
  • Приучить ребенка управлять своими эмоциями, уметь прекращать свой нахлынувший плач.
  • Приучить ребенка внятно формулировать, что он хочет, чтобы другие об этом не гадали. Что-то хочешь — скажи.
  • Приучить ребенка к цивилизованным формам решения разногласий. Что-то хочешь — скажи, обсудим, а давить слезами и эмоциями нельзя.

Для начала — так.

  • Детский плач
  • Манипуляции
  • Воспитание детей
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость, 12 мая 2014 г. в 16:15
Т.е. у ребенка формируют запрет на слезы? Плач мешает родителям..... И жалеть - это тоже как я понимаю, тоже нельзя? з.ы. Если Вы про истерику и как с ней справиться, то да - интересный вариант. Но такие нюансы необходимо уточнять.
1 ответ
Н.И. Козлов, 12 мая 2014 г. в 16:47
Посмотрите статьи "Мужчины не плачут" как педагогическое внушение детям и "Жалость и готовность пожалеть - это хорошо?"
Гость, 02 сентября 2014 г. в 10:58
У меня подруга похожий метод использовала. Сын в 2-3 года тоже ревел, привлекал внимание. Она ему говорит - иди в свою комнату и там поплачь. Успокоишься придешь. Иногда уходить не хотел. Мама строже говорила - действовало. Слышно как минуту или две показательно ревет в комнате. Публики нет. Зареванный возвращается. Несколько раз была свидетелем этой сцены, а потом вовсе не видела, чтобы ребенок плакал для того, чтобы обратить на себя внимание.
Кондрат, 18 августа 2015 г. в 01:18
Не совсем понятно, зачем ребенку плакать в три года.

Материалы по теме:

Картинка к "«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям"
12 мая 2014 г.
Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.
40Подробнее →
Картинка к "Дистанция — система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
Картинка к "Жалость и готовность пожалеть — это хорошо?"
01 янв. 2013 г.
Если привить человеку боль при виде страдания других, он, скорее всего, остановится в своей жестокости.
Картинка к "Как реагировать на манипуляцию плачем"
01 янв. 2010 г.
Детский плач бывает разный: бывает плач честный, а бывает — манипулятивный, сделанный ребенком для...
Картинка к "Манипулятивный плач ребенка"
01 янв. 2010 г.
Детский плач бывает разный: есть плач — запрос о помощи, есть честный плач-страдание, а бывает — манипулятивный, сделанный ребенком.
Картинка к "Правила для ребенка"
01 янв. 2001 г.
В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.
Картинка к "Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)"
01 янв. 2010 г.
Правила для ребенка дошкольного возраста должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее, чего вы от него ожидаете, он знает сам, когда нарушил правило, и в этом случае вы можете почти полностью отказаться от «приказов» или запретов. Необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам: Я должен иногда развлекать себя сам. Упрямство не принесет мне никакой выгоды. Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь. Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.
Картинка к "Все лучшее — взрослым!"
01 сент. 2013 г.
«Все лучшее — детям!» — красивый лозунг и внушение, воспитывающее паразитов.