Как получить информацию о кошмарных снах

01 октября 2022 г. в 21:32

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

Иллюстрации Натальи Мороз

Это далеко не так просто, как кажется с первого взгляда. На то есть множество причин. Начнем с возраста. Чем младше дети, тем им труднее словесно выразить свои ночные страхи, как, впрочем, и все остальные переживания. Помогает демонстрация различных игрушек, фигурок зверей или разглядывание картинок - иллюстраций к сказкам. В последнем случае мы придерживаем детей за руку, и по нарастающему в ней напряжению можно достаточно уверенно судить о наличии страха перед тем или иным персонажем.

Лучше всего информация о кошмарном сне (КС) "добывается" в процессе привычной для ребенка деятельности - рисования и игры. Ему предлагается что-нибудь нарисовать по его желанию. При затруднении в рисовании раскрашиваются картинки. Через некоторое время психолог подсаживается рядом на детский стульчик и начинает в спокойном, медленном, с паузами темпе расспрашивать детей об их интересах, предпочтениях, все более фокусируясь на проблемах взаимоотношений, страхах и КС.

Не менее полезным будет и наблюдение за спонтанной игрой детей. Для этого организуется специальное игровое пространство (площадка), насыщенное игрушками, в том числе и теми, которые по ассоциации могут вызвать страх. При увлеченности ребенка игрой ему, так же незаметно, задаются необходимые вопросы.

У дошкольников хорошо себя зарекомендовали разработанные нами методики "Построй город" и "Путешествие по лесу". Строить город - значит собирать его из разложенных по коробкам строительных конструкций: кубиков, палочек, фигурок людей, животных; оружие тоже имеется: танки, пушки, пулеметы.

Когда строится не столько сам город, сколько окружающая его стена, усеянная оружием, ясна потребность ребенка в дополнительной защите от проникновения врагов. Сам "архитектор" находится тогда в состоянии повышенного беспокойства и строит свою защиту по всем канонам военных действий. Методика детально разработана, нас же в данном случае интересует лишь одно - как она связана с КС.

Нужно быть психологом, чтобы различать, когда "глухая, ощетинившаяся штыками стена" говорит о явной агрессивности ребенка, недружелюбии, чувстве превосходства, витающем в семье, и когда ребенок отгораживается стеной от своих страхов, с которыми он столкнется ночью. Поскольку мы уже знаем содержание страхов из предшествующей беседы, то используем сам факт постройки защитных сооружений для повышения у ребенка уверенности в себе, утверждая, что теперь ему не страшен серый волк, поскольку все сделано как надо и "охрана встает рано".

Как показывает практика, реальный эффект от такого вовремя использованного психотерапевтического внушения достигает 70 процентов в отношении отдельных страхов в снах.

"Путешествие по лесу" проходит среди елочек (синтетических, для Нового года), где спрятаны, замаскированы различные его обитатели: волк, медведь, заяц, лиса, ежик и змея. Обычно это муляжи, маски, тряпичные ручные куклы. Как и полагается в сказках, в лесу есть избушка на курьих ножках, Баба Яга - костяная нога и прочие подобные персонажи.

В совместной с ребенком прогулке видно, как он избегает некоторых из них, шарахается или проходит быстро мимо, словно не видя угрозы. С другими же персонажами он запросто находит контакт. Наибольший диагностический эффект достигается при участии взрослых (ассистентов), лица которых прикрывают маски животных. Они, скорее, не пугают, а ищут контакта, что в большинстве случаев и достигается. Игра, таким образом, имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение.

А пока в лесу идет "гроза": слышны раскаты грома (удары в бубен), сверкают молнии (включение и выключение фонарика), вдруг наступает темнота (уменьшение освещения). Музыкальное сопровождение при этом создает еще большую тревожность, ожидание чего-то необычного, страшного. Взрослый выступает в роли сопровождающего и находится сзади ребенка. Он не опережает события, а несколько отстраненнее, с драматическими обертонами реагирует на происходящее.

Все вопросы, уточнения, комментарии выносятся за пределы игрового действия, чтобы не нарушать целостность восприятия, его естественность и спонтанность, то есть правополушарный уровень реагирования.

Рассмотренная игра проходит на весьма малой, всего в несколько квадратных метров, территории. Можно несколько раз пройтись мимо одной и той же елочки и каждый раз встречаться с разными персонажами. Актером во всех лицах при отсутствии ассистентов выступает сам врач или психолог, поочередно надевающий разные, заранее припасенные маски.

Школьникам предлагается "экскурсия" по игровой комнате, причем все можно потрогать, примерить. Разрешается и поиграть с произведениями детского творчества на те же вечные темы страхов. Не нужно быть особым физиогномистом, чтобы заметить реакции избегания и прекращения контакта. Это используется как повод для "раскрутки" лежащих в их основе переживаний.

В ином, также успешно действующем, варианте школьникам предлагают рассмотреть рисунки, сделанные детьми на темы КС. Объяснение в общих чертах дает психолог: кто рисовал, сколько "художнику" лет и т. д. Само же содержание рисунков предлагается осветить самим детям - что на них изображено, нравится или нет, вызывает ли страх, раздражение или оставляет равнодушным.

Обычно после 5-10 подобных предъявлений ребенок более свободно рассказывает про темы своих ночных страхов. Снят запрет на выражение страхов, которые, оказывается, встречаются не только у него. Подобная групповая или даже коллективная незримая поддержка приходится как нельзя кстати при чувстве одиночества, отчаяния и безысходности. Пользоваться всем этим надо не дидактически - не внушать, не навязывать готовые решения, а между делом пояснять, одобрять, выражать уверенность, можно и за руку взять, и доброжелательно посмотреть в глаза.

Создать положительный позитивный настрой на уверенность детей в собственной способности преодолеть ночные страхи при заинтересованной поддержке взрослых гораздо важнее, чем говорить заученные фразы о том, что не надо бояться или нельзя бояться, что нужно быть храбрым и т. д.

Главный принцип раскрытия содержания КС состоит в оживлении правополушарной, естественной для детей функциональной активности головного мозга. Выдумывать здесь ничего не надо. Дать возможность поиграть, включиться в игру, как можно больше ее эмоционально активизировать, и правое полушарие начинает работать в своем природном режиме - "выдавать на-гора" предчувствия, опасения и страхи.

Мы много раз говорили о зависимости КС от дневных страхов. Теперь нам нужно задуматься вот о чем: большое число страхов днем помогает или препятствует воспоминанию о ночных страхах утром. Скорее, тут существует обратная зависимость - чем больше страхов днем, тем меньше ночных воспоминаний.

Почему так? Действует принцип "или-или", то есть день и ночь представляют собой два полярных процесса - возбуждения и торможения. То, что активно работает днем, то затормаживается, относительно бездействует ночью. Соответственно, страхи днем возбуждают психическую активность мозга до степени запредельного возбуждения, ночью же возникает компенсаторное торможение с амнезией пережитого днем, тем более утром.

О чем говорят КС (первое приближение)?

В отличие от "сонников" и достаточно произвольных толкований в психоанализе выделим в КС несколько реальных мотивационных плеяд (сочетаний).

  1. Снятся преследования, погони, равно как и угрозы, нападения. Все они - маркеры высокого уровня внутреннего беспокойства: тревоги и, одновременно, неотреагированной агрессивности.
  2. Когда во сне мы теряемся, нас покидают, остаемся совсем одни, не знаем, что делать, испытываем чувства беспомощности и отчаяния - это признак экзистенциальной тревоги с чувством вины, растерянности и депрессивным мироощущением.
  3. Представляются толпа, замкнутое пространство, горы, здание и невозможность выхода - показатели чувства незащищенности, травмирующей разлуки и невостребованной любви.
  4. Видятся больница, врачи, болезни, чудовища, пугающие перевоплощения в кого-либо - знамение страха изменения или необратимых перемен, в том числе и смерти.
  5. Падаем без конца в колодец, ущелье, с неба, крыши - сигнал аффективно заостренного инстинкта самосохранения или страха смерти.
  6. Летаем в космос, все дальше удаляясь от Земли, встречаемся с инопланетянами, испытывая благоговейный ужас, - признак личной неопределенности, отсутствия внутреннего ядра личности, равно как и нереализованный уровень ожиданий, магический настрой и истерические черты характера.
  7. Встречаемся в принудительном порядке с Кощеем, Бабой Ягой и прочими нелицеприятными персонажами - отражение родительской холодности, чрезмерной принципиальности или жестокости.

Как изменяются КС с возрастом детей?

Чем меньше ребенок способен рассказать о КС, тем большее негативное воздействие на его психику они могут оказать. Больше всего это относится к детям первых лет жизни, не способных связно и полно рассказать о своих снах.

О том, что малыш видит КС, можно заключить по напряженности мышц во сне, изменению привычной позы, укрыванию одеялом, двигательному беспокойству, внезапной потливости, учащенному сердцебиению и дыханию, ночным крикам, пробуждениям с попытками встать, бежать к родителям.

А некоторые из ночных страдальцев даже умудряются обгрызть все ногти во сне, как это было у мальчика 5 лет, которого заклевала птица во сне, такие были у него безнадежные уже в этом возрасте жизненные обстоятельства.

Весьма нелегко успокоить ребенка ночью, но как раз здесь особенно нужны терпение и спокойствие. В первые годы жизни лучше всего поносить на руках, спеть колыбельную, для чего можно разучить ее и заранее. Ни в коем случае не вступать в пререкания друг с другом. Свет должен быть в отдалении. Постепенно, обычно в пределах 20-30 минут, все успокаивается. Затем можно уложить малыша обратно в кровать, находящуюся в одной комнате с родителями.

Старшего дошкольника, тем более школьника, так просто не покачаешь. И спать он должен в отдельной комнате, если есть такая возможность. Необходимо выяснить его страхи днем и поработать с ними по изложенной нами игровой методике преодоления страхов.

Посидеть рядом перед сном, рассказать что-нибудь занятное, погладить ребенка имеет смысл, но при устранении основных источников конфликтов днем между ним и взрослыми. Лучше не ссориться днем, тогда и не будет наигранного примирения ночью, поскольку это создает только излишнее напряжение перед сном, а то и возбуждение у впечатлительных детей.

Итак, если родители могут успокоить ребенка перед сном или, еще лучше, устранить у него страхи днем, то утром будут заметны только небольшие сдвиги в самочувствии в виде преходящей капризности, обидчивости и упрямства.

При отсутствии пробуждения ночью или повторных (навязчивых) КС утром заметны вялость, плаксивость, раздражительность, днем - повышенная потребность в присутствии взрослых (страх одиночества) и поведение, присущее более раннему возрасту (реактивный или спровоцированный КС инфантилизм).

  • Ночные страхи детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Ночные страхи детей"
01 окт. 2022 г.
Можно сказать: "Единственное, что мы не знаем никогда - это то, что нам приснится ночью". Действительно, что сон грядущий нам готовит - куда мы попадем, где будем путешествовать, с кем встретимся - и взрослому трудно представить, а ребенку тем более. Да и не скоро найдешь человека, который бы категорично отрицал наличие хотя бы одного кошмарного сна в своей жизни.
2Подробнее →
Картинка к "Работа с ночными страхами детей"
01 окт. 2022 г.
В основе большинства кошмарных снов (КС) находятся страхи, порожденные семейной ситуацией, размножающиеся сверх возрастной нормы и приобретающие угрожающий для жизни характер.
Картинка к "Страх смерти и кошмарные сны: что делать?"
01 апр. 2014 г.
Следует ли психотерапевту проигрывать основополагающий для многих страхов страх смерти? Мы убедились, что этого не стоит делать не только по этическим соображениям, но и ввиду явной нецелесообразности. Раз проходили другие страхи, обусловленные страхом смерти, то рано или поздно сам страх смерти терял свою актуальность, рассыпался в пух и прах, и бороться с ним, следовательно, не нужно было, как с ветряными мельницами. ;;