Как разрешать конфликты детей

01 января 2010 г. в 17:52

Дети ссорятся. Дети хотят вместе играть, но каждый хочет, чтобы все играли по ее или его правилам. Отсюда - возникают конфликты. Кроме того, детям еще интересно ссориться. Это живо, это громко, это прикольно! Поэтому важно не только найти причину конкретного конфликта, но найти такое решение, которое было бы интересным для детей. Детям не хочется жить мирно, если это не будет им интересно. Ищите правильное решение, но сделайте его интересным для всех участников конфликта!

Первый шаг: остановить конфликт

Не надо кричать, не нужно ругаться. "Брейк!" "Прекратили, разошлись!" 

Иногда, если начали драться маленькие, достаточно драку перевести в борьбу. "Так, бить нельзя, начинаем борьбу! Молодцы!"

Второй шаг: разобраться, что произошло?

Пусть выскажутся все, по очереди. Когда один говорит, другие должны молчать. Это детям сложно, так и хочется крикнуть: "Он врет! Все было не так!" - ничего, пусть тренируют волю и сдерживают себя.

Я обычно вставал между своими детьми, брал их за руки и говорил: "Играем в индейцев. Ваня сейчас будет рассказывать, что у вас произошло, а Шура должен в это время молчать. Это трудно, Шура, но настоящие индейцы с этим справятся. Ваня, начинай!". Один рассказал - потом рассказывает другой, новый индеец молчит и тренирует свою волю.

Третий шаг: поиск возможных вариантов решения.

Самый простой вариант - дети по очереди должны рассказать, "в чем я был не прав и как на будущее нужно поступать". Не очевидно, что они сразу захотят говорить что-то разумное, но если вы по прежнему стоите между двумя драчунами и спокойно помогаете сделать каждому разумный анализ происшедшего, то куда они денутся? Стоять с папой не очень интересно, им хочется играть дальше, но чтобы закончить разбор, для этого они должны сделать то, что вы им предложили: подумать и сказать, "в чем я был не прав и как на будущее нужно поступать".

Других вариантов вы им не предоставите, и это сделает каждый участник ссоры: подумает, разберется и скажет. А вы им поможете сделать это спокойно и разумно.

Шаг четвертый - помириться.

Когда разобрались, пора мириться.

"Так, мизинциками взялись друг за друга. Говорим "мирись, мирись, и больше не дерись. А кто будет драться, то я буду кусаться!". Свободны, бойцы!"

А как дети могут самостоятельно решать свои конфликты?

Один из надежных способов - научить детей правилу "Стоп!". 
См.

  • Конфликты детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как прекратить обзывалки"
29 нояб. 2020 г.
Сережу, ему 5,5 лет, в группе детского сада стали обзывать две девчонки. Он подходил к воспитательнице, она вздыхает и говорит: "Разбирайтесь сами!"...
2Подробнее →
Картинка к "Главное — играть вместе"
01 окт. 2022 г.
Примерно в 5 лет дети начинают отчетливо понимать, что они нужны друг другу. Конечно, потребность в общении со сверстником появляется раньше (около 4 лет), но младшие дошкольники еще неосознанно тянутся к другим детям. А вот в 5 лет дети уже уверенно говорят о том, что играть лучше вместе. Стремление быть вместе становится типичным объяснением их поведения. Например, на вопрос «Почему ты стал возить кубики?»
Картинка к "Как мирить детей и подростков"
01 янв. 2010 г.
Я действовала в таких случаях своим методом. Приходит кто-то из пятиклашек "Меня обозвали/меня ударили/скинули мою сумку". Без зрителей и сочувствующих приглашаю двух противников. И прошу рассказать историю конфликта - только о том, что сделал сам человек, а не что сделали ему. Детвора начинает срываться в рассказе на обвинения, останавливаю и напоминаю, что нужно рассказать только о том, что сделал сам со слов "Я ...". И это делать намного сложнее, чем взахлеб рассказывать о том, что сделал другой.
Картинка к "Как помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны"
01 янв. 2010 г.
Как помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны? Для этого мы организовали такую ситуацию.
Картинка к "Общение дошкольника со сверстниками"
01 окт. 2022 г.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Картинка к "Обзывалки. И что?"
10 апр. 2014 г.
У детей есть замечательное развлечение – обзывалки и дразнилки. Обратим внимание, что особенно им нравится в этом реакция: когда обзываешь человека – он реагирует. Когда реакция нулевая, дразнить этого человека неинтересно, и пропадает всяческое желание это делать. Столкнулась с такой ситуацией. Я и мой сын Алешенька (6 лет) пришли в гости к моей сестре. Дома были: сестра и ее дочь Алиночка (11 лет). Дети замечательно, весело и дружно играли – они очень дружные и очень любят друг друга
Картинка к "Почему дети ссорятся"
01 янв. 2010 г.
Аня (5 лет) не пошла в детский сад. Она осталась дома со своей любимой мамой. Она так ждала этого дня, ей так хотелось побыть дома, а вот теперь ей почему-то скучно. Она ходит по комнатам, перекладывает игрушки с одного места на другое, смотрит в окно и не знает, чем заняться. Мама уже почитала ей сказку, поиграла с ней, но все равно чего-то не хватает.
Картинка к "Чья кукла? Есть ли у ребенка его собственность?"
11 авг. 2023 г.
Если возник спор, чья это вещь — она ничья. Пока дети не договорятся, вещь ничья, и никому играть в нее нельзя!