Как защититься от манипуляций бухгалтера

01 января 2010 г. в 07:16

Рассказ начинающего психолога. Комментарии - мои, Н.И.Козлов

Ко мне за советом обратилась моя знакомая, женщина средних лет, руководитель крупного предприятия. Назову её Р.П.

Р.П.: Главный бухгалтер начала строить дачу, а строительство – дело затратное, и поэтому бухгалтер постоянно нуждается в деньгах. Она дожидается момента, когда я расстроенная или переутомилась, и приходит ко мне в кабинет с заявлением об уходе. Я начинаю её упрашивать остаться. После долгого разговора и бухгалтерского согласия (еще немножко поработаю), я поднимаю бухгалтеру зарплату….

Я: По своему опыту знаю, что подчиненные ведут себя так, как позволяет руководитель. Добавлю, что они используют те методы борьбы, на которые их вынуждает руководство. Обычная схема на многих предприятиях: подчиненные хотят больше зарабатывать, руководитель хочет сэкономить на заработной плате….

Р.П.: Да, я с тобой согласна… Я не хочу никого обвинять, никого защищать,… Но мне это надоело… Сколько можно уже?...Она мной манипулирует?...

Комментарий. Типовой глупый вопрос, спровоцированный истерикой в СМИ по поводу ужасных манипуляций.

Я: Возможно, ты сама спровоцировала такие действия сотрудницы. У вас не было открытых обсуждений проблем? Возможно, она не была уверенна в том, что можно добиться решения финансовых вопросов обычными, нормальными способами….

Комментарий. Психолог соглашается, что бухгалтер манипулирует руководителем, хотя оснований для этого пока никаких нет. Целеообразности нет тем более.

Р.П.: Да, у нас это не заведено, я понимаю, что должна разговаривать с сотрудниками, интересоваться их проблемами… Все некогда, работы валом… Хорошо, как понять манипулирует сотрудник мной или просто общается?...

Я: Чтобы вовремя отслеживать такие ситуации, нужно разобраться, что такое манипулирование и какие критерии можно выделить для того, чтобы понять, манипулирует сотрудник или просто общается.

Р.П.: Да, хочется определенности…

Смотри, сотрудник манипулирует, если он добивается только своей цели, а целями руководителя пренебрегает. Он тебя не слышит, не понимает, и не хочет с тобой соглашаться…

Комментарий. Возможно, психолог не договорил, но для руководителя это звучит как определение манипуляции. При том, что определение это - неверное, излишне широкое.

Р.П.: Так, главный бухгалтер не считалась с моими целями, потому что требовала повышения зарплаты себе, невзирая на то, что в мои цели это не входило… Манипулирует!...

Я: Дальше, смотри, сотрудник манипулирует, если используют партнера как средство достижения только своих целей. Но, чтобы замаскировать свои настоящие намерения, человек говорит одно, а делает – другое. Манипуляция, это тайный способ общения, манипулятор никогда не скажет, что он манипулирует, он говорит, примерно, так: «Я делаю полезное, в первую очередь, не для себя, а для тебя, для фирмы.», «Я думаю не о себе, а о тебе (о фирме)»…

Р.П.: О, это она говорит постоянно… Манипулирует!...

Комментарий. Психолог укрепляет руководителя в неправильном видении сотрудника.

Я: Если человек манипулирует, он стремится у своего партнера вызвать чувство страха, вины, подавленности, неуверенности или слабости…

Комментарий. Этим внушением психолог внушает руководителю негативное отношение к важному для него сотруднику.

Р.П.: Конечно мне становится страшно, потому что последствия ухода главного бухгалтера могут быть самыми плачевными…

Комментарий. Клиент заговорил о чувствах. Вместо того, чтобы вернуться к чему-то разумному, психолог нагнетает волну...

Я: Ну и при помощи таких чувств, как страх, вина, подавленность, неуверенность, или слабость, человек, которым манипулируют, становится управляемым, и делает то, что хочет манипулятор….

Р.П.: Ну, конечно,…. И я опять поднимаю ей зарплату… Хорошо!... Я поняла тебя… Надо отслеживать ситуации, распознавать манипуляции, отделять их от простого общения… У меня еще вопрос… А как защищаться от манипулирования?... Как это сделать?...

Клиент формулирует типичный вопрос негативного характера...

Я: Быть уверенной в себе. Для укрепления уверенности в себе, ты как руководитель, должна быть внутренне свободной, всегда помнить о своих целях (целях фирмы), удерживать их и никогда от них не отступаться!...

Комментарий. В принципе хорошая установка, но в конце интонация враждебности.

Р.П.: Отлично!...

Я: И еще можно применять коммуникативную технику для остановки манипулятора…

Р.П. Какую технику?..

Я: Для этого нужно спокойно и открыто говорить, что происходит:

«Ты мной манипулируешь!»

«Ты добиваешься только своих целей, а с моими целями не считаешься!»

«Ты не учитываешь цели фирмы!»

А также проговаривать, что ты чувствуешь в момент манипуляции:

«Я чувствую себя неловко, ты совсем не считаешься со мной!»

Можно также сказать о том, что конкретно делает манипулятор и чего добивается:

«Ты думаешь не о фирме, а только о себе!»

Комментарий. Психолог транслирует то, что прочитала в какой-то плохой психологической литературе. Этот список обвинений-конфликтогенов ничего не оставит и ни от чего не защитит, а конфликт спровоцирует определенно.

Р.П.: Спасибо!.. Я поняла… До встречи!..

Через некоторое время Р.П. позвонила мне. Весь разговор свелся к тому, что я виновата в том, что с большим скандалом на фирме главный бухгалтер уволен…

Комментарий. К сожалению, это во многом правда: психолог, сам того не желая, навредил ситуации.

После этого разговора мы перестали общаться, только здороваемся при встрече…

  • Конкретные случаи
  • Как реагировать на манипуляции
  • Методика психологической консультации

Комментарии (4):

Гость, 27 мая 2014 г. в 21:32
Ну во многом выбор сотрудников (добросовестных и надежных) это очень проблемное дело. Я поступил так: взял на работу хорошую знакомую и обучил ее в финконт.
1 ответ
Гость, 14 июля 2014 г. в 17:10
Согласен. Можно взять надежного человека, хотя и среднего бухгалтера, а после его подучить. Курсов - море!
Гость, 09 августа 2014 г. в 19:51
Я вот сам бухгалтер, а бухгалтеру как защититься, скажите пожалуйста?
Гость, 27 июля 2020 г. в 15:57

Здравствуйте, а что в итоге? Что должна была посоветовать психолог руководителю? Я бы посоветовала р.п. проверить, соответствует ли зарплата бухгалтера её работе, если и так соответствует, то вежливо ей отказать, если нет, то слегка поднять и сообщить, что на ближайшие 3 года (например) повышения не планируется. Если она опять продолжит выдавливать из руководителя повышение зп, просто подписать её заявления об уходе. Незаменимых людей нет. На будущее найти надежного человека на эту должность. А вообще р.п. надо прокачать себя как руководителя: тайм-менеджмент, научиться активнее делегировать полномочия, нанимать помошников - отдавать им работу, которую они смогут сделать за руководителя. А р.п. надо решать только главные вопросы. Глава компании должен быть в ресурсном состоянии, а не измотаным и в упадке духа с негативными эмоциями.

Материалы по теме:

Картинка к "Выкиньте это из головы, или Запросы к психологу, с которыми профи работать не будет"
19 февр. 2015 г.
Есть большое число типичных запросов негативного характера, с которыми уважающий себя (и клиента) консультант работать, по крайней мере содержательно и напрямую - не будет. Это вопросы: "Хочу избавиться от самоедства! Как преодолеть свою лень? Я слишком застенчивый - как себя побороть? Как защищаться от манипулирования? Как не стать жертвой обманщиков? Как распознать ложь?" Эти вопросы от клиентов нужно знать, чтобы на них не попадаться. При этом проблемы, стоящие за этими вопросами, вполне реальные, и задача консультанта перевести эти запросы в позитивную и конструктивную плоскость.;;
5Подробнее →