Как сделать ребенка послушным

Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кричу или угрожаю ей. Как заставить ее слушать меня?

Ответ: все дети время от времени демонстрируют «выборочный» слух. Маленькие дети плохо воспринимают длинные, логичные объяснения. Логика для них не важна, поэтому, давая детям инструкции, объясняя правила, прося о чем-то, веля что-то, будьте «кратки и мягки». Выберите тон, способствующий послушанию, посмотрев на проблему глазами ребенка. Признавая его чувства, вы даете ему понять, что его мнение важно для вас, и вы понимаете, чего он хочет. Тогда более вероятно, что он действительно услышит то, что вы говорите.

Советы, как сохранить душевное спокойствие

1. Когда вам нужно обсудить с ребенком нечто важное, выбирайте моменты, когда он кажется спокойным и способным услышать вас. Время перед сном, время купания или даже когда вы все вместе в машине - благоприятно для таких бесед.

Катя очень любила проводить два десятиминутных промежутка во время поездки в машине только со своими детьми. Они много смеялись в это время и сохранили о нем самые приятные воспоминания.

2. Помните, что выбор слов и тона голоса может быть критичным для привлечения внимания ребенка и его послушания.

Нине было стыдно признать, что она часто упускала из виду, что должна быть просто вежливой со своими детьми, как она вежлива с посторонними людьми. Когда ее пятилетний ребенок просыпался, первым ее порывом было начать командовать: «Поторопись! Уже поздно! Чисть зубы! Ешь кашу! Одевайся!» Однажды утром она сознательно решила себя контролировать и, тщательно выбирая слова и поглаживая недовольную, усталую, маленькую мордашку сына, сказала: «Доброе утро, дорогой... все еще хочется спать? А уже время чистить зубы». Он улыбнулся ей в ответ и, позевывая, пошел в ванную по первой же просьбе. Удивительно, как такой добрый подход к ребенку определил атмосферу всего дня!

3. Проверьте ребенка. Если кажется, что у ребенка постоянные проблемы со слухом (не только тогда, когда он не слышит вас), регулярно проверяйте его у педиатра, чтобы убедиться, что у него нет хронической инфекции, выделений из ушей, ушных пробок или каких-либо других физических недостатков, из-за которых он вас «не слушает».

4. Будьте поближе к ребенку, поглаживайте его по руке и посмотрите ему в глаза прежде, чем начнете говорить. Хотя вам может казаться, что ребенок преднамеренно игнорирует вас, это может быть не так - маленький ребенок часто так погружен в то, что делает, что действительно совсем вас не слышит.

5. Говоря с ребенком, формулируйте ясно и четко, что вы от него хотите.

Один заботливый папа понял, что значительно более эффективно пользоваться не общими командами: «Убери в своей комнате!», а конкретными просьбами: «Пожалуйста, положи куклу на полку».

6. Пользуйтесь «Я»-предложениями, выражая свою точку зрения. «Я»-утверждения - это высказывания от первого лица, начинающиеся с «я», что выражает собственные чувства, предпочтения, убеждения, наблюдения без нажима на слушающего. Например, родитель смотрит на ребенка и говорит:»Я действительно сержусь. Мне не нравится смотреть на разбросанные повсюду игрушки, мне нужна помощь». И с этими словами берет ребенка за руку и ведет выполнять задание.

Когда Ольга, потеряв терпение, крикнула: «Ну почему вы такие ленивые? Немедленно соберите книги!», ее сыновья тотчас начали защищаться и обвинять друг друга, вместо того чтобы собрать книги. Когда она взяла себя в руки и спокойно и честно сказала детям: «Я очень расстроена и поэтому сержусь. Я попросила вас обоих убрать книжки, а они все еще на полу», то тут же добилась послушания.

7. Не начинайте свои фразы с трех «запрещенных» слов - «Если», «Ты» и «Почему» . «Если» воспринимается ребенком как угроза, «Ты» - как сигнал «нажима» на него, а «Почему» - требует от ребенка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать.

Саша приучила себя говорить: «Нужно поскорей убрать в комнате», вместо «Если ты не начнешь сейчас же убирать, ты пожалеешь об этом!»

Вместо гневных обвинений, на которые обычно ребенок не реагирует, таких как, например: «Какой же ты неловкий! Посмотри, как ты разлил молоко, пока нес его из холодильника на стол!», Михаил спокойно предложил решение проблемы и тут же добился послушания: «У нас на полу лужа молока, вот бумажные полотенца, чтобы вытереть ее».

Зоя никогда не получала удовлетворяющего ее ответа, когда она его требовала: «Почему ты толкнул сестренку? Почему ты не можешь запомнить наши правила?»

8. Предупредите ребенка за пять минут до того, как вам вместе надо будет начать уборку, или пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать.

Ирина привлекала внимание детей, говоря им: «Скоро будем есть. Когда зазвенит будильник, пожалуйста, пойдите помойте руки, а потом мы будем есть».

9. Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение.

Никита сказал сыну: «Пора идти! Надевай пальто!» Расстроенный ребенок ответил: «Но я еще не закончил чистить зубы - ты только велел мне это. Ты что не видишь, что у меня всего две руки?» (Именно эту фразу он часто слышал от отца).

10. Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов.

Юрий понял, что дети реагируют значительно лучше на короткое и простое «надеваем ботинки», чем на тираду слов типа: «О господи! До начала занятий осталось всего пять минут! Гоша, ты слышал меня? Где твои ботинки? Сейчас же надевай их!»

11. Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка.

Семья Поповых повесила в коридоре табличку, на которой были нарисованы пальто, шапки, рюкзачки, варежки и книжки, чтобы напоминать детям, что им нужно взять, собираясь в школу.

12. Используйте простую записочку (или картинки), чтобы сообщить ребенку, что вы от него хотите.

Папа написал на картинке с машиной слово «пошли», вложил ее в бумажный самолетик и повесил в спальне своего пятилетнего сына.

13. Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.

14. Если вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом.

Катя поняла, что значительно лучше «срабатывает» вопрос: «Петя, что тебе нужно сегодня взять в школу?», чем команда: «Поторопись! Сегодня вторник. Сейчас же возьми библиотечные книжки!»

15. Если время поджимает, подумайте, может, стоит ввести соревновательный момент в процедуру сборов, сказав, например: «Спорим, ты не наденешь пальто раньше, чем прозвенит будильник» или предложите посоревноваться, кто из вас быстрее оденется (и, конечно, дайте ему выиграть!).

16. Замените слова действиями. Возьмите ребенка за руку и подведите к тому, что надо сделать. Детям иногда нужна родительская помощь для того, чтобы начать что-то делать.

17. Признавайте чувства ваших детей. Дети часто более послушны, если чувствуют, что их понимают.

Дина сказала детям: «Я вижу, что вы устали, вы все утро зеваете. Конечно, трудно собираться в школу, когда хотелось бы остаться дома. Ну, ничего, завтра суббота и не будет никакой школы, а сейчас надо надевать ботинки и идти».

18. Попросите ребенка повторить своими словами то, что вы только сказали. Это поможет и вам узнать, правильно ли он вас понял, и ему - запомнить.

19. Используйте методику «испорченной пластинки» (пластинки, которую «заело»): спокойно, не повышая голоса, повторите свои указания ребенку, пока он не поймет задания и не выполнит его.

Папа учил методу Брейля очень нетерпеливого слепого ребенка, который все время спрашивал: «И что мы будем делать потом... а? Что мы будем делать потом?» Мальчик понял, что от него хочет отец только после того, как тот четыре раза спокойно повторил: «Вложи листок в Брейлевскую папку (рамка для письма по системе Брейля), а потом я скажу тебе, что мы будем делать дальше».

20. Стойте рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он сосредоточен на вас; помните, что внимание маленьких детей очень быстро рассеивается. Команды, выкрикнутые из соседней комнаты, обычно игнорируются.

Яна не могла добиться желаемого, если посылала своих двух детей, четырех и пяти лет, в ванную. Если они даже и доходили до ванной, там они напускали в раковину пену и начинали пачкать все вокруг. И мама поняла, что надо делать. Она шла вместе с ними в ванную и спрашивала: «Ну и зачем мы сюда пришли?», и мальчики тут же начинали мыть руки.

21. Оцените усилия вашего ребенка, как только он начнет делать то, что вы его попросили, и обязательно похвалите, когда задание будет выполнено - будьте нестандартны и кратки.

О том, как правильно хвалить ребенка, вы можете прочитать в статье «Как хвалить ребенка»

22. Помните, что «слушание» - это «улица с двухсторонним движением», поэтому демонстрируйте ребенку желаемое поведение. Покажите ему пример, перестав заниматься своими делами и действительно выслушав его, когда он что-то говорит вам.

23. Попытайтесь сконцентрироваться на том, что говорит ребенок и внимательно его выслушать, а не реагируйте немедленно. Постарайтесь не заканчивать за него его фразы и не исправляйте грамматику.

Для Нелли было очень важно разобраться с посудой сразу после еды, но ее трехлетний сын все время вмешивался и дергал ее. Его никогда не удовлетворяли ее короткие, но вежливые ответы. Устав от этого, она однажды перестала мыть посуду и пять минут посвятила полностью ему. К ее изумлению, после их пятиминутного «с глазу на глаз» разговора он ушел удовлетворенным и очень долго после этого не беспокоил ее. Она вымыла посуду гораздо быстрее, сначала уделив время ребенку.

24. Если вы должны как-то реагировать словесно на то, что вам рассказывает ребенок, пользуйтесь нейтральными, однословными репликами. Часто внимание - это все, что нужно ребенку, чтобы почувствовать, что его понимают. Когда детей прерывают вопросами и советами, они часто «закрываются» и замолкают.

Ира изменила свой стиль общения, поняв, что лучше слушать сына, вставляя максимум одно слово, а не прерывать его вопросами и советами. Она обнаружила, что простые «Хмм...», или «Ах...», или «Ох...» способствуют продолжению рассказа ребенка.

25. Помните слова специалистов по образованию родителей что «Бог дал нам два уха и только один рот. Поэтому слушайте в два раза больше, чем говорите!»

Резюме

Если вы хотите, чтобы ребенок настроился слушать вас, наверное, вам нужно говорить меньше. Помните, нормальное общение подразумевает умение и слушать и говорить, поэтому будьте родителями, подающими такой пример детям.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы