Как спокойно сдать экзамены (Курганская)

Клиентка: Ольга, 17 лет, ученица 11 класса. Живёт с мамой. Была раньше уже по вопросам взаимоотношений с мамой. Сейчас готовится к сдаче выпускных экзаменов.
​Поскольку консультация уже не первая и результаты уже есть, контакт хороший, и мы сразу переходим к запросу. Как формулировать запрос, Ольга уже знает.


К: Оля, здравствуй. О чём сегодня будем говорить, что хотела бы получить в результате нашей встречи?

О: Здравствуйте. Скоро экзамены, мне неспокойно. Как изменить состояние?

К: Оля, как я правильно поняла, нашим запросом является «Как спокойно сдать экзамен, т.е. испытывать при этом спокойное эмоциональное состояние». Так ведь?

О: Да.

Повторение пройденного с опорой на новый запрос. Настрой на работу.

К: Вот смотри, мы с тобой уже не первый раз встречаемся и поэтому сдача экзаменов – это у нас проблема или задача?

О: Задача.

К: Задача, которую надо…

О: Решить.

К: Которую надо решить и в ближайшее время. Поэтому это у нас стоит в первой очереди.

А вот смотри, почему задача?

О: Потому что её надо решить. Проблемы не подразумевают решения, а просто сидеть и плакать. А задачи надо решить, перешагнуть и дальше идти.

Поверхностная проработка страха «Если не сдам…». Настройка на работу.

К: У задач есть несколько вариантов решений. Это нельзя забывать, что варианты есть решения различные. А вот смотри, нам нужно сдать экзамены. А вдруг ты не сдашь их и что тогда, что в этом страшного?

О: То, что не получится поступить.

К: Не получится у тебя поступить, в этом что страшного?

О: Если можно, поступить на следующий год, тогда будет потерян год. А если нет, то уже всё. Работать.

К: А вот смотри, если ты даже в этом году захочешь поступать, кроме высшего учебного заведения есть…

О: Ну это да.

К: Есть выбор, да? Потому что сейчас можно пойти в техникум, а когда закончишь его, можно пойти в высшее учебное заведение. Я сейчас подвела тебя к тому, что выходы есть. Так ведь? И решений тоже множество. Но твоя установка, твоя задача, какая на сегодняшний день?

Ввод упражнения «Вычёрпываем плюсы» с практической проработкой по новому запросу.

К: Замечательно, хорошо. Давай с тобой поговорим сейчас о наших успехах. То, что мы имеем на сегодняшний день. Скажи, озвучивать свои успехи – это важно?

О: Да.

К: Почему важно?

О: Чтобы смотреть, чего достиг.

К: Так, а допустим, ситуация для тебя складывается не совсем положительным образом, а вот найти в ней плюсы…

О: Можно.

Фильм "Поллианна"

Умению радоваться меня научил папа. Игра заключается в том, чтобы найти чему можно порадоваться в любой ситуации!

К: И вот я сейчас хочу тебе показать фрагмент из фильма как маленькая девочка как раз таки решала эту задачу по нахождению плюсов и, кстати, в этом фильме она научила вообще весь городок, в котором она жила, т.е. за ней потянулись люди.

Просмотр фрагмента фильма «Полианна».

К: Даже в этих фрагментах во всех наглядный пример, т.е. какая бы отрицательная негативная ситуация не складывалась хоть на словах, хоть на деле девочка всегда находит положительное что-то. Поэтому этот момент можно взять для себя как упражнение «Нахожу плюсы в любой ситуации».

О: Да.

К: Точно также, как мы с тобой до этого говорили, что нужно убрать слово «проблема» из своего лексикона. Советую тебе посмотреть весь фильм. Есть чему поучиться. Посмотришь и всё увидишь сама. У тебя недавно был пробный экзамен ЕГЭ. Расскажи мне, пожалуйста, об успехах. Об успехах! Найди плюсы. Вот изначально ты мне даже не оповещала результаты. Найди мне несколько плюсов.

О: Я проверила, побыла в этой атмосфере.

К: Замечательно, побыла в этой атмосфере. Ещё.

О: Посмотрела какие бывают разные варианты. Поняла, что важно решать все варианты. Повторяются задания.

К: Ага даже это. И задания ты увидела, каким образом распределены.

О: Да.

К: Ещё давай хоть один. Т.е. опыт есть.

О: Да.

К: Восприятие заданий как они выглядят, а теперь давай по состоянию. Что положительно.

О: Нервозности не было. Но вот там говорят, что сидеть долго надо, до последнего. Я полтора часа посидела и вышла. У меня нет такого, что долго сидеть.

К: Утомления не было.

О: Я что знала, написала сразу и ушла.

К: Молодец, справилась с состоянием и с определёнными заданиями тоже. Хорошо, а теперь скажи, сколько баллов получила?

О: Я не знаю, сколько баллов, но сказали, что я получила двойку и другие девочки. Но сказали, что это районо перепутало варианты и в понедельник будет точно.

К: На сегодняшний день мы…

О: Мне снился сон, когда мы написали пробник по русскому, что по русскому получила 3 балла и 2. И вот у меня по математике 2.

К: Давай сейчас на это внимание вообще обращать не будем, потому что всё в этой жизни зависит только от нас. Помнишь, что мы никакие не Жертвы, мы прекрасно возглавим весь этот процесс и подготовки и прохождения самого экзамена. Так ведь?

О: Да.

К: Тебе поставили 2, а ты сама считаешь, на сколько баллов выполнила по заданиям – твоё мнение.

О: На минимальную, чтобы как сдать экзамен. Я с запасом ещё делала. Минимальный порог, думаю, сделала.

Шкалирование своего эмоционального состояния с подключением позитивного переводчика. ​
Переход к планированию деятельности.

К: Замечательно, а теперь Олечка, скажи, если из 10 баллов брать твоё состояние на сколько оцениваешь?

О: На 3 балла.

К: Так. А скажи, почему только на 3?

О: Ну, как – то не знаю. Хорошего мало.

К: Давай по-другому будем формулировать «Есть над чем поработать».

О: Да.

К: Мы говорим позитивно - не хорошего мало, а у нас есть время и у нас есть над чем поработать.

О: Угу.

К: Согласна?

О: Да.

К: А в эти 7 оставшихся баллов, что вкладываешь? Над чем надо поработать?

О: Решать больше.

К: Значит, тебе необходимо ещё больше позаниматься.

О: Да.

К: Увеличить время для занятий.

О: Да.

К: Ещё что?

О: Решать больше то, что не получается. Не переходить…

К: Делать работу над ошибками.

О: Да.

К: Как это раньше в школе было. Хорошо. Ещё что?

О: Не лениться.

К: А давай сейчас переформулируем. Не лениться, а,..?

О: Трудиться.

К: Да. Правильно, в этом направлении как раз таки.

Сейчас прошу тебя сесть поудобнее на стуле. Вот кроме перечисленных параметров ещё что-то добавлять будешь?

О: Нет.

Смена позиции восприятия для уточнения плана работы.

К: Закрой глаза, а теперь посмотри на этот экзамен, который ты сдавала, на всю ситуацию, на ту девочку Олю как бы со стороны. Как будто бы это не ты, а смотришь со стороны. Что бы ты ей посоветовала? Ещё добавим к твоим параметрам.

О: Внимательности к условиям.

К: Внимательнее быть к заданиям. Ещё что видишь?

О: Не суетиться.

К: Давай переформулируем. Быть…

О: Спокойной.

К: Собранной. Замечательно, ещё что?

О: Ну, всё.

К: Т.е. этих условий достаточно. Замечательно, ты сейчас посмотрела на себя со стороны и сразу добавила ещё несколько параметров. Это очень полезно – смотреть на себя как бы со стороны и открывается ещё много другого, ещё более интересного.

О: Да.

К: Итак Оль, параметры выделены и следующий шаг наш какой?

О: Делать их.

Планирование работы. Упражнения «Бодрое утро» и «Вовремя ложимся спать».

К: Итак, я тебе предлагаю начать с того, чтобы была ясная голова. На экзамене, когда занимаешься. Вот эта ясность головы и мыслей достигается путём нормализации физического состояния. Как мы его можем нормализовать прямо, начиная с утра?

О: Зарядочку.

К: Для энергетики, да. На сколько тебе это подходит?

О: На половинку, чуть больше.

К: А будешь ли делать?

О: Если время будет.

К: А тут же всё зависит от тебя, ты Автор процесса.

О: Ну, да.

К: Вот сейчас смотри, тебе же никто не говорит, что это должны быть получасовые занятия.

О: Ну, да.

К: Тебе говорим о том, чтобы ты вставала в тонусе. А только ли от утра зависит тонус, который ты будешь чувствовать утром?

О: Нет, ещё от ночи, вечера.

К: А вот ты же слышала, что нужно вовремя ложиться спать.

О: Знакомо.

К: А на сегодняшний день как это у тебя реализуется?

О: Никак, не реализуется.

К: В психологии принято, для здоровья, ложиться спать сегодня.

О: Не успеваю сегодня.

К: Т.е. получается до 00.00, поняла смысл?

О: Да.

К: А, во сколько ты ложишься?

О: В час – это самое раннее.

К: Это самое раннее, ты понимаешь, что это никакого комфорта и у тебя времени организму для отдыха – недостаточно.

О: А раньше я не засыпаю. Вот если в 12, но до 12 я не успеваю.

+ Хронометраж времени.

К: А ну-ка, давай хронометраж по времени. Ты в первую смену учишься?

О: Да.

К: Приходишь со школы во сколько?

О: Часа в 2.

К: А теперь смотри с 2 как у тебя идёт распределение?

О: Каждый день по-разному.

Описывает каждый день.

К: Олечка, вот я услышала, что в твоём режиме время от прихода из школы, если даже ты пообедаешь, потом до 15,16 часов свободно.

О: Не всегда. Бывает, в это время доделываю уроки.

К: Т.е. основные ты делаешь?

О: Нет, я основные почти не делаю, только когда должны спросить.

К: Ты позволила себе так поступать.

О: Да.

К: Т.е. только к репетиторам. А вот если только час перебросить от того времени и уже 11 часов, а не 12. Чтобы с вечернего времени перебросить часик сюда.

О: Иногда же сплю днём.

К: Стоп. Так вот этот параметр, почему не озвучиваешь.

О: Иногда так бывает, засыпаю.

К: На которое время?

О: Смотря во сколько к репетитору.

К: Если днём поспала, то конечно у тебя есть ресурс побольше вечером поработать. Здесь тогда я согласна. А хотелось бы обратить внимание на те дни, когда днём не отдыхаешь и засиживаешься.

О: Если днём не отдыхаю. Беру доделывать их на уроки.

К: Это тоже один из выходов ты придумала. Это никак не нарушает процесс?

О: Нет, у нас все так делают. У нас даже одна девочка в школу не пришла, потому что по репетиторству много было делать, и она не пошла в школу.

К: И преподаватели входят в ваше положение?

О: Они об этом не знают.

К: Не акцентируют на этом внимание. Если ты нашла выход в этом, я соглашусь. Но давай на этой неделе попробуешь прохронометрировать, чтобы получилось до 23.00.

Попробуешь, на сколько у тебя получится. Потому что от физического состояния зависит многое. Если ты отдыхаешь днём, соответственно можешь вечером позже. Все эти моменты у себя проанализируй. Где можно ещё время взять, чтобы позаниматься, где отдохнуть. Это твоя задачка.

О: Хорошо.

К: Про ложиться спать обсудили. Бодрое утро, даже самое простое упражнение «Жук», лёжа в кровати потрясти конечностями. Состояние пробуждения, тонуса. Когда умываешься…

О: Поприседать можно.

К: Ух, ты. Хорошо. А можно просто массировать ноги. Несколько дел делать одновременно, чтобы приобретать активное физическое состояние. Это ты продумаешь. Ещё что на бодрое утро взяла бы для себя?

О:Завтракать.

К: Ты завтракаешь?

О: Нет, редко.

К: Как же нам хватит энергии?

О: Шоколадку съем.

К: Ох, ты какая. А как можешь исправить?

О: Вставать раньше и сумку с вечера собирать.

К: Бутербродики с собой брать. Это же вещества, которые так нужны. Когда их в достатке – твоё состояние – энергичнее. Обращаешь внимание на завтрак. Пишу.

Упражнение «Дело. Сервис. Пустота»

Распланировала. А вот я тебе хочу подсказать есть такое упражнение, чтобы проверить, на сколько я правильно использую своё время. Всю деятельность, которую мы выполняем, распределяем на 3 параметра: дело, сервис, пустота.

Дело – явно продуктивная деятельность, которая приводит к какому-то результату, который тебе нужен, хотела достичь и который сейчас работает на нашу задачу – сдать спокойно и позитивно экзамены.

Сервис – это подмога для дела, т.е. подготовительная для основательной деятельности.

Пустота – деятельность, которая не работает на твою задачу. Она есть, но результата и смысла абсолютно никакого не имеет. Вот смотри, например, сварить борщ – это дело. Почистить овощи, сварить бульон…

О: Это сервис.

К: Сервис, а потанцевать вокруг кастрюли – это пустота. Согласна?

О: Да.

К: Сейчас призываю тебя проанализировать твой день в зависимости от этих 3 параметров. Ты встала, позавтракала, сделала зарядку – это всё работает на энергетику тела – хорошо.

Давай дальше. Ты пошла в школу, и вот смотри, пока ты идёшь в школу – идёшь – это дело?

О: Это пустота.

К: А вот смотри ты же идёшь в школу учиться…

О: А это сервис.

К: Замечательно. Это сервис для большого дела получать ЗУН. Во время того, как ты идёшь, может быть можно перевести сервис и поработать над твоей задачей? Сколько минут уходит до того, чтобы дойти до школы?

О: 15 минут.

К: Что можно сделать в эти 15 минут, чтобы поработать на твой запрос?

О: Повторить.

К: Замечательно.

О: А мы же в это время разговариваем.

К: Т.е. ты идёшь ни одна. А так всегда?

О: Да.

К: А ты специально это делаешь – идти ни одной?

О: Мы договариваемся.

К: А вот смотри, если даже идёшь с подружками, сказать им, вот сегодня мне это надо повторить, я вам расскажу и это тоже вам нужно. Вы ведь все из одного класса.

О: Да.

К: Вы же сдавать будете русский и математику вместе. Работай в соответствии с тем, кто с тобой рядом. Слушайте, давайте повторим вот это, вот это. А вот я вчера делала – может они тебе, что подскажут. Возьмёшь, мне кажется это приемлемо, да ещё результативно.

О: Да.

К: Дошла до школы там учишься. Берём процесс учёбы. Это как дело, потом возвращаешься домой.

О: Немножко пустоты.

К: Смотри. Ты идёшь домой, а дома пообедаешь, будешь опять работать на тело, но это дело.

О: Поотдыхаю.

К: Ты идёшь к определённому делу, т.е. это тоже …

О: Сервис.

К: Да и во время возвращения домой ты точно также…

О: Могу повторить.

К: Можешь какие-то нюансы проработать. Потом ты пришла, что делаешь?

О: Кушаю, отдыхаю, если не доделала, уроки доделываю.

К: Кушаю, отдыхаю - это сервис для большого дела, чтобы поработать потом. Потом занимаешься – это дело. Что дальше?

О: Иду на дополнительные.

К: Иду.

О: Опять можно повторить.

К: Замечательно. Занимаешься на дополнительных, потом?

О: Иду домой. Опять можно повторить.

К: Смотри, сколько мы тебе открыли возможностей.

О: А когда разгружать мозг?

К: Вот это, ты и должна установить мне сама. Смотри, разгружать мозг можешь во время, как одно из моих предложений, есть релаксационная музыка, которая расслабляет. У тебя есть наушники, плеер? Будешь слушать, восстанавливать баланс.

О: А как я буду идти, не могу так на ходу слушать.

К: Там одна музыка без слов.

О: Но всё равно, нужно же на неё настроиться. А так идти, машины будут шуметь.

К: А давай попробуем?

О: Я уже когда-то пробовала, и мне не понравилось на ходу слушать.

К: То была же музыка другая?

О: Ну, да.

К: Давай, я тебе записи дам, а ты послушаешь. Это как раз момент расслабления. Да и выкроить моменты для отдыха ты должна. А вот, ты пошла на танцевальный и танцевала определённое количество времени – ты же расслаблялась?

О: А тело уставало.

К: А вот, есть тезис лучший отдых – это смена видов деятельности.

О: Ну, да.

К: Там ты физически, а тут умственно.

О: Там прилив эмоций.

К: Поэтому нужно утихомириться. По пути прослушать музыку.

О: Да.

К: Пришла и начала заниматься интеллектуально. Всё можно распланировать и, конечно же, найти моменты для отдыха. Днём спала, тоже был отдых. Теперь знаешь, что у тебя есть 3 параметра – дело, сервис, пустота. И в работе над большой целью, что бы убрала?

О: Пустоту.

К: Да, попробовала бы. Где можно сервис перевела в дело. Пустоту – хотя бы…

О: В сервис.

Правило «Стоп» и другие варианты стабилизации эмоционального состояния.

К: Это нужно проанализировать. Смотри, про физическое состояние поговорили, о планировке, режиме дня – поговорили. Теперь начинаем о моментах эмоционального состояния. Я хочу рассказать о том, что бывают моменты, когда начинаешь эмоционировать. Ты это чувствуешь.

О: Да.

К: И смотри, здесь введём правило «Стоп». Это слово действует очень хорошо, отрезвляет. Входила, входила в эмоцию и тут говоришь «Стоп».

О: А если не хочется говорить себе стоп?

К: А что хочется?

О: Доказать свою точку зрения. Всё равно там хочется выплеснуться.

К: Мы говорим сейчас про эмоции. Не точку зрения..

О: Но оно, как всё равно хочется…

К: Как хочется, Оль? Можно попрыгать.

О: Поспорить.

К: Опять про мысли говоришь. Я тебе про эмоциональное состояние.

О: Ну, выплеснуть надо эмоции. Если там плохие какие-нибудь.

К: Замечательно. Как можно выплеснуть? Я тебя подвожу к тому - придумать способы сейчас.

О: Много их.

К: Как?

О: Покричать.

К: Да, пожалуйста, выходи в поле и вперёд. Как ещё можешь? У меня сегодня были 2 девочки по 12 лет. Так они говорят, что у брата есть перчатки боксёрские. Постучим в стену – так хорошо. Ты для себя, чтобы придумала?

О: Не знаю.

К: Думай.

О: Надо придумать.

К: Кричать в многоэтажке, жилом микрорайоне небезопасно.

О: Да.

К: Неэкологично для других.

О: Может побить что-то.

К: Посуду?

О: Нет, тоже какие-нибудь перчатки.

К: Давай думать, что у тебя есть и что реально у тебя под рукой и в любой момент..

О: Подушка. Но её жалко бить.

К: Подушечку жалко. Я же на ней сплю, отдыхаю. Ещё?

О: Игрушки мягкие, их тоже жалко. А так ничего такого нет.

К: Значит не подходит. Думай ещё. Может быть на скакалке попрыгать.

О: Ну, можно. А вдруг громко буду прыгать.

К: Тоже многоэтажка. Если днём, то до 23 часов можно.

О: Выкинуть что-нибудь с балкона, например, кулёк с водой. Сейчас представила.

К: А ты представь, что кто-то шёл.

О: Ну, да. Порвать что-то.

К: Смотри, замечательно, ты сама пришла к этому. Да, есть такая методика, что можешь на бумаге написать своё состояние. Мять, мять её и сжечь или на мелкие кусочки разрезать, т.е. утилизировать. Вот пришли к хорошему способу. Это твоё и экологично, и подходит. На сколько, берёшь себе?

О: Да.

К: Но можешь когда-то, и сказать себе «Стоп». Удели внимание этому правилу, когда не столь сильное эмоциональное состояние.

+ Дыхание + Смена позы + Десенсибилизация

К: Итак, Оль, сейчас быстренько повторим, что берём для себя до следующей встречи?

О: Пересмотреть режим дня, делать зарядочку.

К: Делать бодрое утро, но не забывать вовремя ложится спать.

О: Завтракать. Сервис сделать в дело, а пустоту в сервис.

К: Как работаем с эмоциональным состоянием?

О: Меняем позу.

К: А ещё что? Самый главный наш способ, если хочу выплеснуться?

О: Написать, порвать или сжечь.

К: У тебя вопросы ко мне есть какие-либо?

О: Нет. Спасибо, Татьяна!


Результат: все хорошо!

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы