Как стеснительная Верочка строит взрослых

Пока не покажут — не увидишь. Пока мне Берн не под­сказал, что каждый ребенок является Профессором Психологии, я пребывал в расхожем мнении, что я умный, а ребенок — это ребенок. А как же иначе? Ведь если мы с возрастом умнеем, а все равно умные не очень, значит, в детстве — мы совсем глупенькие. Логично?

Все логично, но, похоже, в жизни все не так, и начинаешь это видеть с того момента, как только спокойно взглянешь на ребенка — любого маленького ребенка! — и увидишь в нем Гения Общения. Только приглядись — без предубеждения и сюсюканья: "Ах, маленький!", и ты увидишь, какой это психолог-виртуоз, как он тонко и свободно обрабатывает ситуацию, делая ее такой, какая устраивает его.

Верочке два года, к маме в гости пришли новые дяди и что-то оживленно обсуждают, рисуя на листочках цветными фломастерами. Верочка подходит так, чтобы она видела всех и чтобы все видели ее. Естественно, на нее обращают внимание, и вот к ребенку приветливая улыбка и звучит вопрос:

– Как тебя зовут?

– ... ...

Верочка внимательно молчит и заинтересованно смотрит. Вот еще, зачем ей отвечать — просто так? Суетливо и немного тревожно включается мама:

– Ну ты что — как тебя зовут? Что ты не говоришь?

Ладно, выждав паузу, Верочка включает на лице изображение наивного испуга и жмется ближе к маме:

– Не знаю!

И прячется за мамину юбку. Хотя, если приглядеться, ее довольные глаза улыбаются. Мама в растерянности, чего это дочка забыла то, что прекрасно знает; она чувствует себя немного неловко и торопится свою маленькую дочку обнять, чтобы, конечно, защитить. По сути, она просит дочку сделать ей одолжение: "Ну, будь умницей, ответь, как полагается!" Дочка рассматривает гостей и ситуацию и, похоже, на просьбу мамы реагировать не торопится. Вот еще, приучать...

Вот уже включились и начали срочно улыбаться гости. Во-первых, в сторону мамы, чтобы та увидела их поддержку и перестала так комплексовать: "Да нет, вы хорошая мама, ваша репутация вовсе не подмочена!", а также в сторону Верочки — чтобы извиниться за то, что они такие страшные. Все же знают, что хороших людей маленькие дети не боятся, и если Верочка будет упорствовать, то мы будем ее уговаривать нас не бояться: "Верочка, мы же хорошие, правда! Ну пожалуйста!"

С другой стороны, довольны все, потому что мама демонстрирует своего любимого ребенка, взрослые переживают, какие они большие и могучие, а ребенок получает великанские порции внимания. А устроила все это — маленькая Верочка.

Но уже пора, пауза задерживается, и Верочка делает следующий ход:

– Мам, а во что они там играют? (И тянет за руку.)

– Тебе интересно? Ну, пойдем посмотрим!

(...Как ни странно, Верочка стоит и никуда не идет.)

– Ну, ты что?

– Я боюсь.

Есть! Простенькое "Я боюсь", и ситуация снова создана! Мамочка снова крутится вокруг Верочки-Солнышка, уговаривает ее не бояться и по-другому пытается сдвинуть с места. Вера же довольно стоит, небрежно кушает внимание мамы и спокойно, я бы сказал просветленно-эпически, рассматривает то, на что она смотрела и раньше. Легчайшим движением души девочка повернула души всех взрослых к себе, сделала себя центром Вселенной, а конкретно теперь оценивает маму, сумеет ли та справиться с ее страхом. Очевидно, что та справится с ним не раньше, чем разрешит ей маленькая Верочка.

Расчет был, как всегда, точным: если бы она изначально не сделала интерес, никто не стал бы работать с ее "я боюсь". Боишься — ну и не пойдем.

Если бы она показала интерес и не сделала "боюсь", она бы просто вблизи посмотрела бы на то, что видела и так — что неплохо, но бедновато. А сделав связку "интересно" и "боюсь", помноженную на "я милая и слабая", она взяла ситуацию в свои руки и повязала всех взрослых стальными канатами. Без всякого напряжения. Ведь это — детские игры для Великого Профессора.

Не вижу никаких оснований предположить, что Великий Профессор с возрастом теряет свою квалификацию. С возрастом — уточняется набор выигрышных игр, осваиваются новые, еще более тонко работающие и дающие ему максимальные выигрыши или максимальные проигрыши его партнерам по играм. Тем не менее тут все предельно честно, хотя бы потому, что — не будем забывать, против каждого Великого Профессора каждый раз играют ничуть не менее слабые профессионалы. Вместе с Верочкой эту ситуацию подготовила и разыграла ее мама, разрешили и развернули другие взрослые — каждый сыграл одну из своих коронных ролей. Идет Жизнь, то есть самая веселая и великая Игра.

Поэтому — не будем наивными. Если мы в жизни видим неловких, пугливых, слабых и совершенно беспомощных людей любого возраста, то мы можем быть уверены, что это — только маска. Это каждый раз творение Великого Профессора от психологии, его талантливо найденное театральное облачение, его каприз и его максимальное наслаждение.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Петр Юрченко 23 декабря 2015 03:37:31

Мне нравится!

Лидия 24 декабря 2015 11:29:41

По-моему, Верочка проверяет границы (стоять и смотреть на взрослых, говорить, что страшно, обозначать интерес). Экспериментирует. А вот строят взрослые себя сами: включаются в её слова как в призыв к действию (а его там не было, судя по рассказу) - и начинают спасать, улыбаться, даже когда не хочется, прерывать свою беседу. Для чего, товарищи взрослые? Иногда простого обнять от мамы вполне достаточно, чтобы закрыть всю эту ситуацию (если хочется закрыть) - комфортно для мамы и дочки. Я бы сказала: живой, не загнанный ребенок, играет, экспериментирует. Взрослые, перестаньте спасать и включаться в это как в манипуляции и игры с вами! Будьте взрослыми - и за себя!

Мария 24 декабря 2015 11:30:05

В игры играют обычно взрослые люди, а дети умеют жить и живут! По-настоящему! Только они верят в то, что они делают и говорят, только они способны действительно участвовать в этой жизни. А ваши маски - это уже ваши выдумки, для того, чтобы закрыть другим или себе глаза. Масок не существует, взгляните правде в глаза. Взгляните в глаза человеку, слушая, что он говорит! Это лишь ваши собственные иллюзии по отношению к другому человеку, а не маски другого человека. Неловкость, пугливость и слабость беспомощных людей - это их неловкость, пугливость и беспомощность!

Гость 24 декабря 2015 11:30:21

Реалистично. Очень интересно!

Развитие темы

Самые популярные материалы