Каковы причины детской агрессивности
Ðвтор Ñтатьи Е. Мурашова
Заболевание центральной нервной ÑиÑтемы
Ðто Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð°, о которой нужно подумать и иÑключить которую нужно в первую очередь.
Ð’ более легких ÑлучаÑÑ… Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñкой агреÑÑивноÑтью работают родители в контакте Ñ Ð¿Ñихологом или пÑихоневрологом параллельно Ñ Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ оÑновного заболеваниÑ. Ðо неÑÐ¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ñ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð°Ð³Ñ€ÐµÑÑивноÑÑ‚ÑŒ, аÑоциальноÑÑ‚ÑŒ, неадекватноÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°, оÑобенно внезапно возникшаÑ, может быть и одним из Ñимптомов таких Ñ‚Ñжелых раÑÑтройÑтв, как ÑÑƒÐ´Ð¾Ñ€Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, ÑпилепÑиÑ, шизофрениÑ. Ð’ Ñтом Ñлучае необходимо тщательное обÑледование ребенка и при необходимоÑти - лечение у детÑкого пÑихиатра.
ÐгреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ как ÑредÑтво пÑихологичеÑкой защиты
Ðта причина детÑкой агреÑÑивноÑти, пожалуй, ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ñ€Ð°ÑпроÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñреди детей дошкольного возраÑта. Ð’Ñем извеÑтно, что у взроÑлых ÑущеÑтвует Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÐºÐ°: «Лучшее ÑредÑтво защиты - Ñто нападение». Дети дошкольного возраÑта, разумеетÑÑ, Ñтой поговорки не знают, но пользоватьÑÑ Ð¿ÑихологичеÑкими механизмами, лежащими в ее оÑнове, вполне умеют. Как правило, такой ÑпоÑоб защиты избирают дети Ñ Ñильным типом нервной ÑиÑтемы, обладающие холеричеÑким или ÑангвиничеÑким темпераментом. Ð”Ð»Ñ Ñ„Ð»ÐµÐ³Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸ÐºÐ¾Ð² такой ÑпоÑоб защиты неприемлем, так как требует Ñлишком много внешней активноÑти, которой они избегают. От чего же дети дошкольного возраÑта защищаютÑÑ?
Чаще вÑего они защищаютÑÑ Ð¾Ñ‚ Ñознательного или беÑÑознательного неприÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¸Ñ… родителÑми или другими членами Ñемьи, и тогда их агреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ Ñлужит лишь проÑвлением гораздо более Ñерьезного и Ñ‚Ñжелого по Ñвоим поÑледÑтвиÑм Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ - отÑутÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Â«Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð¸Ñ Ðº миру».
ÐœÐ¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ хотела еще немного «пожить Ð´Ð»Ñ ÑебÑ», но вот Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, аборт делать Ñтрашно, родившийÑÑ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½Ð¾Ðº прерывает учебу в инÑтитуте, вырывает молодую женщину из привычной Ñреды, резко ограничивает общение Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÑŒÑми, другие Ñтороны жизни. Мать чеÑтно ухаживает за ребенком и вроде бы даже любит его, но он почему-то зло плачет во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ, отталкивает или куÑает грудь, проÑыпаетÑÑ Ð¸ требует Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² Ñамый неподходÑщий момент, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð²Ñ€Ð¾Ð´Ðµ бы, ÑоглаÑно режиму, должен был еще как минимум Ñ‡Ð°Ñ Ñпать.
Ð”Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ ÑитуациÑ. ÐžÑ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñупругов были на момент Ð·Ð°Ñ‡Ð°Ñ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° далеко не идеальными, но мать очень раÑÑчитывала на то, что ребенок поможет подлатать полуразвалившееÑÑ Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ðµ их брака. Ребенок родилÑÑ, но ÑупружеÑкие Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпаÑти не удалоÑÑŒ. Муж ушел, а Ñын каждой Ñвоей черточкой и гримаÑкой напоминает ушедшего. И так же шаркает ногами, и так же крошит хлеб за Ñтолом... Мать ничего не раÑÑказывает ребенку об отце, но каждый раз, когда он ÑадитÑÑ Ð¾Ð±ÐµÐ´Ð°Ñ‚ÑŒ... И ребенок почему-то раÑтет нелаÑковым, замкнутым, агреÑÑивным...
Сын познакомилÑÑ Ñ Ð´ÐµÐ²ÑƒÑˆÐºÐ¾Ð¹, про которую его мать Ñказала при первой же вÑтрече: «Она тебе не ровнÑ». Сын не Ñтал приÑлушиватьÑÑ Ðº Ñоветам родителей и ÑпуÑÑ‚Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ. РодилÑÑ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½Ð¾Ðº. Супруги живут как вÑе, Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ мужа поддерживают ровные, неблизкие, но беÑконфликтные отношениÑ, никто ни про кого дурного Ñлова не Ñкажет. Ðо вот беда, в подраÑтающего ребенка Ñловно Ð±ÐµÑ Ð²ÑелилÑÑ - может оÑкорбить бабушку, ударить ее, намеренно иÑпортить ее вещи...
Различные Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñемейного воÑпитаниÑ
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ â„– 1
Старший брат Коли утонул в возраÑте шеÑти лет во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÑƒÐ¿Ð°Ð½Ð¸Ñ. Младшего, родившегоÑÑ ÑƒÐ¶Ðµ поÑле Ñмерти брата, буквально держали под колпаком. ÐктивноÑÑ‚ÑŒ ребенка чрезмерно ограничивали Ñ Ñамого рождениÑ, ÑтаралиÑÑŒ защитить и оградить от вÑего, что может оказатьÑÑ Ð¾Ð¿Ð°Ñным. РКолÑ, как и его погибший брат, родилÑÑ Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑки активным, здоровым, обладает лидерÑкими наклонноÑÑ‚Ñми и Ñильным типом нервной ÑиÑтемы. И вот шеÑтилетнего Колю приводÑÑ‚ ко мне, жалуÑÑÑŒ на приÑтупы бешеной ÑроÑти, которые проиÑходÑÑ‚ иÑключительно дома, в Ñемье, и во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… он кидает вÑе, что под руку подвернетÑÑ, ломает игрушки, деретÑÑ, ÑкверноÑловит. ÐлектроÑнцефалографичеÑкое обÑледование, проведенное по рекомендации невропатолога, не выÑвило никаких органичеÑких нарушений...
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ â„– 2
Муж Ðнны, Ñпокойный, молчаливый работÑга, неожиданно потерÑл работу - закрылоÑÑŒ предприÑтие, на котором он проработал 17 лет поÑле Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð¸Ñ‰Ð°. С трудом ÑходÑÑÑŒ Ñ Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸, не ÑƒÐ¼ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñ‚Ð¸ подходÑщую работу и не Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÐµÐ¹, которые могли бы ему помочь (вÑе его Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÑŒÑ Ð¿Ð¾ цеху разом оказалиÑÑŒ в Ñходном положении), он начал пить, Ñтал алкоголиком (ÑказывалаÑÑŒ наÑледÑтвенноÑÑ‚ÑŒ), Ñрывал Ñвою злоÑÑ‚ÑŒ и беÑпомощноÑÑ‚ÑŒ на жене и детÑÑ…. СпуÑÑ‚Ñ Ð´Ð²Ð° года такой жизни ÑкончалÑÑ Ð² милицейÑком учаÑтке при невыÑÑненных обÑтоÑтельÑтвах. Ðнна оÑталаÑÑŒ одна, без работы, без Ñбережений (покойный муж пропил вÑе, что можно), Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸ на руках. Младшему, Кешке, было тогда три года. Женщина впала в глубокую депреÑÑию, Ñовершенно переÑтала заботитьÑÑ Ð¾ доме, о детÑÑ…, которые роÑли предоÑтавленные Ñами Ñебе. Старшие крутилиÑÑŒ вокруг ларьков, подворовывали, Ñдавали бутылки, младшего подкармливали ÑоÑеди. Иногда что-нибудь приноÑили Ñтаршие, командовали: «Служи! Ðпорт!» - и броÑали подачку. Когда-то в Ñемье была Ñобака, но потом от беÑкормицы она Ñбежала на улицу. Кешке бежать было некуда, и он покорно ловил «апорты».
ПоÑтепенно Ðнне удалоÑÑŒ оправитьÑÑ Ð¾Ñ‚ потрÑÑениÑ. Она привела в порÑдок Ñначала ÑÐµÐ±Ñ Ñаму, потом дом, уÑтроилаÑÑŒ на работу нÑнечкой в детÑкий Ñад. Теперь дети Ñнова были накормлены. Ðнна, до Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ учившаÑÑÑ Ð² хорошем техникуме, Ñумела закончить курÑÑ‹ бухгалтеров и Ñтала работать бухгалтером в том же Ñамом Ñадике, Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð°Ð±Ð°Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ заказами еще в двух меÑтах. Старшие дети Ñнова вернулиÑÑŒ в школу, а младший поÑещал Ñадик, в котором работала мама. Ðо беда, как извеÑтно, не приходит одна - вÑе воÑпитательницы в один Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ñ‚Ð²ÐµÑ€Ð´Ð¸Ð»Ð¸ Ðнне, что Кешка у нее «пÑихичеÑкий», его лечить надо, может из-за пуÑÑ‚Ñка броÑитьÑÑ Ð½Ð° любого ребенка, избить его, дичитÑÑ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, в приÑутÑтвии поÑторонних вообще закрываетÑÑ Ð¸ молчит, в общегрупповых занÑтиÑÑ… практичеÑки не учаÑтвует. ДетÑкий пÑихиатр не выÑвил у Кешки никаких нарушений, кроме педагогичеÑкой запущенноÑти, вполне еÑтеÑтвенной, еÑли учитывать факты его короткой биографии...
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ â„– 3
Вадим родилÑÑ Ð¸ раÑтет в очень обеÑпеченной Ñемье. Любые игрушки вÑегда к его уÑлугам. Сначала нÑнька, а потом и приглашенный из ÑоответÑтвующей фирмы гувернер занимаютÑÑ ÐµÐ³Ð¾ воÑпитанием и образованием. ПÑтилетний мальчик уже умеет читать и ÑноÑно говорит на бытовом английÑком...
- Я вÑе понимаю, доктор, - волнуÑÑÑŒ, объÑÑнÑет моложавый реÑпектабельный папа. - Ðе научили Ð²Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñлову «нет», теперь Ñами за то раÑплачиваемÑÑ. Ðо хотелоÑÑŒ же как лучше. Я Ñам, Ñчитай, в нищете роÑ, так вот и хотелоÑÑŒ хоть Ñыну вÑе дать. Ðо что же теперь делать? Людей Ñтыдно! Он же заорать может в общеÑтвенном меÑте, наброÑитьÑÑ Ñ ÐºÑƒÐ»Ð°ÐºÐ°Ð¼Ð¸ на мать, на бабку, на гувернера Ñтого... Я ведь Ñпециально мужика нанÑл, а не бабу, чтобы в кулаке держал, а вот вÑе равно... Я гувернеру говорю: «Ðе ÑтеÑнÑйÑÑ Ñ‚Ñ‹, врежь ему как Ñледует, пуÑÑ‚ÑŒ знает», - а он, Ñтервец, предÑтавлÑете, веÑÑŒ дипломат тому бритвой раÑполоÑовал и Ñказал: «Я тебÑ, гад, ненавижу, и папка Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð²Ñе равно уволит!» ПрÑмо и не знаю, что делать-то теперь!
ÐÐ°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑледовательÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ ребенка
Ðто еще одна причина, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ‡Ð°Ñто выглÑдит как неÑÐ¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ñ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð³Ñ€ÐµÑÑивноÑÑ‚ÑŒ.
СовÑем маленький ребенок ногой ткнет в бок Ñобаку и отбежит. Ударит пеÑочной лопаткой ÑверÑтника и Ñмотрит не зло, а Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚Ñтвом - что будет? Шлепнет бабушку по щеке ладошкой и ÑмеетÑÑ. Бабушке обидно, а ему веÑело. Такой род «иÑÑледований» чаÑто вÑтречаетÑÑ Ñƒ детей Ñ Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñмоциональной Ñферы (о них мы говорили в предыдущем разделе). Такие дети проÑто не ÑпоÑобны оценить Ñмоциональные поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñвоей активноÑти. Ð”Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ… что поÑтучать палкой по доÑке, что по Ñпине ÑоÑеда - и то и другое вÑего лишь объект Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑледованиÑ, интереÑа. ÐаÑтоÑщей агреÑÑивноÑти в них поначалу нет, но когда их поÑтупки вÑтречают еÑтеÑтвенный отпор (Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ ÐµÑтеÑтвенный, а Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° Ñ Ñмоциональными нарушениÑми или завышенным болевым порогом Ñовершенно непонÑтный), то они могут и «озвереть», так как морально-нравÑтвенный компонент у детей находитÑÑ Ð² теÑной ÑвÑзи Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸ÐµÐ¼ тонкой ÑмоциональноÑти.
Когда за агреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ принимают что-то другое
Ðаиболее чаÑто за агреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ принимают детÑкое упрÑмÑтво в возраÑте от двух до четырех лет. Ð’ Ñтот период ребенок наÑтойчиво и доÑтаточно поÑледовательно отÑтаивает Ñвою физичеÑкую автономию от родителей. «Ðе буду», «не пойду», «не хочу», Â«Ñ Ñам» - ÑлышатÑÑ Ð² Ñтот период практичеÑки поÑтоÑнно. ЕÑли на ребенка в Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ «давить», то еÑÑ‚ÑŒ тащить его волоком гулÑÑ‚ÑŒ, когда он не хочет идти, или одевать наÑильно, когда он не хочет одеватьÑÑ, то можно получить тот тип ÑопротивлениÑ, который легко принÑÑ‚ÑŒ за Ñамую наÑтоÑщую агреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ. Ðо вÑе же Ñто не агреÑÑиÑ, а вÑего лишь Ñопротивление! ПереÑтали «наÑиловать» ребенка, миновал кризиÑный возраÑÑ‚ - и вÑÑŽ «агреÑÑивноÑть» как рукой ÑнÑло, Ñловно ее и не было.
Как веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñм, еÑли ребенок агреÑÑивен?
Ð”Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð° необходимо точно определить причину и иÑтоки агреÑÑивноÑти вашего Ñына или дочери. ЕÑли вы можете Ñделать Ñто ÑамоÑтоÑтельно, хорошо, еÑли нет, проконÑультируйтеÑÑŒ Ñ Ñемейным пÑихологом. Ðа прием в таком Ñлучае должна прийти вÑÑ ÑемьÑ, так как только Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° в кабинете и ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ñ Ñ€Ð°ÑÑказ одного из членов Ñемьи, ÑпециалиÑÑ‚ врÑд ли Ñможет воÑÑтановить объективную картину Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑÑтройÑтва. Ведь в кабинете пÑихолога ребенок, Ñкорее вÑего, никакой агреÑÑивноÑти не проÑвит. См. →