Консультирует Маргерита Спаньоло Лобб

31 декабря 2012 г. в 20:14

Маргерита Спаньоло Лобб (Margherita Spagnuolo Lobb) — одна из наиболее ярких гештальт-терапевтов нашего времени. Она — директор Итальянского Института Гештальта и президент Итальянской Федерации Психотерапевтических Ассоциаций. В 1996 — 2002 г.г. — президент Европейской Ассоциации Гештальт Терапии. Главный редактор журналов Quaderni di Gestalt (на итал.) и Studies in Gestalt Therapy (международный журнал на англ.яз.). Международный тренер и визит-профессор многих университетов в Италии и других странах. В свое время она училась гештальт-терапии у Исидора Фрома.

Обсуждение консультаций

Александр Гамалеев

Я здесь обращаю внимание на ресурс гештальта: повышение осознанности того, как клиент сам себя зажимает, возвращение ему ответственности за свою сутулость может способствовать бОльшей эффективности оздоровительно-физкультурных занятий, которые гештальт, конечно же, не отвергает. Важнее всего — расширение осознания: КАКИМ ОБРАЗОМ клиент выбирает неэффективные способы реагирования со средой, и получение опыта экспериментирования с другими, более эффективными способами реагирования. Главное то, что клиентка осознала: ее сутулость связана с торможением своих эмоций, провела эксперимент с разрешением себе эти эмоции проявлять более открыто. Эксперимент сопровождался достаточно сильным переживанием, полагаю, что клиентка запомнит его — и не только головой. Достаточно ли одного такого эксперимента для изменения устоявшихся в течение десятилетий привычных способов поведения? Вероятно, нет. Поэтому для встраивания новых способов реагирования, действия нужна поддержка. Это может быть и продолжение индивидуальной работы и участие в гештальт-группе. Все похоже на упражнения дистанции: изменения становятся привычными, если их сознательно практиковать в течение определенного времени.

Эмилия Гончарова

Да, осознанность очень важна, но она бывает разной. Работая с клиентами, я постоянно акцентирую их внимание на осознанности (перевожу их в третью позицию), постоянно спрашиваю — как это работает на твою цель? Получается, я использую основной метод Гештальта, но под каким-то другим ключом, с какой-то другой целью, чем Гештальт: я включаю голову, а не чувства. И мне представляется это более эффективным, чем прорабатывать чувства. Было — пару раз спрашивала или, точнее, в самом начале попадалась — шла на поводу у клиенток, возжелавших поговорить о чувствах. Такая фигня начинается… Рыдания Ярославны ни о чем. Теперь стараюсь всегда говорить о деле: что ты хочешь? Что ты для этого делаешь? Чувства нужны, но их не нужно искать, их нужно формировать, вот я и стараюсь давать им способы ощущения успеха — с помощью маленьких-маленьких шагов-действий.

Н.И. Козлов

Взять ответственность за свою сутулость — замечательно. А это было сделано как следует, в полном объеме?

В «полном объеме», мне кажется, это было бы, если Маргерита спросила «Сколько времени ежедневно ты будешь следить за своей осанкой, как ты все это организуешь, какая система поддержки и какая система штрафов» — и помогла девушке заняться даже не сутулостью (это негативная постановка цели), а красивой и оздоравливающей осанкой.

А «как следует», мне кажется, было бы при нахождении очевидной или хотя бы вероятной причине ее сутулости. Очевидная причина — девушка за собой не следит. Вероятная — трусит быть яркой и первой. Консультант этого не сделал, вместо этого терапевт пошел по пути копания в маловероятных глубинных причинах: «все дело в сдерживании и торможении тобой твоих эмоций»... Может быть и так, но кажется притянутым за уши. Думаю, что нарушение порядка работы с внутренними проблемами клиента — ошибка консультанта.

В данном случае психотерапевт использовал метод «Создал проблему, снял проблему — вылечил!». Девушка жалуется на сутулость, психотерапевт выдвигает предположение, что это все из-за сдерживания своих эмоций (создала проблему). По предложению психотерапевта девушка разрешила себе открытое выражение своих чувств (попросту, они с психотерапевтом душевно обнялись), девушке стало хорошо, ей полегчало, она кажется вообще забыла с какой проблемой вышла (проблему сняли). Психотерапевт в связи с этим сформулировал убеждение, что теперь все будет улучшаться, что она стала более стройной и более взрослой (позитивное внушение на выход).

  • Гештальт-терапия
  • Примеры консультирования
  • Консультирование
  • Психология для профи

Комментарии (2):

Гость, 16 августа 2013 г. в 15:02
Да уж... Психологи комментируют работу гештальт-терапевта, который знает методологию и философию этого метода досконально, имеет опыт работы гештальт-терапевтом несколько лет. Это несопоставимые вещи вообще. У психолога и гештальт-терапевта, как и других психотерапевтов, разные задачи. Никто не лучше и не хуже, но нельзя оценивать и комментировать работу там, где у вас нет для этого специальных знаний и опыта....
1 ответ
Козлов Николай Иванович, 16 августа 2013 г. в 19:38
Скиннера критиковали психологи и изнутри его подхода, и снаружи. Фрейда критиковали как ученики, так и представители академической психологии. Это нормальная практика работы научного сообщества, только так наука и развивается. Главное - чтобы критика была содержательной и конструктивной.

Материалы по теме:

Картинка к "Консультирует Фриц Перлз: секреты работы"
01 янв. 2006 г.
Фриц Перлз - гениальный психотерапевт. Секреты его работы каждый увидит по своему, мы даем свое, технологическое видение. Что делает психолог на самом деле - вопрос лукавый. Часто нам кажется одно, делаем мы при этом другое, окружающие в этом видят третье. Что делать, чтобы понимать все это лучше? - Обмениваться видениями. Вот мы и предлагаем видение свое. Итак, Перлз сидит на сцене, к нему поднимаются женщины с проблемами. Как можно описать его клиентов (точнее клиенток), в каком они состоянии, статусе и позиции? Как можно увидеть, это женщины вялые, в страданиях и режиме жалоб, позиция Жертвы для них естественна, позиция Автора не характерна.
0Подробнее →
Картинка к "Порядок работы с внутренними проблемами"
01 янв. 2009 г.
Направление работы консультанта определяется запросом клиента, но не только им.
Картинка к "Создал проблему, снял проблему — вылечил!"
01 янв. 2006 г.
Можно предположить, что многие специалисты действительно искренне находят проблемы у клиентов там, где их изначально не было, после этого успешно снимают несуществующую проблему.