Консультирует Фриц Перлз: секреты работы

Расшифровку (письменное изложение) этих сессий Фрица Перлза см.

Фриц Перлз - гениальный психотерапевт. Секреты его работы каждый увидит по своему, мы даем свое, технологическое видение.

Запись сессий Фрица Перлза.

Скачать видео
Скачать видео могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь.

Что делает психолог на самом деле - вопрос лукавый. Часто нам кажется одно, делаем мы при этом другое, окружающие в этом видят третье. Что делать, чтобы понимать все это лучше? - Обмениваться видениями. Вот мы и предлагаем видение свое.

Итак, Перлз сидит на сцене, к нему поднимаются женщины с проблемами. Как можно описать его клиентов (точнее клиенток), в каком они состоянии, статусе и позиции? Как можно увидеть, это женщины вялые, в страданиях и режиме жалоб, позиция Жертвы для них естественна, позиция Автора не характерна. Каков характер их проблем? Трудно назвать их глубокими, выстраданными и тем более обдуманными. Скорее, проблемы производят впечатление случайных, пустых, есть предположение, что многие возможно придумали их на ходу, лишь бы попасть на сцену.

Интересно, что пожаловавшись на проблему, женщины не обозначают своих целей - что они собственно хотят, ради чего они поднялись на сцену. Еще более интересно и, наверное, очень важно, что Перлз их об этом не спрашивает.

Почему? Ему это не важно? Он знает за них, что им нужно? Они все равно не сформулируют, и он вынужден решать это за них?

Рискнем высказать предположение, что уточнение запроса клиента, постановка целей в процессе психотерапии в принципе для Перлза (и, похоже, для гештальт-терапии в целом) вещь не обязательная. Запрос клиента - это от головы, а в идеологии Перлза обращение к голове хорошим ходом не является. "Дать ответ, что хочет клиентка, должно ее тело, а не ее голова. Надо спросить тело, а не голову". - на наш взгляд, такова внутренняя установка Ф. Перлза.

С другой стороны. нам со стороны кажется, что большой загадки в запросах женщин нет. Они вялые, они страдают, им естественно хотелось бы больше энергии, бодрости и жизни. Если психотерапевт сможет вывести их из негативной загруженности в себя и оживить, они будут довольны и благодарны.

Теперь стоит вопрос - как? Как этого добиться?

Самый простой вариант - устроить им нечто, где они смогут подвигаться и потанцевать: нужный результат скорее всего будет. Профессия аниматора востребована, женщины это любят и женщинам это помогает.

Почему не делает этого Перлз? Можно только гадать. В любом случае пойти таким путем - это значит убить таинство психотерапии и снизить статус психотерапевта с волшебника до аниматора.

Возможно, Перлз опасался возможного сопротивления: если женщина настроена пострадать, бодрая анимация может оказаться ей не по душе, и и в связи с этим дает решение в стиле айкидо - будем делать то, чего хотят наши женщины, но немного по-другому, в более бодром и живом стиле.

Перлз обращается к основной технике гештальта - раз за разом возвращает их их переживаний к состоянию "здесь и сейчас". Какой в этом смысл, почему это оказывает позитивное влияние?

Само по себе "здесь и сейчас" - радость и благо не всегда. Во время медицинских процедур, когда больно и очень больно, пациент вместе с врачом ищет возможность уйти из больного "здесь и сейчас" то ли в приятные воспоминания, то ли в мечты - во что угодно, что сможет от "здесь и сейчас боли" отвлечь.

Но очевидно, в данной ситуации "здесь и сейчас" лучше, чем "там и тогда" наших страдающих женщин, и Перлз добивается от них выгружения из негатива переживаний (из негативной Сказки) в реальность.

Перлз расспрашивает их о чувствах, но с неожиданных сторон - "Скажи это камере", "Побудь камерой" - это отвлекает от негатива переживаний, отвлекает на нейтральную реальность и выгружает из внутренних переживаний. Это первая техника - управление вниманием, переключение внимания, отвлечения внимания, переключение из Сказки в реальность. Негатив переживаний снижается.

Второе, что незаметно и естественно организует Перлз, это все-таки анимация: оживление и усиление внутренней активности женщин.

Перлз ведет себя активно сам, заводит женщин своей собственной активностью. С одной стороны, он дает женщинам образцы поведения и заражает их своей собственной активностью, с другой - энергично командует: "Пересядь!" "Скажи что-нибудь сильное!" "Усиль звук - вдохи-выдохи" "Прокричи, вырази свою боль!" "Закричи!". В результате этого женщины вовлекаются в двигательную активность, у них начинаются энергичные действия и усиление дыхания. Перлз провоцирует активные действий женщин, здесь и в других консультациях иногда напрямую говорит: "Не верю!", требует энергии "Еще! Еще раз!", дразнит. Женщины заводятся и становятся более бодрыми и живыми.

Вперемежку с этим происходит расслабление болтовней.

Женщины болтать любят, им от этого легчает, и Перлз дает им эту возможность, но без погружения в негатив. Он предлагает женщинам рассказывать о своих чувствах, превращая их внутреннюю болтовню в болтовню внешнюю. От этого им тоже - да, легчает.

Итого, общий результат - женщины становятся живее и хорошеют.

Параллельно идут внушения и теоретическая загрузка, внушение нужных психотерапевтических установок. Перлз действительно не увлекается интерпретациями, точнее - делает их немного и часто проверяет, насколько его догадки подтверждаются клиентами. Не навязывает свое видение.

Тем не менее идут оперативные внушения: "Сон - это тебе послание. Твоя мать - это твои ноги. Мама тебе не нужна. Тебе нужно от нее избавиться... Твоя женская часть обделена, ее подавляет твоя мужская часть".

Что способствует действенности внушений? Действенности внушений способствует то же любимое Фрицем Перлзом требование быть "здесь и сейчас". Кроме того, что обращение к "здесь и сейчас" выгружает женщин из негатива, это же погружает женщин в конфузионный транс, на фоне которого любые внушения женщинам проходят легко и естественно. Любое обращение внимания на свои внутренние ощущения погружает человека в самогипноз - это открытие Клауса Шульца знает любой специалист-психолог. С другой стороны, требование быть здесь и сейчас, как любое новое и непростое дело, где клиент легко совершает ошибки и подвергается окрикам "Ты не здесь и сейчас! Вернись!" рождает замешательство, на фоне который внушения также воспринимаются легче.

"Любая психотерапия - это всегда гипноз" - пусть это утверждение несколько преувеличивает роль внушений, но оно же подчеркивает огромную роль внушений в подобного рода психотерапевтической работе.

Что касается психотерапевтических установок, то Перлз естественным для себя образом их активного транслирует: рассказывает про ассимиляцию, проекцию, мини-сатори и пробуждение, о важности контакта со своими внутренними частями.

Что можно зафиксировать как реальный результат сессии Фрица Перлза? Результаты можно оценить как достойные: пусть женщины ничему не научились, пусть ничего внутри них серьезного не произошло и их личностная база не изменилась, но за короткий срок женщинам действительно полегчало, женщины взбодрились, им стало хорошо. Оперативная психотерапия - это не много, но иногда очень нужно, а Перлз делает это быстро и весело.

Заметим, что при этом Перлз сделал дополнительно. Сделав привлекательное шоу, в режиме эриксоновского гипноза он продвинул свои теоретические взгляды и установки. Например, что сны и эмоции - это очень важно и серьезно, что о них нужно много говорить и в том духе, как это показал Перлз. Думается, что в подобных вопросах каждый психолог имеет право на собственную позицию.

Больше вопросов вызывает то, что самим ходом консультации утверждает Ф. Перлз. То, что в позиции Жертвы находиться нормально и естественно, что за свои эмоции мы не отвечаем, что они идут у нас откуда-то изнутри и их нужно только выветривать: "вентилировать", как Перлз сформулирует это позже. А самое главное - что все ответы нужно искать только в себе, в своем теле, своих чувствах и ощущениях, все более погружаясь в мир субъективности. Нам представляется, что здоровый интерес к объективности, к разуму, к руководству собой и к активной позиции в жизни является другим вектором, который может гармонично уравновесить подход, предлагаемым Фрицем Перлзом.


Оставить свой комментарий  

Оставить свой комментарий