Контрольная работа

Ну, а теперь самая большая трудность: контрольная работа!

«Примеры и задачи по алгебре дома я решаю хорошо. Но на контрольных по алгебре я не могу быстро и правильно решить», — пишет Галя Ушакова из Гуся-Хрустального.

Таких писем много: не хватает самообладания. Страх совсем забивает способности — это доказано многими, очень многими экспериментами. Страх слегка помогает, если задача проста; но чуть она сложнее, чуть требуется что-то новое, какое-то творчество — и страх становится губительным.

Значит, правдами и неправдами избавиться от страха во время контрольной!

Может быть, уговорить себя, что отметка не имеет никакого значения?

Нет, это было бы неправильно. Это неминуемо приведет к провалу.

Наоборот, представим себе, что мы решаем задачу, уже решили, вспомним все случаи, когда удалось решить задачу дома, будем держать в голове успех, а не провал, и это представление об успехе почти наверняка приведет к реальному успеху.

В одном опыте оставили в классе отличников, дали им задачу и сказали, что средние ученики из другого класса решили ее за пять минут. Прошло три минуты, прозвучал гонг (раньше времени), и было объявлено, что все средние ученики уже решили бы задачу.

Что стало с бедными отличниками! Они так нервничали, путались, что и в пятнадцать минут еле-еле справились с работой!

Что бы ни происходило вокруг нас на контрольной, не будем обращать внимание. Пусть хоть весь класс решил, а я еще нет — какое мне дело? Разве идет соревнование на скорость мышления? Спринтерский бег? Знаменитый Пеле рассказывает, что, когда ему надо было бить одиннадцатиметровый штрафной удар, от которого зависел исход матча, он ставил мяч перед собой и заставлял себя на мгновение... забыть о футболе! Смотрел на солнце, на травку и — бил. И всегда забивал мяч в ворота.

Так и на контрольной: забудем о строгом учителе, о себе («Пропал! Не решу!»), о времени — будем думать о прекрасных вещах: о математике, о задаче. Если слишком волнуемся, отложим задачу, почеркаем что-нибудь на бумаге, словно у нас в запасе не сорок пять минут, а вечность. Отнесемся к задаче с любовью, оглядим ее со всех сторон, как некое забавное чудище, секрет которого интересно разгадать. И вдруг ход решения всплывет сам собой — если, конечно, мы дома решали много задач!

Статьи по теме:
Отстающие. За дело берется коллектив!
Отстающие. За дело берется коллектив!

Заниматься с отстающими? Прикреплять к ним отличников? Вызывать неуспевающих на собрания, мучить их:...

0
Учение с увлечением. Советы школьникам
Учение с увлечением. Советы школьникам

Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Скол...

0
Когда вызывают к доске...
Когда вызывают к доске...

Чтобы понять, как заставить наши языки говорить бойко и уверенно, разберем, что же происходит во вре...

1
Интеллектуальный фон класса
Интеллектуальный фон класса

Почему люди оказываются одинокими? Обычно потому, что они чем-то отличаются от других во взглядах и...

0
Учитель и ученики. Прямая и обратная связь
Учитель и ученики. Прямая и обратная связь

Если всех, кто в классе, изобразить на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие вза...

0
Уроки в школе
Уроки в школе

Опыты на себе Первый опыт: когда вызовут отвечать к доске. Отвечаем классу! Сегодня мы не просто о...

0
Категории: