Критический взгляд на личностный рост

​​​​​​​Процесс личностного роста как естественное саморазворачивание природного личностного начала - теоретическая конструкция, принимаемая и разделяемое не всеми психологами, точнее - небольшой их частью. В личностный рост верят и о возможности личностного роста говорят только те психологи, которые предполагают, что в человеке есть источник саморазвития, и представляют человеческую природу как позитивную (добрую, "заслуживающую доверия"). Кроме того, представление о естественном саморазворачивании природного личностного начала снижает значимость культурных влияных, педагогических техник и социального формирования личности, а нередко и отрицает их.

«С течением лет я далеко ушел от своих первоначальных представлений, состоящих в том, что... помощь основана на техническом мастерстве; что профессионал может советовать, манипулировать, формировать человека ради достижения желаемого результата». - Карл Роджерс.

«Лучшим путем к хорошей жизни для его пациента может быть только один: еще более быть самим собой. Научиться высвобождать подавленное, познавать собственное Я, прислушиваться к "голосу импульса", раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину – вот, что требуется». Абрахам Маслоу.

Ответ А.С. Макаренко:

"На вершинах педагогического «Олимпа» всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью. На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была все та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…», «Бойтесь помешать природе…». Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян…"

Есть парадоксальная точка зрения: «Степень гениальности человека определяется тем, насколько он затормозил развитие следующих специалистов». Так вот, А. Маслоу гениален, поскольку представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет.

Метафора дерева, вырастающего из одного семечка, затмила разработки теории деятельности, где было убедительно показано, что развитие ребенка не есть изолированный процесс, что ребенок растет в диаде с развивающим его взрослым, что влияние взрослых является преимущественно развивающим, позитивным, а не негативным и давящим.

Не имеющие научной базы, но яркие и красиво написанные работы Маслоу затмили серьезнейшие научные разработки Ури Бронфенбреннера под названием «экология человеческого развития». В этой теории куда как более правдоподобно показаны взаимовлияния ребенка и окружающей его социальной среды.

В целом, представляется, что в качестве теории развития личности более основательной является теория Ури Бронфенбреннера, а в качестве рабочей метафоры для нас более перспективной является метафора почвы и семян как основа представления о личности как о экосистеме.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы