Кризис 7-ми лет в исследованиях психологов
Редактор: проф. Н.И. Козлов
ÐšÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 3-Ñ… лет был ÑвÑзан Ñ Ð¾Ñознанием ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº Ñубъекта в мире предметов. ПроизноÑÑ: «Ñ Ñам», ребенок ÑтремилÑÑ Ð´ÐµÐ¹Ñтвовать в Ñтом мире, изменÑÑ‚ÑŒ его. Теперь он приходит к оÑознанию Ñвоего меÑта в мире общеÑтвенных отношений. Он открывает Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ новой Ñоциальной позиции — позиции школьника, ÑвÑзанной Ñ Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ учебной работы.
Как Ñчитает Л.И. Божович, ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 7-ми лет — Ñто период Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñоциального «Ð¯» ребенка.
Когда ребенок вÑтупает в ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 7-ми лет, он вдруг утрачивает детÑкую наивноÑÑ‚ÑŒ и непоÑредÑтвенноÑÑ‚ÑŒ; он начинает манерничать, паÑÑничать, кривлÑÑ‚ÑŒÑÑ, поÑвлÑетÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ-то клоунада, ребенок Ñтроит из ÑÐµÐ±Ñ ÑˆÑƒÑ‚Ð°. Ребенок Ñознательно принимает на ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°ÐºÑƒÑŽ-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, чаÑто не вÑегда адекватную Ñитуации, и ведет ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑоответÑтвии Ñ Ñтой внутренней ролью. ОтÑюда и нееÑтеÑтвенноÑÑ‚ÑŒ поведениÑ, непоÑледовательноÑÑ‚ÑŒ Ñмоций и беÑпричинные Ñмены наÑтроениÑ.
Возникают трудноÑти воÑпитаниÑ, ребенок начинает замыкатьÑÑ Ð¸ ÑтановитÑÑ Ð½ÐµÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»Ñемым. Ðтот возраÑÑ‚ называетÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ñ€Ð°Ñтом Ñмены зубов, возраÑтом вытÑгиваниÑ. ИзменÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ‡ÐµÑ€Ñ‚Ñ‹ лица, ребенок быÑтро раÑтет, повышаютÑÑ ÐµÐ³Ð¾ выноÑливоÑÑ‚ÑŒ, Ð¼Ñ‹ÑˆÐµÑ‡Ð½Ð°Ñ Ñила, ÑовершенÑтвуетÑÑ ÐºÐ¾Ð¾Ñ€Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹.
Ðовые поведенчеÑкие характериÑтики:
- ребенок не выполнÑет проÑьбы родителей или отÑрочивает Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñ… выполнениÑ;
- непоÑлушание;
- капризы;
- ребенок не Ñразу реагирует на обращение к нему взроÑлых, как будто не Ñлышит их;
- демонÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ñ€Ð¾ÑлоÑÑ‚ÑŒ;
- чаÑто хитрит;
- приÑтальное внимание к Ñвоей внешноÑти, одежде, главное, чтобы не выглÑдеть, как «Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ¸Ð¹»;
- ожидание похвалы;
- упрÑмÑтво;
- требовательноÑÑ‚ÑŒ;
- обоÑÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð½Ð° критику.
Самой ÑущеÑтвенной чертой кризиÑа 7-ми лет ÑвлÑетÑÑ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð¾ дифференциации внутренней и внешней Ñтороны личноÑти ребенка: он начинает оÑмыÑленно ориентироватьÑÑ Ð² ÑобÑтвенных переживаниÑÑ…. Ребенок начинает понимать, что значит «Ñ Ñердит», «Ñ добрый», «Ñ грущу», Ñ‚.е. у него возникает оÑмыÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð¸Ñ€Ð¾Ð²ÐºÐ° в ÑобÑтвенных переживаниÑÑ….
Ðо ребенок еще не умеет владеть Ñвоими чувÑтвами (не может Ñдерживать их и не умеет управлÑÑ‚ÑŒ ими). Потому что, утратив одни формы поведениÑ, он не приобрел еще другие.
Цепь неудач или уÑпехов (в учебе, в общении Ñо ÑверÑтниками и взроÑлыми) приводит к формированию уÑтойчивого аффективного комплекÑа — чувÑтва неполноценноÑти, унижениÑ, оÑкорбленного ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð»ÑŽÐ±Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸, ÑоответÑтвенно, чувÑтва ÑобÑтвенной значимоÑти, компетентноÑти, иÑключительноÑти. Ðекоторые из Ñтих аффективных образований будут фикÑироватьÑÑ Ð¸ влиÑÑ‚ÑŒ на развитие Ñамооценки ребенка, его ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‚Ñзаний. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸ÑŽ переживаний, в 7 лет поÑвлÑетÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ° чувÑтв. ÐŸÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚Ð°ÑŽÑ‚ новый ÑмыÑл Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°, между ними уÑтанавливаютÑÑ ÑвÑзи, ÑтановитÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð¹ борьба переживаний.
Возникновение внутренней жизни — важный факт, теперь Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ оÑущеÑтвлÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€Ð¸ Ñтой внутренней жизни. Ð’ дошкольном возраÑте ребенок проходит путь от оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº физичеÑки отдельного индивида к оÑознанию Ñвоих чувÑтв и переживаний. Ðти Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑвÑзаны прежде вÑего Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ð¹ деÑтельноÑтью: «Ð¯ умею прыгать через Ñкакалку на одной ноге, Ñ Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°Ñ», «Ð¯ быÑтро отгадываю загадки, Ñ Ñообразительный» и Ñ‚.д.
Ðа Ñмену Ñтарым интереÑам приходÑÑ‚ новые. Ð’Ñе, что имеет отношение к учебной деÑтельноÑти (в первую очередь, отметки), оказываетÑÑ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼, то, что ÑвÑзано Ñ Ð¸Ð³Ñ€Ð¾Ð¹, — менее важным. Маленький школьник Ñ ÑƒÐ²Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ играет и играть будет еще долго, но игра переÑтает быть оÑновным Ñодержанием его жизни.
Ð‘Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ ребенка — уважение. Любой младший школьник выÑказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взроÑлому. ЕÑли потребноÑÑ‚ÑŒ в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет Ñтроить Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñтим человеком на оÑнове пониманиÑ.