Кто кого напоминает. Упражнение

01 октября 2022 г. в 21:35
Источник: Книга Клауса Фопеля Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.

Практически в каждой группе бывает так, что некоторые участники, глядя на других членов группы, осознанно или неосознанно вспоминают тех или иных значимых для себя людей. При этом нередко чувства, которые вызываются этими значимыми фигурами, переносятся на членов группы, что затрудняет нормальное общение с ними. Если же удается открыто обсудить, с кем ассоциируется конкретный участник, то становится легче провести грань между "новыми" впечатлениями, возникающими при восприятии того или иного поведения данного человека, и "старыми", всплывающими в памяти в силу ассоциативной связи. Предлагаемую процедуру имеет смысл проводить как на начальной стадии работы группы, так и в том случае, если у Вас сложилось впечатление, что взаимоотношения участников отягощают связанные с переносом трудности.

Инструкция

Я хочу предложить вам поучаствовать в упражнении, которое поможет нам установить более реалистичный контакт друг с другом. Иногда призраки прошлого подшучивают над нами, и в результате какой-нибудь участник группы ассоциируется у нас с некогда значимым для нас человеком. Это приводит к тому, что наши старые чувства и реакции, намного превосходящие по интенсивности то, что мы ощущаем по отношению к члену группы, включаются так, как будто они были записаны на магнитофон. Пожалуйста, подумайте в течение 3 минут о том, есть ли среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых людей: кого-нибудь из родителей, брата, сестру, друга, подругу, любимого человека. Проверьте буквально всех участников группы, не забудьте и обо мне. Теперь запишите на карточке имя того члена группы, который вызывает у вас такого рода биографические ассоциации. Коротко укажите также, какие чувства пробуждает в вас это воспоминание, и чем именно это воспоминание было вызвано. Теперь передайте карточку соответствующему члену группы.

Вопросы для обсуждения:

— Кто получил одну или несколько карточек?

— Как он к этому отнесся?

— Как я реагировал в ситуации, когда на меня переносились позитивные чувства?

— Как я реагировал в ситуации, когда на меня переносились негативные чувства?

— Как чувствуют себя те, кто заполнил карточки?

— Получил ли карточку руководитель группы? Как он к этому отнесся?

  • Автор К. Фопель
  • Упражнения на межличностное взаимодействие

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Психологические упражнения для личностных тренингов"
01 янв. 2004 г.
Тренинг без упражнений немыслим, тренинг без упражнений — это семинар, это урок, это может быть полезная беседа, но это не тренинг. 
4Подробнее →