Ликбез по медитации

Автор статьи Александр Лебедев

Многие люди, если не почти все, хотя бы раз в своей жизни обращались душой на загадочный Восток, к мудрым архатам, улыбчивому Будде, курительным палочкам, молитвенным барабанам, таинственным мантрам... И так хотелось с притворной скромностью сказать друзьям: "Я тут йогой занялся... Медитирую потихоньку...", однако искусство медитации считается в нашей культуре искусством, в то время как для буддиста это занятие столь же обычное, как утренняя чистка зубов.

Вот представил себе общество, которое считает чистку зубов или умывание искусством, и стало мне грустно.

Да, медитация, помимо сакральных свойств, полезна для физического и психического здоровья, помогает просто-напросто находиться в лучшем, более уравновешенном состоянии духа, отнимает очень немного сил и времени, но человеку европейского воспитания это несложное, в общем-то, упражнение дается с большим трудом.

Я не стану агитировать за буддизм, христианская молитва тоже медитативна по своей сущности, но школы, в которых медитацией можно заняться последовательно и под руководством учителя, зачастую трудно досягаемы и сопровождают обучение ненужными простому человеку заморочками.

Их можно понять - медитация является одной из составных частей подготовки тела и духа к пути в Нирвану, что является целью буддиста и многих религий и течений, на нем основанных, но, думаю, мало кто из читателей журнала мечтает именно об этом.

Не то, чтобы я гарантировал ненужность учений любых учителей, напротив я знаю достойных людей, помогающих другим разобраться в себе и в мире, обрести гармонию или новые возможности, но мне просто хотелось бы поделиться некоторыми сведениями о том, как это упражнение выполняется, чтобы каждый, кого интересует только медитация для здоровья, при желании мог получить свою долю пользы, не меняя ни убеждений, ни образа жизни.

Прежде всего, я открою страшную тайну. В самом простом варианте медитация - всего лишь остановка мыслей.

Европейское воспитание направлено на воспитание труженика. С детства нас учат тому, что нужно для труда - читать, писать, считать, общаться в меру производственной необходимости (вы не обращали внимания, как мало слов в языке описывают чувства, и как много - действия?), а душевное здоровье скорее вредно, чем полезно, так как нервным человеком проще управлять. Современный человек практически все время о чем-то думает, вертит в голове какие-то мысли, неважно, нужные или ненужные, хочет он этого или нет.

Буддистские культуры более эгоистичны. Много внимания уделяется воспитанию духа, спокойствия, равновесия, гармонии. В такой ситуации легче воспринять идею, что мозг вовсе необязательно лучше всего именно думает, а не что-то еще.

Медитация, по мнению многих учителей европейского толка непременно сопряжена с каким-то предметом, якорем, основой, за которую сознание может зацепиться. В одной умной книге я даже прочел определение, что медитация это "напряженное размышление о чем-то".

Как можно говорить о каком-то духовном развитии, если мозг все время неуправляемо дергается думами и думками? Разве может стать спортсменом человек, постоянно неудержимо чешущийся, который не в состоянии ни на мгновение остановить это занятие? Говорить о владении своим телом можно только тогда, когда человек может замереть и расслабиться. Напряженный же человек не может заниматься спортом. Даже нелюбимый мной Карлос Кастанеда считал ее важной частью развития и называл остановкой внутреннего диалога.

В первую очередь никакого напряжения при медитации быть не может. Это делается легко, непринужденно, спокойно, расслабленно. Во-вторых, предмет, конечно, может иметь место, но это либо другое упражнение, либо точка фиксации, которая может быть нужна только в самом начале.

Обратите внимание на далекую точку где-нибудь на горизонте. Постарайтесь ее рассмотреть. Только рассмотреть, как можно больше увидеть. Вы заметите, что, пока вы всматриваетесь, ваши мысли останавливаются. То же самое произойдет, если вы прислушаетесь к тихим и неопределенным звукам, принюхаетесь к слабым неопределенным запахам... Мозг вначале был приспособлен для восприятия, и только потом научился думать. Поэтому при настойчивом восприятии окружающего он прекращает заниматься всякой ерундой.

Когда вы целитесь, играете в спортивную игру, вдеваете нитку в иголку, вы тоже ни о чем не думаете.

Если у вас это получилось, хотя бы на полсекунды - поздравляю вас, вы только что медитировали. Мало ли, что недолго - лиха беда начало. Вы можете теперь постепенно увеличивать длительность этого состояния.

Это вариант активной "Янской" медитации, медитации воина или охотника, эстета или художника, медитации восприятия, объединения себя со всем миром.

Представьте себе охотника, сидящего на дереве в засаде. Вот он сидит, сидит, ждет, ждет... И задумался. Мимо него пробежал зверь, и тут охотник встрепенулся: "А? Что? Что это было?"...

Смешно?

Охотники и воины могут находиться в состоянии медитации днями и неделями, да и не так уж это трудно. Очень немногие занятия в нашей жизни требуют именно размышления. Исключение составляют некоторые профессиональные занятия, но таким работникам медитация требуется еще больше в свободное время.

Занятия боевыми искусствами возможны только в состоянии медитации, то же можно сказать о танцах, рисовании, музицировании, и других творческих занятиях. Есть гипотеза, что европейский человек более склонен к алкоголизму, потому что испытывает недостаток именно этого, бездумного состояния, и ищет его в искусственном жалком подобии медитации - алкогольном опьянении.

Второй доступный вариант из простых - чистая "Иньская" медитация, медитация "внутрь", удобная для приведения в порядок себя, своей души.

Каждому, наверное, случалось испытывать состояние, когда не выспался или устал, никакого определенного занятия на близкое время не случилось (очень часто это бывает в транспорте), при этом человек, почти не мигая, смотрит в точку, ничем не примечательную, не отличающуюся от соседних... И при этом ни о чем не думает. Вроде как дремлет с открытыми глазами.

Это она и есть. Медитация. Совсем не трудно научиться включать это состояние по своей воле, и, как вы легко сможете заметить, во многих ситуациях вы можете заполнить какие-то промежутки времени именно ей.

Частой ошибкой является выделение специального времени и места под медитацию. Скажем, ежедневно в восемь часов вечера полчаса на упражнение, при этом все домашние строго предупреждаются, что нельзя шуметь... Это, конечно, помогает, но привязывает. Если вы не можете медитировать почти в любой ситуации, пользы от этого немного. В качестве специального, отдельного упражнения медитация хороша только в очень глубоких вариантах, которые требуются вовсе не для приведения социально ориентированного человека в приличное душевное состояние.

Может показаться неприятным, когда от медитации отвлекают, но очень важно научиться легко включать и выключать ее. Пусть вас отвлекли, но через минуту, полчаса, час, вы сможете вернуться в нее. Это не занятие, не процесс, требующий непрерывности, это просто состояние.

Естественное состояние.

Посмотрите на кошку. Бог знает, думает ли она о чем-нибудь, но, когда она сидит на окне и просто смотрит, она определенно медитирует, это видно и по неподвижной, но спокойно и безмятежной позе, по невовлеченности и расслабленности... Любой кошковладелец согласится со мной. Но стоит хлопнуть дверцей холодильника, как медитация мгновенно и безболезненно прерывается, кошка, истерично мявкая, мчится в надежде получить что-то вкусненькое, но так же мгновенно возвращается в умиротворенное состояние, стоит ей убедиться, что холодильник открыли не для нее.

Очень хорошо готовить в медитации пищу, говорят, что она так получается вкуснее, и даже лучше усваивается. В медитации приятнее слушать музыку или рассматривать картины, вообще искусство.

Медитируя, при некотором навыке, возможно, поддерживать несложную беседу, выполнять несложную работу, включая "сознательную" часть мозга, "всплывая", только при необходимости решить логическую задачу. Кстати, отдохнувшая мыслительная система примется за работу с рвением и удовольствием.

Медитация является "исходным положением" для выполнения многих полезных и интересных упражнений, способностей, возможностей. Из нее легче понимать других, принимать интуитивные решения при недостатке информации, просто догадываться о чем-то...

Более сложные занятия, впрочем, лучше все же практиковать с учителем.

Хочется рассказать о том, как полезно медитировать, но не буду. Лучше один раз пощупать, чем сто раз понюхать. Попробуйте и убедитесь сами, это гораздо проще, чем пытаться принять на веру слова незнакомого вам человека.

Приведу напоследок только один простой пример: представьте себе двух человек, копающих землю. Один нервничает, что земля твердая, лопата тупая, солнце жарит, до обеда далеко, до забора тоже, а второй просто втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает... Кому легче? Кто устанет меньше?

Вы можете и отказаться от медитации, но лучше попробовать, и сделать выбор сознательно и на основании своего опыта. Лично я рекомендую уметь больше и пользоваться бОльшим.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы