Любовь к себе по христиански

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

(Ин. 12, 25).

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Преподобный Серафим Саровский († 1833).

Любящий себя самого не может любить Бога, не любящий же себя самого по причине чрезвычайного обилия любви к Богу – этот любит Бога. Поэтому именно таковой никогда и не ищет славы своей, но славы Божией. Ибо любящий себя самого ищет своей славы; любящий же Бога любит славу Создавшего его.

Блаженный Диадох Фотикийский (V век).

Самолюбивый человек безнадежно слеп и одинок; ничего ни в мире, ни в людях он не увидит, кроме себя самого.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Самолюбие надо с корнем вырвать: всякий грех от самолюбия; грех всегда прикидывается нашим доброжелателем, обещая нам довольство и покой.

Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или самосожаление, самощадение... Не жалей себя никогда и ни в чем, распни себя - своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, - и ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей, и ты будешь истинный последователь Христов.

Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни и обставил себя всевозможнейшими удобствами: он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению; между тем жизнь христианская вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобств и великого терпения.

Да будет для тебя плотская сладость как горечь; потеря как приобретение; дорогое как дешевое; здоровое и питательное как нездоровое и непитательное - потому что оно удобно может быть нездорово и вредно для души. Единственная твоя сладость да будет Христос, единственная надежда - Он, создавший вся от не сущих.

Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908).

Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его (Ин. 6, 44). Сердце новое и дух новый подает Сам Бог (Иезек. 36, 26). Человеку самому жаль себя. Слившись с плотию и грехом, он стал одно с ними.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

То ли значит истинная любовь к самому себе, что я люблю только себя? Нет! Это прелесть, это ложь, это гордость, это не любовь, а заблуждение чувств и тьма душевная. Истинная любовь есть свет души: в ней мне виден ближний мой; я люблю его как себя, и это самое свидетельствует, что я поистине в ближнем моем люблю себя.

Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836).

Самолюбие есть извращенная любовь к себе. Безумна и пагубна эта любовь. Самолюбивый, пристрастный к суетному и преходящему, к греховным наслаждениям – враг самому себе. Он – самоубийца: думая любить себя и угождать себе, он ненавидит и губит себя, убивает себя вечной сметрью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Сначала нужно научиться правильно любить себя, то есть научиться желать себе благ духовных. Эгоист желает себе в основном благ материальных, исповедует такую веру: буду жить в свое удовольствие, не глядя на всех остальных, пользоваться всем тем, что мне нужно. Не важно, какой ценой мне это достанется и что это принесет окружающим людям; главное - это "я". Такова философия эгоиста, он гоняется за материальными благами. Своими взглядами на жизнь он ничем не отличается от четвероногих животных. А правильная любовь к себе - это желание благ духовных, желание богообщения, богопознания, желание царствия небесного, желание любви к Богу и ближним. Такая любовь к себе достижима.

Но существует еще духовный эгоизм, когда человек убежден, что цель его жизни - спасение своей души (и это правильно), но при этом он считает, что весь мир и все люди вокруг созданы для того, чтобы он достиг этой цели. И всех окружающих он рассматривает как некие орудия для спасения своей собственной души, и никак иначе. О том, что Бог создал каждого человека свободным, духовным, такие люди не думают. "Все существуют для того, чтобы я спасал свою душу", - так думает духовный эгоист. Окружающих людей он использует для воплощения своих как бы духовных устремлений, и все они сплошь и рядом ему должны: должны то, должны это, должны и обязаны как в материальном, так и в духовном отношении. Только сам духовный эгоист почему-то никому ничем не обязан.

Иеромонах Сергий (Рыбко) (XX-XXI вв.).

Надлежит нам так себя самих и друг друга чтить и любить, как сам Христос первый своим примером показал, благоволив пострадать за нас.

Преподобный Максим Исповедник († 662).

Прекрасный, но и страшный и, без сомнения, вполне истинный закон судьбы нашей открыл нам Спаситель наш, когда сказал: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Сокровищем назвал Он то, чем пленяется наша мысль, к чему с превозмогающей силою стремится господствующая в нас склонность. Посему мы сами определяем нашу судьбу, мы носим ее в себе, в господствующей в нас склонности. Если наше сокровище, предмет господствующего в нас желания, находится и останется на земле, в земных благах, стяжаниях, удовольствиях, славе, то здесь долу останется и наше сердце, а где наше сердце, там наша жизнь, там наш жребий, и потому он не найдется на Небе. Изберем же и уготовим себе лучший жребий, расположим себя так, чтобы не на земле было наше сокровище. Собирайте себе сокровища на небе, туда непрестанно переносите ваши мысли, ваши желания, вашу любовь, и будет там ваше сердце, ваша жизнь, ваша радость, ваше блаженство.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы