Мама, я боюсь чудовища!

Фильм "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Дети боятся очень многого - пока не научатся над этим смеяться.

Фильм "Майор Пэйн"

Если он был там, ему не повезло!

Пишет мама: "Когда я попыталась использовать метод "тайм-аут", я столкнулась с тем, что ребенок меня не слушается: на стуле не сидит, а когда я попробовала закрыть его в комнате, чтобы он там успокоился, у него возникли страхи. Я ему сказала, что в качестве наказания он будет сидеть в комнате, пока не успокоится, но ребенок боится туда идти: он не плачет, но когда я говорю - иди поиграй сам в комнату, он отказывается, говорит, что там чудовище... Все происходит днем, в комнате светло, но ребенок боится, и это происходит уже пару лет. Меня это волнует".

Читайте внимательно, что пишет мама: ребенок ей говорит, что он боится, а мама ему верит и его страхов - боится. Перспективы? Если ребенок видит, что на маму его рассказы действуют, он будет бояться дальше. И чаще. И больше.

А можно ли действовать по другому? Я поговорил со своими детьми (разного возраста), мы придумали следующие варианты.

Вариант раз

"Там чудовище? Здорово! Жалко, что я его там не видел. У меня к тебе просьба: возьми мой айфон и сфотографируй мне его. Умеешь фотографировать айфоном? нет? Давай научу! .... А теперь беги, пофоткай что у тебя в комнате интересного. Как появится чудовище, обязательно его сфотографируй и покажи мне!" Скорее всего, это закончится тем, что ребенок нащелкает много фоток, но чудовища в этот раз не будет. Тогда договариваемся: "Наверное, чудовище боится фотографирования. Если увидишь его еще раз, быстро беги ко мне, я дам тебе айфон, ты с ним тогда разберешься".

Вариант два

"Чудовище появляется в комнате именно потому, что ты его боишься. И если будешь бояться его и дальше, оно будет появляться еще чаще, и может поселиться и в других комнатах. Но если ты его не будешь бояться, оно испугается и убежит. Я могу войти в комнату вместе с тобой, чтобы ты громко и уверенно сказал: "Чудовище, я тебя не боюсь!" После этого чудовище исчезнет".

Вариант три

Страшное чудовище? Ты сильно его боишься? Это нормально, маленькие дети часто боятся больших чудовищ. Но у меня есть волшебное средство против страшных чудовищ, и оно может помочь и тебе? Хочешь? (Да!) Тогда неси свой альбом для рисования и цветные карандаши. Задание первое: нарисуй свое страшное чудовище. (рисует) - Отлично! А теперь нам нужно это чудовище перерисовать, чтобы оно стало не страшным, а домашним или смешным. Помнишь, об этом рассказывали в фильме о Гарри Поттере? Там тоже из шкафа появлялись страшные чудовища, как раз те, которых ребенок боялся. Но если его не бояться и сделать его смешным, чудище исчезает. Я предложу тебе на другом листке нарисовать дом, рядом с ним конуру, где будет жить наше домашнее чудовище, а еще к нему пририсовать голубые бантики, воздушные шарики на хвосте и красную шляпу на его голове. Тогда это станет самое веселое домашнее чудовище!

Вариант четыре

"Ты боишься чудовища? Безобразие какое... Ты же мальчик, мужчина, а мужчины бояться не должны. Мужчина должен быть умным и смелым, его должны всякие чудовища бояться!" После этого вооружить мальчика саблей и пистолетом, чтобы он победил Чудовище. И, главное, выучить с ним волшебную боевую считалку:

Если ты сидишь в углу, я воткну в тебя иглу!
Коль залез ты под кровать, буду я в тебя стрелять!

Вариант пять

"Чудовище? Конечно, это же я посадила его в твой шкаф. И если ты не будешь меня слушаться, я его оттуда выпущу. Я, когда сердита, еще и не то могу сделать! Поэтому пока иди в комнату, играй и не серди меня. Если сегодня будешь вести себя хорошо, я чудовище из твоего шкафа прогоню. Договорились?"

Этот вариант был предложен самими детьми и понравился им больше всего, к ужасу всех присутствующих взрослых.

Вариант шесть

​Для более детей с пяти лет можно вести уже более взрослые разговоры. "Скажи, а как мне понять, ты вправду видел там чудовище или просто придумал его?" - Я видел его, правду видел! - "Хорошо, может быть. А может и не быть. Вот предположим пошел ты гулять, играешь с Борькой, он у тебя взял твой трансформер ненадолго, а потом говорит тебе, что к нему прилетело чудовище и трансформер забрало на небо. Ты ему поверишь? Наверное, не очень. Если это чудовище кто-то еще видел, Боре можно поверить. А если его никто больше не видел, то наверное Борька фантазирует. А ты что думаешь?"

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 7 августа 2014 21:12:15

Здорово! Варианты беспроигрышные-)) Я такой вариант своему ребенку озвучила- чудовище, которое у нас завелось, доброе и оно любит детей. Ты даже можешь с ним поиграть и сам увидишь. Теперь ходит в комнату со мной сначала, но я могу его оставить и он играет спокойно один, а если опять про чудовище вспоминает, то я напоминаю про доброе чудовище-)

Гость 10 августа 2014 15:39:03

Вариант 5 просто убивает детскую психику. Ребенок продолжает генерировать свой страх и перестает доверять родителям. Вариант 4 - ребенка нельзя ругать за страхи, иначе ребенок, которого стыдят, спрячет этот страх глубоко во внутрь и это породит новую проблему личности. Не могу поверить, что это рекомендации настоящих психологов. На мой взгяд, самый оптимальный вариант 3, но работает не для всех детей.

Максим Соколов 10 августа 2014 16:08:25

Коллега, с чего вы взяли? Мы проверяли эти варианты, они работают, дети довольны. А вы основываетесь на какой практике или на каких научных исследованиях?

Гость№2 24 сентября 2014 01:26:01

Вспоминая свое детство, я бы испугалась варианта №5.

студент 19 августа 2014 16:13:38

С пятым вариантом всё понятно, дети говорили языком своих родителей, и я думаю, ужаснулись те родители, которые это поняли. Как говорит моя дочь 16-лет: "Аллилуйя!", т.е. до них дошло.

Развитие темы

Самые популярные материалы