Манифест Человек Свободный
Автор: Симон Соловейчик. Манифест газеты "Первое сентября"
Ð’Ñ‹ÑÑˆÐ°Ñ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ
ПрежнÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑƒÑˆÐ»Ð° не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорÑÑ‚, а потому, что в ее оÑновании была краÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ‡Ñ‚Ð° – но неÑбыточнаÑ. Ð’ дейÑтвительноÑти мало кто верил в нее, поÑтому воÑпитание поÑтоÑнно оказывалоÑÑŒ неÑффективным. ÐžÑ„Ð¸Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿Ð°Ð³Ð°Ð½Ð´Ð°, которой придерживалаÑÑŒ и школа, разительно не ÑоответÑтвовала реальной жизни.
Теперь мы возвращаемÑÑ Ð² реальный мир. Вот что в нем главное: он не ÑоветÑкий, он не буржуазный, он дейÑтвительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¸ÑториÑ, Ñвой национальный характер, Ñвой Ñзык и Ñвои Ð¼ÐµÑ‡Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ â€“ у каждого народа Ñвое, оÑобое. Ðо в целом мир един, реален.
И в Ñтом реальном мире еÑÑ‚ÑŒ Ñвои ценноÑти, еÑÑ‚ÑŒ Ñвои выÑшие цели Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ человека. ЕÑÑ‚ÑŒ и одна выÑÑˆÐ°Ñ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, отноÑительно которой выÑтраиваютÑÑ Ð²Ñе другие цели и ценноÑти.
Ð”Ð»Ñ ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ, Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑпитателÑ, Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑ€Ð°Ð¹Ð½Ðµ важно понимать, в чем же ÑоÑтоит Ñта выÑÑˆÐ°Ñ Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ.
По нашему мнению, такой выÑшей ценноÑтью ÑвлÑетÑÑ Ñ‚Ð¾, о чем люди мечтают и ÑпорÑÑ‚ Ñ‚Ñ‹ÑÑчелетиÑми, что ÑвлÑетÑÑ Ñамым трудным Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑкого пониманиÑ, – Ñвобода.
Спрашивают: кого же теперь воÑпитывать?
Мы отвечаем: человека Ñвободного.
Что такое Ñвобода?
Чтобы ответить на Ñтот вопроÑ, напиÑаны Ñотни книг, и Ñто объÑÑнимо: Ñвобода – понÑтие беÑконечное. Оно принадлежит к выÑшим понÑтиÑм человека и потому принципиально не может иметь точного определениÑ. БеÑконечное не определимо в Ñловах. Оно выше Ñлов.
Сколько люди живут, они будут ÑтаратьÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ, что же такое Ñвобода, и ÑтремитьÑÑ Ðº ней.
Полной Ñоциальной Ñвободы нет нигде в мире, ÑкономичеÑкой Ñвободы Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ человека нет и, ÑÑƒÐ´Ñ Ð¿Ð¾ вÑему, быть не может; но Ñвободных людей – огромное множеÑтво. Как же Ñто получаетÑÑ?
Ð’ Ñлове «Ñвобода» ÑодержитÑÑ Ð´Ð²Ð° разных понÑтиÑ, Ñильно отличающихÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ от другого. По Ñути, речь идет о Ñовершенно разных вещах.
ФилоÑофы, Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ñто трудное Ñлово, пришли к выводу, что еÑÑ‚ÑŒ «Ñвобода-от» – Ñвобода от какого бы то ни было внешнего ÑƒÐ³Ð½ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ и еÑÑ‚ÑŒ «Ñвобода-длÑ» – внутреннÑÑ Ñвобода человека Ð´Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑамооÑущеÑтвлениÑ.
ВнешнÑÑ Ñвобода, как уже говорилоÑÑŒ, не бывает абÑолютной. Ðо внутреннÑÑ Ñвобода может быть беÑпредельной даже при Ñамой трудной жизни.
Ð’ педагогике давно обÑуждаетÑÑ Ñвободное воÑпитание. Ð£Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ñтого Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑтремÑÑ‚ÑÑ Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ ребенку внешнюю Ñвободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней Ñвободе, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñтупна человеку во вÑех обÑтоÑтельÑтвах, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ не надо Ñоздавать Ñпециальных школ.
ВнутреннÑÑ Ñвобода не завиÑит жеÑтко от внешней. Ð’ Ñамом Ñвободном гоÑударÑтве могут быть завиÑимые, неÑвободные люди. Ð’ Ñамом неÑвободном, где вÑе так или иначе угнетены, могут быть Ñвободные. Таким образом, воÑпитывать Ñвободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воÑпитывать Ñвободных людей не потому, что наше общеÑтво обрело Ñвободу – Ñто Ñпорный вопроÑ, – а потому, что внутреннÑÑ Ñвобода нужна Ñамому нашему воÑпитаннику, в каком бы общеÑтве он ни жил.
Человек Ñвободный – Ñто человек, Ñвободный внутренне. Как и вÑе люди, внешне он завиÑит от общеÑтва. Ðо внутренне он незавиÑим. ОбщеÑтво может оÑвободитьÑÑ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ðµ – от угнетениÑ, но Ñтать Ñвободным оно может лишь тогда, когда люди в большинÑтве Ñвоем будут внутренне Ñвободны.
Вот Ñто и должно быть, на наш взглÑд, целью воÑпитаниÑ: внутреннÑÑ Ñвобода человека. ВоÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½Ðµ Ñвободных людей, мы приноÑим Ñамую большую пользу и нашим воÑпитанникам, и Ñтране, ÑтремÑщейÑÑ Ðº Ñвободе. ЗдеÑÑŒ нет ничего нового; приÑмотритеÑÑŒ к лучшим учителÑм, вÑпомните Ñвоих лучших учителей – они вÑе ÑтаралиÑÑŒ воÑпитывать Ñвободных, потому они и запоминаютÑÑ.
Внутренне Ñвободными людьми держитÑÑ Ð¸ развиваетÑÑ Ð¼Ð¸Ñ€.
Что такое внутреннÑÑ Ñвобода?
ВнутреннÑÑ Ñвобода так же противоречива, как и Ñвобода вообще. Внутренне Ñвободный человек, ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, в чем-то Ñвободен, а в чем-то не Ñвободен.
От чего Ñвободен внутренне Ñвободный человек? Прежде вÑего от Ñтраха перед людьми и перед жизнью. От раÑхожего общего мнениÑ. Он незавиÑим от толпы. Свободен от Ñтереотипов Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ ÑпоÑобен на Ñвой, личный взглÑд. Свободен от предубеждений. Свободен от завиÑти, корыÑти, от ÑобÑтвенных агреÑÑивных уÑтремлений.
Можно Ñказать так: в нем Ñвободно человечеÑкое.
Свободного человека легко узнать: он проÑто держитÑÑ, по-Ñвоему думает, он никогда не проÑвлÑет ни раболепÑтва, ни вызывающей дерзоÑти. Он ценит Ñвободу каждого человека. Он не кичитÑÑ Ñвоей Ñвободой, не добиваетÑÑ Ñвободы во что бы то ни Ñтало, не ÑражаетÑÑ Ð·Ð° Ñвою личную Ñвободу – он вÑегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет Ð´Ð»Ñ Ñвободы, а живет Ñвободно.
Ðто легкий человек, Ñ Ð½Ð¸Ð¼ легко, у него полное жизненное дыхание.
Каждый из Ð½Ð°Ñ Ð²Ñтречал Ñвободных людей. Их вÑегда любÑÑ‚. Ðо еÑÑ‚ÑŒ нечто такое, от чего дейÑтвительно Ñвободный человек не Ñвободен. Ðто очень важно понÑÑ‚ÑŒ. От чего не Ñвободен Ñвободный человек?
От ÑовеÑти.
Что такое ÑовеÑÑ‚ÑŒ?
ЕÑли не понÑÑ‚ÑŒ, что же такое ÑовеÑÑ‚ÑŒ, то не понÑÑ‚ÑŒ и внутренне Ñвободного человека. Свобода без ÑовеÑти – Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ñвобода, Ñто один из видов Ñ‚Ñжелейшей завиÑимоÑти. Будто бы Ñвободный, но без ÑовеÑти – раб дурных Ñвоих уÑтремлений, раб обÑтоÑтельÑтв жизни, и внешнюю Ñвою Ñвободу он употреблÑет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не Ñвободным. Свобода в общем Ñознании воÑпринимаетÑÑ ÐºÐ°Ðº добро.
Обратите внимание на важное различие: тут не Ñказано – не Ñвободен от Ñвоей ÑовеÑти, как обычно говорÑÑ‚. Потому что ÑовеÑÑ‚ÑŒ не бывает ÑвоÑ. СовеÑÑ‚ÑŒ и ÑвоÑ, и общаÑ. СовеÑÑ‚ÑŒ – то общее, что еÑÑ‚ÑŒ в каждом отдельно. СовеÑÑ‚ÑŒ – то, что ÑоединÑет людей.
СовеÑÑ‚ÑŒ – Ñто правда, Ð¶Ð¸Ð²ÑƒÑ‰Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ людьми и в каждом человеке. Она одна на вÑех, мы воÑпринимаем ее Ñ Ñзыком, Ñ Ð²Ð¾Ñпитанием, в общении друг Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼. Ðе нужно Ñпрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в Ñловах, как и Ñвобода. Ðо мы узнаем ее по чувÑтву ÑправедливоÑти, которое каждый из Ð½Ð°Ñ Ð¸Ñпытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый Ñтрадает, когда ÑправедливоÑÑ‚ÑŒ нарушаетÑÑ â€“ когда попираетÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ð°. СовеÑÑ‚ÑŒ, чувÑтво Ñугубо внутреннее и в то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑтвенное, говорит нам, где правда и где неправда. СовеÑÑ‚ÑŒ заÑтавлÑет человека придерживатьÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ñ‹, то еÑÑ‚ÑŒ жить Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ð¾Ð¹, по ÑправедливоÑти. Свободный человек Ñтрого ÑлушаетÑÑ ÑовеÑти – но только ее.
Учитель, цель которого – воÑпитание Ñвободного человека, должен поддерживать чувÑтво ÑправедливоÑти. Ðто главное в воÑпитании.
Ðикакого вакуума нет. Ðикакого гоÑзаказа на воÑпитание не нужно. Цель воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð° на вÑе времена – Ñто внутреннÑÑ Ñвобода человека, Ñвобода Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ñ‹.
Свободный ребенок
ВоÑпитание внутренне Ñвободного человека начинаетÑÑ Ð² детÑтве. ВнутреннÑÑ Ñвобода – Ñто природный дар, Ñто оÑобый талант, который можно заглушить, как и вÑÑкий другой талант, но можно и развить. Ðтот талант в той или иной мере еÑÑ‚ÑŒ у каждого, подобно тому как у каждого еÑÑ‚ÑŒ ÑовеÑÑ‚ÑŒ, – но че-ловек или приÑлушиваетÑÑ Ðº ней, ÑтараетÑÑ Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ по ÑовеÑти, или она заглушаетÑÑ Ð¾Ð±ÑтоÑтельÑтвами жизни и воÑпитанием.
Цель – воÑпитание Ñвободного – определÑет вÑе формы, ÑпоÑобы и методы Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸. ЕÑли ребенок не знает ÑƒÐ³Ð½ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ научаетÑÑ Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ по ÑовеÑти, к нему Ñами Ñобой приходÑÑ‚ вÑе житейÑкие, общеÑтвенные навыки, о которых так много говоритÑÑ Ð² традиционных теориÑÑ… воÑпитаниÑ. Ðа наш взглÑд, воÑпитание заключаетÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ в развитии той внутренней Ñвободы, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¸ без Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ в ребенке, в ее поддержке и охране.
Ðо дети бывают Ñвоевольны, капризны, агреÑÑивны. Многим взроÑлым, родителÑм и учителÑм кажетÑÑ, что предоÑтавлÑÑ‚ÑŒ детÑм Ñвободу опаÑно.
Тут проходит граница двух подходов в воÑпитании.
Тот, кто хочет выраÑтить Ñвободного ребенка, принимает его таким, какой он еÑÑ‚ÑŒ, – любит его оÑвобождающей любовью. Он верит в ребенка, Ñта вера помогает ему быть терпеливым.
Тот, кто не думает о Ñвободе, боитÑÑ ÐµÐµ, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его ÑовеÑÑ‚ÑŒ. Любовь к ребенку ÑтановитÑÑ ÑƒÐ³Ð½ÐµÑ‚Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ¹. Такое неÑвободное воÑпитание и дает общеÑтву дурных людей. Без Ñвободы вÑе цели, даже еÑли они кажутÑÑ Ð²Ñ‹Ñокими, ÑтановÑÑ‚ÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ и опаÑными Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹.
Свободный учитель
Чтобы выраÑти Ñвободным, ребенок Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñтва должен видеть Ñ€Ñдом Ñ Ñобой Ñвободных людей, и в первую очередь – Ñвободного учителÑ. ПоÑкольку внутреннÑÑ Ñвобода не прÑмо завиÑит от общеÑтва, вÑего лишь один учитель может Ñильно повлиÑÑ‚ÑŒ на талант Ñвободы, Ñкрытый в каждом ребенке, как Ñто бывает и Ñ Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸, Ñпортивными, художеÑтвенными талантами.
ВоÑпитание Ñвободного человека поÑильно каждому из наÑ, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может вÑе. Потому что дети Ñ‚ÑнутÑÑ Ðº Ñвободным людÑм, доверÑÑŽÑ‚ им, воÑхищаютÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸, благодарны им. Что бы ни проиÑходило в школе, внутренне Ñвободный учитель может быть в победителÑÑ….
Свободный учитель принимает ребенка равным Ñебе человеком. И Ñтим он Ñоздает вокруг ÑÐµÐ±Ñ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферу, в которой только и может выраÑти Ñвободный человек.
Быть может, он дает ребенку глоток Ñвободы – и тем ÑпаÑает его, научает его ценить Ñвободу, показывает, что жить Ñвободным человеком возможно.
Ð¡Ð²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð°
Учителю гораздо легче Ñделать первый шаг к воÑпитанию Ñвободного, легче проÑвить Ñвой талант к Ñвободе, еÑли он работает в Ñвободной школе.
Ð’ Ñвободной школе – Ñвободные дети и Ñвободные учителÑ.
Таких школ не Ñтоль уж много на Ñвете, но вÑе же они еÑÑ‚ÑŒ, и значит, Ñтот идеал оÑущеÑтвим.
Главное в Ñвободной школе не то, что детÑм предоÑтавлÑÑŽÑ‚ делать вÑе, что они хотÑÑ‚, не оÑвобождение от диÑциплины, а учительÑкий Ñвободный дух, ÑамоÑтоÑтельноÑÑ‚ÑŒ, уважение к учителю.
Ð’ мире много очень Ñтрогих Ñлитных школ Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ порÑдками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них Ñвободные, талантливые, чеÑтные учителÑ, преданные Ñвоему делу, – и потому в школе поддерживаетÑÑ Ð´ÑƒÑ… ÑправедливоÑти. Однако в таких авторитарных школах далеко не вÑе дети выраÑтают Ñвободными. У некоторых, Ñлабейших, талант Ñвободы заглушаетÑÑ, школа ломает их.
Подлинно ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° та, в которую дети идут Ñ Ñ€Ð°Ð´Ð¾Ñтью. Именно в такой школе дети обретают ÑмыÑл жизни. Они научаютÑÑ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ‚ÑŒ Ñвободно, держатьÑÑ Ñвободно, жить Ñвободно и ценить Ñвободу – Ñвою и каждого человека.
Путь к воÑпитанию Ñвободных
Свобода – Ñто и цель, и дорога.
Ð”Ð»Ñ ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ вÑтупить на Ñту дорогу и идти по ней, не Ñлишком уклонÑÑÑÑŒ. Дорога к Ñвободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживатьÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ð¸.
Первый Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ñвободных: не угнетаю ли Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹? ЕÑли Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑƒÐ¶Ð´Ð°ÑŽ их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñкий талант Ñвободы? Передо мной клаÑÑ, Ñ Ð½ÑƒÐ¶Ð´Ð°ÑŽÑÑŒ в определенном порÑдке, чтобы веÑти занÑтиÑ, но не ломаю ли Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°, ÑтараÑÑÑŒ подчинить его общей диÑциплине?
Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопроÑ, но важно, чтобы Ñти вопроÑÑ‹ были заданы Ñебе.
Свобода умирает там, где поÑвлÑетÑÑ Ñтрах. Путь к воÑпитанию Ñвободных – возможно, полное избавление от Ñтраха. Учитель не боитÑÑ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹, но и дети не боÑÑ‚ÑÑ ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ â€“ и Ñвобода Ñама Ñобой приходит в клаÑÑ.
ОÑвобождение от Ñтраха – первый шаг на пути к Ñвободе в школе.
ОÑталоÑÑŒ добавить, что человек Ñвободный вÑегда краÑив. ВоÑпитать духовно краÑивых, гордых людей – Ñто ли не мечта учителÑ?
Комментарии (2):
Отличная статья! Спасибо автору! Все верно.