Методика выполнения упражнения «Убираем Нетки»

1. Определение стратегии выполнения задания

В упражнении «Убираем Нетки» надо посмотреть на свое внешнее поведение, установить, в каких случаях употребляются «НЕТ-ки», расклассифицировать эти случаи по группам, видам и подвидам, каждой типовой группе присвоить имя и выработать к каждой типовой группе ситуаций типовые правила. А уже закончить упражнение можно «в голове», посмотрев на итоговый результат и создав новую идею (концепцию личности).

Сказано – сделано.

2. Учет случаев (фактов) произнесения «НЕТ-ок»

«Врут тому, кому правду говорить опасно» (Николай Иванович Козлов).

У нас цель не наказать, а выяснить обстановку, установить реальное положение дел. Поэтому даже мысли не нужно допускать о наказании.

Следовательно, учет фактов должен вестись спокойно, созерцательно, доброжелательно, даже чуть-чуть провоцирующее (нам же важно не столько точная цифра, сколько выявление предрасположенности, когда слово «НЕТ» уже готово было сорваться с языка).

Срок? Да сколько хочешь! Учет должен вестись на всем протяжении выполнения упражнения.

3. Классификация случаев

Через 3 дня уже набраны факты, есть с чем работать.

На этом этапе надо выявить у фактов общие и отличительные признаки и рассортировать их по группам. Для этого каждый факт пропускаем через два вопроса:

- «Что общего у этого случая произнесения «НЕТ-ки» с остальными?»

- «Что отличает этот случай произнесения «НЕТ-ки» от остальных?».

Даже при первичном сепарировании явно обозначаются три типовых группы случаев произнесения «НЕТ-ок»:

1) В общении с «психологическим начальством» (руководители, родители, старшие и т.п.).

2) В общении с «психологическими равными» (коллеги, друзья, знакомые, незнакомые и т.п.).

3) В общении с «психологическими подчиненными» (подчиненные, дети, младшие и т.п.).

С «психологическим начальством» «НЕТ-ки» обычно произносятся в процессе уклонения от обвинений и поручений, произносятся целенаправленно, защищая и оберегая свой интерес, уклоняясь от использования себя в чужих интересах.

«Нет, я не буду этого делать». «Не надо учить меня жить». «Не хочу».

С «психологическими равными» «НЕТ-ки» произносятся неумышленно, не придавая значения, в процессе обычного разговора (тогда это слова-паразиты) или в запальчивости, споря (тогда они обусловлены взаимным непониманием тезисов оппонентов).

«Нет, а почему ты так говоришь»? «Не, а если попытаться по-другому»?

В общении с «психологическими подчиненными» «НЕТ-ки» произносятся с целью, противоположной случаев с «начальством»: в процессе своевольного навязывания обвинений и поручений для того, чтобы управлять чужим поведением в собственных интересах.

«Нет, ты будешь это делать, и никуда не денешься». «Нет, так не правильно, а правильно – по-другому».

Группы можно объединить в более обширные роды, или разбить на виды и подвиды. Чем подробней и полней будет классификация, тем лучше.

4. Регулирование случаев

Регулирование заключается в выработке правил поведения в каждом типовом случае. Тут уже каждый определяет для себя, в зависимости от своей ситуации.

Например, в общении с «начальством» можно просто избегать ситуаций, которые хоть как-то грозят столкновением интересов и произнесение жесткого «НЕТ» здесь неминуемо. Чтобы их заблаговременно избегать, надо научиться прогнозировать. Научились же люди предсказывать погоду! Если избежать не удается, можно предусмотреть компенсирующие и отвлекающие меры (вовремя перевести внимание на более приоритетные задачи или обоснованно предложить делегировать их другому). Тогда «НЕТ» будет угрожать, но пройдет мимо. Можно принять волевое решение смириться со своим «крестом». Если все совсем плохо и смиряться не хочется, то можно уволиться из отношений. А можно сочетать. Импровизируйте!

По той же схеме определяются варианты поведения и в остальных двух типах случаев.

5. Рождение новой личности

А в конце – самое интересное. Через какое-то время смотрим на свою жизнь и задаем себе вопрос: «Изменилась ли она? И в чем?». Если так жить стало лучше или иначе – создаем обосновывающую концепцию, укрепляем ее, утверждаем в качестве основной и всё. Упражнение считается выполненным.

А где же тут самонаказания, кары и штрафы? Дело в том, что в таком подходе в наказаниях нет смысла, они в нем кажутся чужеродным элементом (более подробно я об этом писал в работе "Говорим тезисами").


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы