Модель психики по З.Фрейду


Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.

Фрейд описал три вида первичных влечений:

  1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);
  2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием);
  3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

«Сверх-Я», Супер-Эго – это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).

Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) – развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире.

«Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога).

Основная функция «Я» заключается в интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».


Итого, во фрейдизме личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Личность не осознает своих настоящих влечений, чувств и целей, без помощи психоаналитика постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Свободы личности нет, самодетерминация отсутствует - если человек думает, что он что-то определяет в своей жизни, он себя обманывает.

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Все поведение носит защитный характер. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания.

Человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Эго принимает путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя.

Фрейд не верит, что есть люди любящие, для которых заботиться о ком-то - о ребенке или любимом - радость. А что думаете по этому поводу вы?

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 8 ноября 2012 13:19:29

А Влечения жизни к любви не относятся?

Гость 4 января 2015 01:49:01

Это потребности...

Светлана 30 октября 2013 00:57:57

Есть люди любящие, Фрейд ошибается. Есть люди, которым тяжело и плохо, когда плохо ближнему. Поэтому они помогают ближнему, из эгоизма. Не все хорошо переносят чужие слёзы и беды. Это способность к состраданию и самопожертвованию присуща не только человеку, но и животному.

Гость 2 декабря 2013 04:50:14

Когда есть энергия и позитивный настрой (что тоже, я думаю, есть энергия), и присутствует желание (как следствие понимания важности, значимости заботы и любви) - тогда такая забота становится и возможной, и необходимой. Это реализация потенциала. Итого - любовь должна стоять во главе угла, и давать энергию, и желание для этой заботы. В этом случае Фрейд будет не прав, я думаю. А без истинной любви ничто не мило.))

Гость 8 февраля 2014 17:32:56

А мы думаем, что любовь и как следствие радость от заботы - огромная побудительная сила формирования Супер-Эго, следование которой приведёт к той самой гармоничности личности. Любовь - это сознательное, усиливающее функцию сознания. Любовь не стоит мешать с бессознательным влечением к спариванию.

Гость 8 октября 2014 21:59:31

Забота - это труд. И лишь со временем я узнаю, радость это или недовольство, опять же своим трудом. Фрейд прав.

Гость 4 января 2015 01:41:33

Я считаю, есть ответственность перед детьми, а любовь - не что иное как эгоизм. Даже любовь к богу в некотором роде просто путают со страхом.

гость 10 декабря 2015 17:27:45

Очень правильно сказано.

Гость 27 ноября 2016 12:28:55

Хотя и его считаю великим, но я считаю, что он больной сукин сын, который по каким-то причинам повернул вверх ногами постулаты любой канонической религии - любовь к ближнему, хотя это не уменьшает его заслуг.

Развитие темы

Самые популярные материалы